Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по первой главе. ГЛАВА 2 эмпирическое исследование влияния личностных характеристик на особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы




Выводы по первой главе

 

Эмоциональное выгорание формируется из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности. Профессиональной деформации подвержено большинство специалистов различной профессиональной направленности. Эффективность педагогической деятельности всегда была и остается актуальной проблемой в психологических исследованиях. От эффективности профессиональной деятельности педагога во многом зависит, каким будет наше общество и наши будущие поколения.

Исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно показало, что профессиональный стресс без профилактических мер приводит к глубокой депрессии, злоупотреблению алкоголем, наркотикам, а порой и суицидальному поведению. Продолжительный профессиональный стресс, в свою очередь, приводит к выгоранию. Исследования стресса в профессиональной деятельности показывают, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции, профессиональный стресс представляет собой специфический вид стресса, который отражает физиологические и психологические особенности его развития.

К условиям, содействующим возникновению психологического выгорания относят: общественно демографические, индивидуальные и координационные условия. В работе учителей имеется огромное число эмоциогенных условий, которые провоцируют непрерывную напряжённость и приводят к формированию психологического выгорания. Особенность преподавательской профессии это деятельность с детьми, которые владеют собственным характером, коммуникативное напряжение, динамичность субъектов работы, многоплановость вопросов, неясность результата собственной работы, его отсроченность во времени и многое другое. Таким образом, к условиям, которые провоцируют эмоциональное выгорание у работников образовательной сферы относят потребность стабильной включенности в процесс и значительная нагрузка на когнитивные процессы: концентрация интереса, памяти, мышления; значительная эмоциональная работа; высокая ответственность за жизнедеятельность и состояние здоровья учащихся. Так же негативные условия расширяются системой работы преподавателей и индивидуальными условиями.

Важнейшую роль в развитии личности играют самооценка и уверенность в себе. Самооценка представляет собой центральный компонент самосознания, включающий знание о своих качества и их оценочное отношение, что проявляется в поведении. Уверенность – это комплексная личностная характеристика, отражающая позитивное генерализованное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, степень смелости и инициативности в социальных контактах. Самооценка и уверенность в себе образуют уверенное поведение — репертуар навыков, обеспечивающий самореализацию человека в соответствующей социальной среде.

Итоги проделанного исследования феномена эмоционального выгорания и отличительных черт работы педагога, вызывающих появление и  формирование эмоционального выгорания, дают возможность сформировать главные тенденции для профилактики и корректировки, нацеленные на сокращение рабочего напряжения, увеличение профессиональной мотивации, развитие баланса между затраченными педагогом стараниями и приобретенным вознаграждением. В качестве подобных мер могут представлять: аутогенная тренировка, само регулирование, содействие в психогенных группах, создание систем одобрения, самооптимизация рабочих обстоятельств.


ГЛАВА 2 эмпирическое исследование влияния личностных характеристик на особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы

2. 1 Организация и методы исследования

 

Нами было проведено исследование эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы.

База исследования: МБОУ Архангельское СОШ им. А. Н. Косыгина.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 100 педагогов со стажем работы 10-20 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 50 педагогов начальной школы и 50 педагогов средней школы.

Цель – исследование взаимосвязи самооценки и уверенности с особенностями проявления эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы.

Задачи исследования:

- выявить и сравнить уровень эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы;

- определить и сравнить уровень самооценки и уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы;

- установить зависимость эмоционального выгорания от уровня самооценки и уверенности  у педагогов начальной и средней школы;

- разработать рекомендации по преодолению эмоционального выгорания у педагогов.

Гипотеза исследования: выраженность эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы зависит от уровня самооценки и уверенности.

 

Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки и сравнительного анализа полученных данных (критерий U-Манна-Уитни, критерий корреляции rs-Спирмена), интерпретационный метод.

Методики исследования:

1. «Методика диагностики эмоционального выгорания» (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой.

Цель: изучить степень выраженности эмоционального выгорания у медицинских и педагогических работников.

