Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочетание с ранее рассмотренными шкалами




Если особенности личности, отражающиеся в пике профиля на восьмой шкале, сочетаются с формированием аффективно насыщенных идей, имеющих отношение к состоянию физиче­ского здоровья, то отмечается повышение профиля на первой. При этом если пик профиля на восьмой шкале существенно выше, чем пик на первой, то вероятно формирование некоррегируемых концепций (сверхценных или даже бредовых об­разований), особенно если одновременно отмечается повышение профиля на третьей и седьмой. При незначительном превышении пика профиля на восьмой шкале этот тип профиля чаще указывает на ригидный стереотип поведения, ориентированного на заботу о физическом благополучии. Такая забота может использоваться как средство, позволяющее рационально объ­яснить отчужденность и отгороженность от окружающих на­личием соматически обусловленных затруднений. Следует отметить, что чем более выражен пик на восьмой шкале, тем более вычурный и необычный характер приобретают описания соматических ощущений. Если чувство недостаточной связи с окружением, неудовлетворенной потребности в контактах выражается в нарастании тревоги или подавленности, пик профиля на восьмой шкале сочетается с пиком на второй. Амбивалентное отношение к окружающим порождает при этом наряду со стремлением к контактам угрюмую недовер­чивость, а нередко повышение профиля на четвертой шкале отражает затруднения социализации, связанные с недоста­точной способностью воспринять обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. На оценочных шкалах при этом отме­чается пик профиля на шкале L.

Такая конфигурация профиля (пики на шкалах L, второй, четвертой и восьмой при относительно низком уровне профиля на третьей и седьмой) довольно типична для шизоидных лич­ностей, обеспокоенных своей отгороженностью и испытывающих трудности в социальной адаптации.

Если демонстративные тенденции, обусловленные высоким уровнем вытеснения, проявляются у индивидуумов, которые чувствуют себя отчужденными, непонятыми и не включенными в социальную среду, то. обычно отмечается сочетание пиков на третьей и восьмой шкале. Этот профиль свидетельствует о глубокой дисгармоничности, поскольку отражает парадоксальное сочетание ориентировки на актуальное поведение, на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склонностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев и трудностями межличностной коммуникации.

Такое сочетание при достаточно выраженном подъеме про­филя почти всегда свидетельствует о болезненном состоянии той или иной природы или по крайней мере о легкости возникновения декомпенсаций. Будучи обеспокоены вопросами о месте своей личности в обществе и ее значимости, эти люди нередко формируют круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду, в которой их значимость безоговорочно признается.

Они в меньшей степени, чем лица с изолированными пиками профиля на третьей шкале, способны вытеснять отрицательные сигналы и предпочитают исключать из круга своего общения носителей таких сигналов. Намеренность такого изменения круга общения либо вытесняется, либо хорошо рационализи­руется. Подобного рода поведение может вести к нарастающей десоциализации. Не ощущая себя частью общества, личности описываемого типа обычно менее связаны социальными уста­новками и считают себя вправе принимать решения, затраги­вающие межличностные отношения вне зависимости от обусловленных предшествующими контактами экспектаций. Вы­сказывания и действия окружающих, свидетельствующие об осуждении такой позиции, лица описываемого типа более или менее успешно игнорируют или избегают их путем прекращения общения с лицами, осуждающими их, или, наконец, прибегают ко лжи, чтобы избежать осуждения.

Эти личности эгоцентричны, аутизированы и обычно спо­собны длительно продолжать деятельность только при сохра­нении в ней игрового элемента. Цели, которые требуют напряженной и длительной деятельности, лишенной игрового элемента, они объявляют несущественными.

Наряду с построением своеобразной среды вопрос о своем месте в обществе и значимости своей личности лица с опи­сываемым типом профиля могут разрешать путем идентификации с какой-либо формой деятельности, высокую значимость которой они провозглашают. При этом они предпочитают ситуации, при которых эта идентификация, а также компетентность в избранной области деятельности не могут быть подвергнуты сомнению (деятельность, осуществляемая в одиночку, узкая специализация и т.п.).

