Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




Эмоциональное выгорание - это изменение личностных качеств (восприятие стереотипов, ценностей, установок, характера, способов общения и поведения), происходящее под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Основной причиной эмоционального выгорания педагогов является необходимость проявлять чувство заботы об обучающемся. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам работы учителя: знаниям, педагогическим навыкам и методам деятельности, и, конечно же, личностным свойствам.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что большая часть педагогов начальной и средней школы обладают средним уровнем эмоционального выгорания. Они испытывают умеренно выраженное состояние, развивающееся на фоне хронического стресса, способствующее истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Педагоги начальной школы характеризуются средним уровнем эмоционального истощения, низким уровнем личностного отдаления, средним уровнем профессиональной мотивации, средним уровнем эмоционального выгорания в целом. Педагоги средней школы обладают высоким уровнем эмоционального истощения, средним уровнем личностного отдаления, средним уровнем профессиональной мотивации, средним уровнем эмоционального выгорания в целом. Существуют достоверные различия в уровне эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. У педагогов начальной школы более выражена инициатива в социальных контактах и менее выражено личностное отдаление.. У педагогов средней школы более выражено эмоциональное истощение, личностное отдаление и уровень эмоционального выгорания в целом.

Нами было установлено, что большая часть педагогов начальной школы высоко оценивают свои нравственные и волевые качества, уверены в себе и своих возможностях, общительны. Педагоги средней школы обладают средней самооценкой – они критично оценивают себя и свои нравственные и волевые качества, в умеренной степени уверены в себе и общительны. Выявлены достоверные различия между показателями самооценки у педагогов начальной и средней школы. Уровень самооценки выше у педагогов начальной школы, чем у педагогов средней школы. То есть педагоги начальной школы выше оценивают свои личностные, нравственные и волевые качества, чем педагоги средней школы.

Установлено, что педагоги начальной школы характеризуются ярко выраженной уверенностью в себе, умеренной социальной смелостью и инициативностью в социальных контактах. Педагоги средней школы отличаются умеренно выраженной уверенностью в себе, умеренной социальной смелостью и низкой инициативностью в социальных контактах. Существуют достоверные различия в уровне уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы. У педагогов начальной школы более выражена уверенность в себе и своих способностях, социальная смелость и инициатива в социальных контактах, чем у педагогов средней школы.

В группе педагогов начальной школы установлено влияние самооценки и уверенности в себе на уровень эмоционального выгорания. Педагоги с высоким уровнем самооценки не испытывают эмоциональное выгорание. Педагоги с высокой самооценкой имеют высокий уровень профессиональной мотивации. Педагоги, обладающие уверенностью в себе, не испытывают серьёзных проявлений эмоционального выгорания. Педагоги с выраженной социальной смелостью не испытывают эмоциональное истощение. Педагоги, проявляющие инициативу в социальных контактах, не проявляют личностное отдаление.

В группе педагогов средней школы установлено влияние самооценки и уверенности в себе на уровень эмоционального выгорания. Педагоги с высоким уровнем самооценки не испытывают эмоциональное выгорание. Педагоги, обладающие уверенностью в себе, не испытывают психоэмоциональное истощение. Педагоги с выраженной социальной смелостью имеют высокий уровень профессиональной мотивации. Педагоги, проявляющие инициативу в социальных контактах, не проявляют личностное отдаление.  

Гипотеза исследования о том, что самооценка и уверенность в себе оказывают влияние на выраженность эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы, подтвердилась.

На основе результатов исследования мы разработали практические рекомендации. С целью предупреждения эмоционального выгорания у педагогов должны решаться следующие задачи: повышение самооценки, формирование уверенности в себе, повышение социальной смелости; развитие инициативности в социальных контактах; формирование психологической устойчивости. Целесообразно посещать лекции, мастер классы, тренинговые и практические занятия, на которых участники могут познакомиться с феноменом выгорания, исследовать предпосылки появления выгорания и его развития, научиться психологическим практикам, которые ориентированы на сокращение уровня выгорания и снижение его негативного воздействия на личность и деятельность сотрудника.

Дальнейшими перспективами исследования может стать проведение сравнительного изучения специфики эмоционального выгорания у работников различных сфер педагогической деятельности, таких как персонал колледжей, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...