Описание методики: Методика состоит из 22 утверждений, которые дают возможность оценить степень выраженности эмоционального выгорания.

Данный опросник имеет три шкалы:

- эмоциональное истощение (9 утверждений);

- деперсонализация (5 утверждений);

- редукция личных достижений (8 утверждений).

Процедура: испытуемые должны ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в вопроснике. Для этого на листе ответов необходимо отметить позицию для каждого элемента, которая соответствует частоте мыслей и переживаний субъекта: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень» часто», «каждый день».

Все работы должны занимать не более 10 минут. Сводная таблица результатов представлена в приложении.

Обработка результатов осуществляется путем сравнения с «ключом». Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале по отдельности, тем больше у субъекта разных сторон «выгорания». Чем меньше оценка по третьей шкале, тем менее профессиональное «выгорание».

 

2. Методика самооценки личности О. И. Моткова (модификация методики Б. А. Сосновского. ).

Цель методики: определение уровня самооценки личности. Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

Изучаются позитивные факторы личности: нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, гармоничность, экстраверсия. Испытуемому предлагается оценить личностных качеств по степени их выраженности у себя по 5–балльной шкале. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.

3. Тест уверенности в себе (В. Г. Ромек).

Цель: определение уровня уверенности в себе. Под уверенностью понимается обобщенное позитивное когнитивно-эмоциональное отношение к собственным навыкам. Методика включает 3 шкалы:

Уверенность в себе – неуверенность в себе. Высокие показатели по шкале (8-10 стенов) свидетельствуют о выраженной способности к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов.

Социальная смелость – робость, застенчивость. Высокие показатели по шкале (8-10 стенов) говорят о положительных эмоциях, сопровождающих процесс выбора определенной альтернативы поведения и возникающих при необходимости оценки собственных навыков и способностей.

Инициатива в социальных контактах – пассивность. Высокие показатели по шкале (8-10 стенов) свидетельствуют об инициативности и предприимчивости в социальных взаимодействиях, способности предложить собственный способ решения проблемной ситуации, заинтересованности в результативности взаимодействия с людьми.

Тест включает 30 утверждений, на каждое из которых испытуемый должен ответить, выбрав одну из трех предложенных альтернатив.

Методы математико-статистической обработки данных:

Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программа «STATISTICA» v. 12. 0. С целью установления статистической связи был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена – непараметрический критерий, предназначенный для изучения связи между показателями.

Для оценки различий между группами применялся критерий U-Манна-Уитни, который используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.

 

2. 2 Исследование особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы

 

Рассмотрим результаты исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы (Приложение 1) (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Уровень эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы

 

Анализ результатов, отраженных на рисунке 4, показывает, что высоким уровнем эмоционального выгорания обладают 6% педагогов начальной и 14% средней школы. У этих педагогов ярко выражено состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Средний уровень эмоционального выгорания выявлен у 66% педагогов начальной и 60% средней школы. Эти педагоги испытывают умеренно выраженное состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Низким уровнем эмоционального выгорания характеризуются 28% педагогов начальной и 6% средней школы. Эти педагоги не испытывают состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Таким образом, большая часть педагогов начальной и средней школы обладают средним уровнем эмоционального выгорания. Они испытывают умеренно выраженное состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Рассмотрим результаты исследования уровня эмоционального истощения у педагогов начальной и средней школы (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Уровень эмоционального истощения у педагогов начальной и средней школы

Анализ результатов, отраженных на рисунке 5, показывает, что высокий уровень эмоционального истощения выявлен у 14% педагогов начальной и 44% средней школы. У этих педагогов запущен процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов, симптомами которого являются: постоянное эмоциональное и физическое утомление, равнодушное отношение к другим людям, раздражительность и депрессивные реакции.

Средним уровнем психоэмоционального истощения обладают 48% педагогов начальной и 32% средней школы. У этих педагогов наблюдается тенденция к исчерпанию физических, энергетических ресурсов.

Низкий уровень психоэмоционального истощения выявлен у 38% педагогов начальной и 24% средней школы. У этих педагогов признаки исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов либо незначительны, либо отсутствуют.

