Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература: 4,с. 137-140; 13,с. 317-321; 20,с. 49-88. 176




Литература: 4, с. 137-140; 13, с. 317-321; 20, с. 49-88. 176


Задание 6. Влияние способа слухового
§25                    восприятия на продуктивность

воспроизведения

Тема задания

Задание посвящено освоению схемы межгруппового эксперимента с двумя качественными уровнями независимой переменной. Об­суждаются вопросы, связанные с внутренней валидностью меж­группового эксперимента, основные источники нарушения внут­ренней валидности и способы ее повышения. Рассматриваются две схемы контроля индивидуальных различий испытуемых — страте­гии попарного уравнивания и случайного подбора в группы, а также предлагаются способы проверки адекватности их использования для контроля систематического смешения условий независимой переменной с фактором индивидуальных различий. В задании также обсуждается проблема операциональной валидности — проблема соответствия независимой и зависимой переменных.

Введение

Проблема механизмов избирательности восприятия наиболее ин­тенсивно разрабатывалась и продолжает разрабатываться в рамках те­оретико-информационного подхода. В исследованиях, проводимых в этом русле, были выдвинуты многочисленные модели механизмов избирательности.

Первая модель была предложена Д. Бродбентом в 1958 г. Она осно­вана на предположении об ограниченности пропускной способности перцептивной системы в параллельной переработке информации, поступающей одновременно по нескольким каналам. Это предполо­жение было проверено экспериментально следующим образом.

Испытуемым с магнитофона дихотически предъявлялись три пары цифр. Цифры произносились одним и тем же диктором с интервалом 0, 5 с. При этом им предлагалось прослушать и воспроизвести все циф­ры в любом порядке. Было показано, что в 65% случаев испытуемые правильно воспроизводили весь материал. В 62% случаев они воспро­изводили цифры не в порядке их предъявления, а поканально: внача­ле с одного канала, затем с другого. Если же в данной эксперимен­тальной ситуации испытуемым предлагалось воспроизвести цифры попарно, т. е. в порядке их предъявления (первая пара, вторая и тре­тья), то качество воспроизведения ухудшалось более чем в три раза.

Полученные результаты использовались Д. Бродбентом для разра­ботки модели перцептивного внимания. Схематично эта модель пред­ставлена на рис. 18.

12-6187


     

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенсорный

вход Выделение физических характерис­тик сообщений

 

Кратко­времен­ная память

 

Фильтр, который задержива­ет канал

Б, но пропуска­ет канал А

 

Опозна­ние. Долго­времен­ная память

 
Внеш­няя инфор­мация А Входные каналы Б А Б

А

Отве
       

 

Рис. 18. Модель перцептивного внимания по Д. Бродбенту.

Как видно из рисунка, модель Д. Бродбента включает 2 стадии пере­работки информации. На первой стадии осуществляется одновременная переработка всей поступающей информации. Переработка начинается с выделения физических характеристик сообщений, на основе которых происходит выделение различных каналов информации. В данной моде­ли каналы понимаются как потоки информационных сообщений, раз­личающиеся по одной или нескольким физическим характеристикам. Информация по каждому каналу поступает в кратковременную память, которая является последним звеном параллельной обработки.

Из блока кратковременной памяти информация поступает во вто­рую стадию переработки, в которой происходит ее опознание. Это ста­дия последовательной переработки информации. Перед блоком опозна­ния находится система фильтра, которая регулирует очередность обра­ботки каналов на основе фильтрации их физических признаков. После опознания информация может быть переведена на хранение в долговре­менную память или репродуцирована в виде речевого ответа.

Цель задания — экспериментальная проверка следствий из модели Д. Бродбента о том, что слуховая перцептивная система обладает ог­раниченной пропускной способностью к параллельной переработке информации. Соответствующая экспериментальная гипотеза должна предполагать, что продуктивность параллельной обработки информа­ции в условиях дихотического прослушивания окажется ниже, чем при последовательной ее обработке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...