Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Количество правильных ответов в каждой подгруппе испытуемых с различным объемом кратковременной памяти




Количество правильных ответов в каждой подгруппе испытуемых с различным объемом кратковременной памяти

(каждое значение вычислено по 100 пробам)

 

 

Условия НП

Значение показателя теста на КП

меньше 6 больше 9
Группа 2 (свободное прослушивание)
Группа 1 (попарное прослушивание)

 

§26

Задание 7. Влияние семантических признаков на избирательность восприятия речевых сообщений

Тема задания

В задании обсуждаются проблемы планирования так называемых «чистых» экспериментов, которые являются идеальным образцом проведения лабораторных экспериментов. В этой связи рассматри­ваются типы сопутствующих смешений единичной независимой переменной с побочными переменными: естественное смешение и искусственное смешение, а также различные способы контроля этих видов смешений. Детально рассматривается один из способов контроля естественного сопутствующего смешения — использо­вание расширенной переменной.

Введение

Эксперименты Д. Бродбента и его модель перцептивного внима­ния послужили основой для разработки более точных представлений о механизмах избирательности восприятия. В частности, гипотеза Д. Бродбента о том, что избирательность слухового восприятия рече­вых сообщений обеспечивается механизмом фильтрации характерис­тик речи, была подвергнута более тщательной экспериментальной проверке в исследованиях А. Трейсман, которая обратила внимание на тот факт, что в экспериментах Д. Бродбента варьировались лишь физические характеристики речи. Гипотеза о том, что информация фильтруется только на основе физических признаков, выглядела ма­лоубедительной, поскольку экспериментально не исследовалась зна­чимость влияния каких-либо других характеристик речи на перцеп­тивный выбор.

В частности, А. Трейсман выдвинула гипотезу, в соответствии с которой избирательность слухового восприятия речевых сообщений может обеспечиваться механизмом фильтрации не только физичес­ких, но и семантических характеристик речи. При экспериментальной проверке данной гипотезы перед автором возникла проблема выделе­ния семантических характеристик речи в качестве единичной незави­симой переменной, поскольку в речи эти характеристики естествен­ным образом связаны с физическими. Решение этой проблемы было осуществлено с помощью специальной организации предъявления стимульного материала. Испытуемым дихотически предъявлялись от­рывки из рассказов и тексты с различным порядком приближения к естественному языку. Тексты читались одним и тем же диктором с одинаковой громкостью. Испытуемые должны были «вторить» сооб­щению, передаваемому по одному из физических каналов. В какой-то


 


момент направление звучания текстов менялось. Тот текст, который раньше предъявлялся из правого наушника, переключался на левый наушник и наоборот.

Оказалось, что в большинстве случаев испытуемые после «пере­креста» сообщений вопреки инструкции повторяли отдельное слово или словосочетание из нерелевантного канала, которое по контексту являлось продолжением релевантного. Затем они вновь возвращались к повторению релевантного сообщения. Этот феномен наблюдался только в тех случаях, когда производился «перекрест» осмысленных, семантически связанных текстов. Полученные результаты позволили А. Трейсман выдвинуть возражения против модели Бродбента. По мне­нию автора, если бы фильтр полностью блокировал прохождение нерелевантной информации во время восприятия релевантной, то ее опознание было бы в принципе невозможно. На основании этих ре­зультатов А. Трейсман выдвинула новую гипотезу о механизме изби­рательности. Она предположила, что нерелевантная информация не отвергается на фильтре полностью, а проходит через него и лишь ослабляется. Эта ослабленная информация может быть опознана ис­пытуемым, если совпадает по контексту с содержанием релевантно­го сообщения. Следовательно, разделение каналов информации про­исходит уже после прохождения фильтра на основе анализа не толь­ко физических, но и семантических характеристик речи.

Цель задания — проверка предположения А. Трейсман о том, что избирательность слухового восприятия речевых сообщений осуществ­ляется на основе анализа не только физических, но также и семанти­ческих признаков. Соответствующие формулировки эксперименталь­ной гипотезы (ЭГ) и контргипотезы (КГ) студенты должны предло­жить самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...