Таким образом, у большей части педагогов начальной школы психоэмоциональное истощение выражено на среднем уровне – у них наблюдается тенденция к исчерпанию физических, энергетических ресурсов. У педагогов средней школы психоэмоциональное истощение выражено на высоком уровне – у них запущен процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов, симптомами которого являются: постоянное эмоциональное и физическое утомление, равнодушное отношение к другим людям, раздражительность и депрессивные реакции.

По результатам исследования высокий уровень личностного отдаления выявлен у 10% педагогов начальной школы и 34% педагогов средней школы. Эти педагоги находится в состоянии социальной дезадаптации профессионала. Они уменьшили число контактов с другими людьми, проявляют раздражительность и нетерпимость в ситуациях общения, негативизм по отношению к окружающим.

Средним уровнем личностного отдаления обладают 20% педагогов начальной и 52% средней школы. У этих педагогов наблюдается тенденция к уменьшению числа контактов с другими людьми, проявлению повышенной раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизма по отношению к окружающим.

Низкий уровень личностного отдаления выявлен у 70% педагогов начальной и 14% средней школы. У этих педагогов признаки социальной дезадаптации профессионала либо незначительны, либо отсутствуют (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Уровень деперсонализации у педагогов начальной и средней школы

 

Таким образом, у большинства педагогов начальной школы деперсонализация проявляется на низком уровне, что свидетельствует о незначительных признаках или отсутствии социальной дезадаптации профессионала. Большая часть педагогов средней школы демонстрирует тенденцию к социальной дезадаптации профессионала, что выражается в уменьшении числа контактов с другими людьми, проявлении повышенной раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизма по отношению к окружающим.

По результатам исследования профессиональная мотивация на высоком уровне выражена у 36% педагогов начальной и 14% средней школы. Эти педагоги отличаются высокой трудовой мотивацией и энтузиазмом по отношению к своей работе, повышенной продуктивностью и успешностью в работе с людьми, оптимизмом, высокой самооценкой профессиональной компетентности.

Средним уровнем профессиональной мотивации обладают 48% педагогов начальной и 60% средней школы. У этих педагогов выявлена средняя трудовая мотивация, умеренный энтузиазм по отношению к своей работе, достаточная продуктивностью и успешностью в работе с людьми, средняя самооценка профессиональной компетентности.

Низкий уровень профессиональной мотивации выявлен у 16% педагогов начальной и 26% средней школы. Эти педагоги характеризуются низкой трудовой мотивацией и отсутствием энтузиазма по отношению к своей работе, низкой продуктивностью и неспешностью в работе с людьми, низком самооценкой профессиональной компетентности (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Уровень редукции профессиональных достижений у педагогов начальной и средней школы

Таким образом, у большинства педагогов начальной и средней школы профессиональная мотивация выражен на среднем уровне, что указывает на умеренный энтузиазм по отношению к своей работе, достаточную продуктивность и успешность в работе с людьми, среднюю самооценку профессиональной компетентности.

Итак, педагоги начальной школы характеризуются средним уровнем психоэмоционального истощения, низким уровнем личностного отдаления, средним уровнем профессиональной мотивации, средним уровнем эмоционального выгорания в целом. Педагоги средней школы обладают высоким уровнем психоэмоционального истощения, средним уровнем личностного отдаления, средним уровнем профессиональной мотивации, средним уровнем эмоционального выгорания в целом.

Далее с помощью методов математической статистки проведен сравнительный анализ эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы (Приложение 2).

С помощью критерия U-Манна-Уитни выявлены значимые различия между показателями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы (таблица 1).

 

Таблица 1 – Оценка различий между показателями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы

Параметр Сумма рангов в группе 1 Сумма рангов в группе 2 Uэмп Уровень значимости
Уровень эмоционального выгорания 1704, 5 3345, 5 429, 5 р≤ 0, 05
Психоэмоциональное истощение 1898, 5 3152, 2 622, 5 р≤ 0, 05
Личностное отдаление р≤ 0, 05
Профессиональная мотивация 2768, 5 2281, 5 1006, 5 р≤ 0, 01

 

Сравнительный анализ показал, что уровень эмоционального выгорания выше у педагогов средней школы, чем у педагогов начальной школы (U=429, 5; р≤ 0, 05). Это означает, что у педагогов средней школы более выражено состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, чем педагоги начальной школы.