Если описанные формы поведения оказываются недостаточ­ными для того, чтобы устранить тревогу или существенно снизить ее уровень, то отмечается также отражающее тревогу повышения профиля на 2-й и на 7-й шкалах, причем высота 7-й шкалы может становиться равной высоте 8-й, в связи с чем в профиле методики многостороннего исследования лич­ности отмечается "плато" на 7-й и 8-й шкалах.

Если в результате затруднения межличностных связей на­рушается социальная адаптация, в профиле методики много­стороннего исследования личности это обычно отражается сочетанием пиков на 8-й и 4-й шкалах. В клинических случаях это сочетание пиков (иногда с дополнительным пиком на 6-й шкале) встречается весьма часто.

Личности с таким типом профиля характеризуется не аг­рессивным асоциальным поведением, а асоциальными поступ­ками, совершенными в результате недоразумения, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности четко осознать социальную норму и своеобразного подхода к ситуации. Неспособность правильно организовать и контроли­ровать свои контакты и своеобразие мышления могут обуслов­ливать связь этих лиц с девиантными группами. Такая связь служит одной из наиболее частых причин их асоциального поведения.

Такой тип профиля характерен для подростков с выраженной тенденцией относиться к окружающим с недоверием, воспри­нимать их как источник потенциальной опасности или во всяком случае как людей чуждых. Постоянное ощущение угрозы может толкать их на превентивное нападение. Если такой стереотип поведения сохраняется в зрелые годы, он способствует нарастанию отгороженности и отчуждения и усилению нару­шений социальной адаптации.

В тех случаях, когда нарушение межличностных связей и нарастающая аутизация сопровождается формированием аф­фективно заряженной идеи или группы идей, профиль методики многостороннего исследования личности характеризуется соче­танием пиков на 6-й и 8-й шкалах. Выраженные повышения профиля на этих шкалах (особенно при отсутствии подъемов на шкалах невротической триады) свидетельствует о склонности к формированию трудно коррегируемых или некоррегируемых концепций, связанных с представлением о наличии угрожающих или опасных действий окружающих. Для них характерна вы­раженная избирательность перцепции, при которой восприни­мается преимущественно информация, подкрепляющая уже сформированную концепцию. Если такой отбор информации выражен настолько, что приводит к утрате контакта с реаль­ностью, а межличностные отношения организуются на базе некоррегируемых концепций, то испытуемый с описываемым типом профиля заменяет реальное общество псевдообществом, представляющим собой совокупность его собственных проекций. В клинике это проявляется бредовыми синдромами.

В этом процессе может играть роль также механизм аутистической коммуникации, проявляющийся, в частности, фор­мированием галлюцинаторных образов. В тех случаях, когда галлюцинаторные переживания полностью определяют поведе­ние, можно говорить об аутистическом обществе.

При умеренной выраженности пиков профиля на 6-й и 8-й шкалах может отмечаться только сочетание аутизации, дистан­цирования, отчуждения с ригидностью и стремлением возложить на окружающих вину за нарушение межличностных отношений, жизненные трудности и эмоциональные конфликты.

Если склонность ориентироваться на внутренние критерии и коммуникативные затруднения сочетается с вызванной этими затруднениями тревожностью (что, в частности, характерно для юношей и девушек с выраженными чертами инфантильности), то профиль методики многостороннего исследования личности может характеризоваться изолированным и более или менее равномерным подъемом на 7-й и 8-й шкалах.

У лиц с таким типом профиля депрессивные тенденции, отмечающиеся вне зависимости от картины профиля на 2-й шкале, сочетаются с раздражительностью и тревожностью или ощущением повышенной утомляемости и апатии.

Если повышение профиля на седьмой и восьмой шкалах наблюдается при наличии и других пиков профиля, то их соотношение отражает либо преобладание тревожности (при относительно более высокой 7-й шкале), либо склонность к возникновению устойчивых стереотипов отклоняющегося по­ведения (при относительном преобладании 8-й).


Девятая шкала

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...