Психоэмоциональное истощение выше у педагогов средней школы, чем у педагогов начальной школы (U=622, 5; р≤ 0, 05). То есть у педагогов средней школы более выражен процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов, симптомами которого являются: постоянное эмоциональное и физическое утомление, равнодушное отношение к другим людям, раздражительность и депрессивные реакции, чем у педагогов начальной школы.

Личностное отдаление выше у педагогов средней школы, чем у педагогов начальной школы (U=279; р≤ 0, 05). Это означает, что у педагогов средней школы более выражена тенденция к социальной дезадаптации профессионала, что выражается в уменьшении числа контактов с другими людьми, проявлении повышенной раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизма по отношению к окружающим, чем у педагогов начальной школы.

Профессиональная мотивация выше у педагогов начальной школы, чем у педагогов средней школы (U=279; р≤ 0, 05). То есть у педагогов начальной школы выше энтузиазм по отношению к своей работе, продуктивность и успешность в работе с людьми, самооценка профессиональной компетентности, чем у педагогов средней школы.

Таким образом, существуют достоверные различия в уровне эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. У педагогов начальной школы более выражена профессиональная мотивация. У педагогов средней школы более выражено психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и уровень эмоционального выгорания в целом.

Полученные данные могут быть объяснены особенностями выборки и особенностями педагогической профессии, которая полна большого количества эмоциональных факторов, вызывающих психоэмоциональный стресс. Учителя часто находят сложные и непредсказуемые стрессы в своей работе, которые характеризуются высокой эмоциональной и информационной нагрузкой и требуют постоянной сосредоточенности на работе, напряжения в своей когнитивной сфере.

Деятельность учителя относится к тем видам работы, которые характеризуются общением и эмоциональным напряжением, активностью предметов труда, различными задачами, большой ответственностью, результатом запоздалого результата. Эта ситуация часто усугубляется частыми конфликтами, плохими отношениями с коллегами и управленческими конфликтами, нечетким регулированием работы и неравным распределением рабочей нагрузки. Кроме того, учителя могут быть не удовлетворены стимулированием своей работы.

Более выраженное состояние эмоционального выгорания у педагогов средней школы можно объяснить тем, что они на протяжении длительного времени сталкиваются со стрессогенными факторами, приводящими к психоэмоциональному истощению. Возрастные особенности школьников, с которыми данные учителя, также выступают детерминантой выгорания. Учащиеся средней школы – это подростки, которые переживают возрастной кризис. В этот период они проявляют строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Педагоги не могут это игнорировать и прикладывают свои усилия для установления с ними оптимальных отношений, для того чтобы внести свой вклад в развитие и воспитание этих школьников. Неудавшиеся попытки педагоги могут тяжело переживать, отражаться на их эмоциональном состоянии.

 

2. 3 Характеристика самооценки и уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы

 

Рассмотрим результаты исследования самооценки личности у педагогов начальной и средней школы (Приложение 1) (рисунок 8).

 

Рисунок 8 – Уровень самооценки у педагогов начальной и средней школы

 

Анализ результатов, отраженных на рисунке 6, показывает, что высокая самооценка выявлена у 52% педагогов начальной и 26% педагогов средней школы. Эти педагоги высоко оценивают свои нравственные и волевые качества, уверены в себе и своих возможностях, общительны. Их самооценка адекватная и гармонична.

Средний уровень самооценки выявлен у 40% педагогов начальной и 50% педагогов средней школы. Эти педагоги отличаются адекватной, но недостаточно гармоничной самооценкой. Они критично оценивают себя и свои нравственные и волевые качества, в умеренной степени уверены в себе и общительны.

Низкая самооценка выявлена у 8% педагогов начальной и 24% педагогов средней школы. Эти педагоги низко оценивают свои нравственные и волевые качества, не уверены в себе и своих возможностях, замкнуты. Их самооценка неадекватная и негармонична.

Таким образом, большая часть педагогов начальной школы высоко оценивают свои нравственные и волевые качества, уверены в себе и своих возможностях, общительны. Педагоги средней школы обладают средней самооценкой – они критично оценивают себя и свои нравственные и волевые качества, в умеренной степени уверены в себе и общительны.

Далее с помощью методов математической статистки проведен сравнительный анализ уровня самооценки у педагогов начальной и средней школы (Приложение 2).

С помощью критерия U-Манна-Уитни выявлены значимые различия между показателями самооценки у педагогов начальной и средней школы (таблица 2).

 

Таблица 2 – Оценка различий между показателями самооценки у педагогов начальной и средней школы

Параметр Сумма рангов в группе 1 Сумма рангов в группе 2 Uэмп Уровень значимости
Уровень самооценки р≤ 0, 05  

 

Сравнительный анализ показал, что существуют достоверные различия между показателями самооценки у педагогов начальной и средней школы. Уровень самооценки выше у педагогов начальной школы, чем у педагогов средней школы (U=676; р≤ 0, 05). То есть педагоги начальной школы выше оценивают свои нравственные и волевые качества, чем педагоги средней школы.

Рассмотрим результаты исследования уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы (Приложение 1) (рисунок 9).

 

Рисунок 9 – Уровень уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы

 

Анализ результатов, отраженных на рисунке 9, показывает, что высоким уровнем уверенности в себе обладают 48% педагогов начальной и 24% педагогов средней школы. Эти педагоги позитивно относятся к собственным навыкам, обладают выраженной способностью к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов.

Средний уровень уверенности в себе выявлен у 38% педагогов начальной и 44% педагогов средней школы. Для этих педагогов характерно избирательное отношение к себе, в зависимости от ситуации они проявляют или позитивное, или негативное когнитивно-эмоциональное отношение к собственным навыкам, испытывают незначительные трудности в принятии решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов.

Низким уровнем уверенности в себе обладают 14% педагогов начальной и 32% педагогов средней школы. Эти педагоги проявляют обобщенное негативное когнитивно-эмоциональное отношение к собственным навыкам, неспособность к принятию решений в сложных ситуациях, слабый контроль собственных действий.

Таким образом, педагоги начальной школы обладают преимущественно высокой уверенностью в себе – они позитивно относятся к собственным навыкам, обладают выраженной способностью к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов. У большей части педагогов средней школы выявлен средний уровень уверенности в себе – они избирательно относятся к себе, в зависимости от ситуации они проявляют или позитивное, или негативное отношение к собственным навыкам, испытывают незначительные трудности в принятии решений в сложных ситуациях, обладают средним самоконтролем.

Рассмотрим результаты исследования социальной смелости (смелость в социальных контактах как компонент эмоциональной уверенности) у педагогов начальной и средней школы (Приложение 1) (рисунок 10).

Рисунок 10 – Уровень социальной смелости у педагогов начальной и средней школы

Анализ результатов, отраженных на рисунке 10, показывает, что высоким уровнем социальной смелости обладают 54% педагогов начальной и 30% педагогов средней школы. Эти педагоги проявляют положительные эмоции в процессе выбора определенной альтернативы поведения и при оценке собственных навыков и способностей.

Средний уровень социальной смелости выявлен у 36% педагогов начальной и 38% педагогов средней школы. Для этих педагогов характерно избирательное проявление эмоций в процессе выбора определенной альтернативы поведения и при оценке собственных навыков и способностей.

Низким уровнем социальной смелости обладают 10% педагогов начальной и 32% педагогов средней школы. Эти педагоги отличаются проявлением негативных эмоций в процессе выбора определенной альтернативы поведения и при оценке собственных навыков и способностей.

Таким образом, педагоги начальной школы обладают преимущественно высоким уровнем социальной смелости – они проявляют положительные эмоции в процессе выбора определенной альтернативы поведения и при оценке собственных навыков и способностей. У большей части педагогов средней школы выявлен средний уровень социальной смелости, что свидетельствует об избирательном проявлении эмоции в данной ситуации.

По результатам исследования, высоким уровнем инициативы в социальных контактах обладают 36% педагогов начальной и 18% педагогов средней школы. Эти педагоги обладают высокой степенью проявления инициативности в социальных взаимодействиях, способностью предложить собственный способ решения проблемной ситуации, заинтересованностью в результативности взаимодействия с людьми.

Средний уровень инициативы в социальных контактах выявлен у 42% педагогов начальной и 28% педагогов средней школы. Для этих педагогов характерна средняя инициативность в социальных взаимодействиях, умеренная способность предложить собственный способ решения проблемной ситуации, заинтересованностью в результативности взаимодействия с людьми.

Низким уровнем инициативы в социальных контактах обладают 22% педагогов начальной и 54% педагогов средней школы. Эти педагоги отличаются не стремятся к проявлению инициативности в социальных взаимодействиях, что свидетельствует о незаинтересованности в положительных результатах общения с окружающими (рисунок 11).

 

Рисунок 11 – Уровень инициативы в социальных контактах у педагогов начальной и средней школы

 

Таким образом, педагоги начальной школы обладают преимущественно средним уровнем инициативы в социальных контактах – они проявляют среднюю инициативность в социальных взаимодействиях, способность предложить собственный способ решения проблемной ситуации, заинтересованность в результативности взаимодействия с людьми. У большей части педагогов средней школы выявлен низкий уровень инициативы в социальных контактах, что свидетельствует об отсутствии стремления проявлять инициативу в социальном общении, интереса к продуктивным взаимным отношениям.

Итак, педагоги начальной школы характеризуются ярко выраженной уверенностью в себе, умеренной социальной смелостью и инициативностью в социальных контактах. Педагоги средней школы отличаются умеренно выраженной уверенностью в себе, умеренной социальной смелостью и низкой инициативностью в социальных контактах.

Далее с помощью методов математической статистки проведен сравнительный анализ уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы (Приложение 2).

С помощью критерия U-Манна-Уитни выявлены значимые различия между показателями уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы (таблица 3).

 

Таблица 3 – Оценка различий между показателями уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы

Параметр Сумма рангов в группе 1 Сумма рангов в группе 2 Uэмп Уровень значимости
Уверенность в себе р≤ 0, 05
Социальная смелость 3077, 5 1972, 5 697, 5 р≤ 0, 05
Инициатива в социальных контактах 3088, 5 1961, 5 686, 5 р≤ 0, 05

 

Сравнительный анализ показал, что уровень уверенности в себе выше у педагогов начальной школы, чем у педагогов средней школы (U=699; р≤ 0, 05). Это означает, что у педагогов начальной школы более выражено позитивное отношение к собственным навыкам, способность к принятию решений в сложных ситуациях, контроль собственных действий и их результатов, чем педагоги средней школы.

Социальная смелость выше у педагогов начальной школы, чем у педагогов средней школы (U=697, 5; р≤ 0, 05). Это означает, что для педагогов начальной школы более характерно проявлять положительные эмоции в процессе выбора определенной альтернативы поведения и при оценке собственных навыков и способностей, чем для педагогов средней школы.

Инициатива в социальных контактах выше у педагогов начальной школы, чем у педагогов средней школы (U=686, 5; р≤ 0, 05). Это означает, что педагоги начально школы более инициативны в социальных взаимодействиях, способны предлагать собственный способ решения проблемной ситуации, более заинтересованы в результативности взаимодействия с людьми, чем педагоги средней школы.

Таким образом, существуют достоверные различия в уровне уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы. У педагогов начальной школы более выражена уверенность в себе и своих способностях, социальная смелость и инициатива в социальных контактах, чем у педагогов средней школы.

 

2. 4 Анализ взаимосвязи самооценки и уверенности в себе с проявлениями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы

 

Для анализа взаимосвязи самооценки и уверенности в себе с проявлениями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы был использован критерий линейной ранговой корреляции rs-Спирмена. Данный критерий был выбран потому, что он является непараметрическим, не требует нормального распределения переменных, позволяет установить взаимосвязи между параметрами (Приложение 2).

Результаты исследования взаимосвязи самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов начальной школы представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Показатели взаимосвязи самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов начальной школы

Взаимосвязь параметров Коэффициент rs-Spearman Уровень значимости
Уровень самооценки и Уровень эмоционального выгорания -0, 58 р≤ 0, 05
Уровень самооценки и Профессиональная мотивация 0, 61 р≤ 0, 05
Уверенность в себе и Уровень эмоционального выгорания -0, 53 р≤ 0, 05
Социальная смелость и Психоэмоциональное истощение -0, 64 р≤ 0, 05
Инициатива в социальных контактах и Личностное отдаление -0, 62 р≤ 0, 05

 

Анализируя показатели, представленные в таблице 4, можно заключить, что выявлены корреляционные связи между следующими переменными:

Уровень самооценки и Уровень эмоционального выгорания (rs=-0, 58 при p≤ 0, 05). Выявленная обратная связь означает, что педагоги начальной школы, которые высоко оценивают свои личностные, нравственные и волевые качества, не испытывают состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Уровень самооценки и профессиональная мотивация выгорания (rs=0, 61 при p≤ 0, 05). Выявленная прямая связь означает, что педагоги начальной школы, которые высоко оценивают свои личностные, нравственные и волевые качества, отличаются высокой трудовой мотивацией и энтузиазмом по отношению к своей работе, повышенной продуктивностью и успешностью в работе с людьми, оптимизмом, высокой самооценкой профессиональной компетентности.

Уверенность в себе и Уровень эмоционального выгорания (rs=-0, 53 при p≤ 0, 05). Выявленная обратная связь означает, что педагоги начальной школы, которые позитивно относятся к собственным навыкам, обладают выраженной способностью к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов, не испытывают состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Социальная смелость и Психоэмоциональное истощение (rs=-0, 64 при p≤ 0, 05). Выявленная обратная связь означает, что педагоги начальной школы, которые проявляют положительные эмоции в процессе выбора определенной альтернативы поведения и при оценке собственных навыков и способностей, не испытывают постоянное эмоциональное и физическое утомление, равнодушное отношение к другим людям и раздражительность.

 

Инициатива в социальных контактах и Личностное отдаление (rs=-0, 62 при p≤ 0, 05). Выявленная обратная связь означает, что педагоги начальной школы, которые обладают высокой степенью проявления инициативности в социальных взаимодействиях, способностью предложить собственный способ решения проблемной ситуации, заинтересованностью в результативности взаимодействия с людьми, не стремятся уменьшить число контактов с другими людьми, не проявляют раздражительность и нетерпимость в ситуациях общения, негативизм по отношению к окружающим.

Таким образом, в группе педагогов начальной школы установлено влияние самооценки и уверенности в себе на уровень эмоционального выгорания. Педагоги с высоким уровнем самооценки менее подвержены эмоциональному выгоранию. Педагоги, обладающие повышенной уверенностью в себе, практически не подвержены проявлениям эмоционального истощения. Педагоги, проявляющие инициативу в социальных контактах, в меньшей степени проявляют признаки личностного отдаления.  

 

Результаты исследования взаимосвязи самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов средней школы представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Показатели взаимосвязи самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов средней школы

Взаимосвязь параметров Коэффициент rs-Spearman Уровень значимости
Уровень самооценки и Уровень эмоционального выгорания -0, 51 р≤ 0, 05
Уверенность в себе и Психоэмоциональное истощение -0, 47 р≤ 0, 05
Социальная смелость и Профессиональная мотивация 0, 69 р≤ 0, 05
Инициатива в социальных контактах и Личностное отдаление -0, 55 р≤ 0, 05

 

Анализируя показатели, представленные в таблице 5, можно заключить, что выявле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...