Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отработка задания. Обработка результатов. 3. Результаты обработки протоколов. 4. Сводная таблица результатов по 4 экспериментальным группам




Отработка задания

Если проводится распределение испытуемых по группам из имею­щейся конкретной выборки испытуемых, то необходимо изменить способ составления групп. Существуют различные способы контроля идентичности групп, позволяющие в определенной степени освобо­диться от нежелательного влияния индивидуальных различий и обеспе­чить внешнюю валидность эксперимента. Одним из таких способов яв­ляется случайный подбор в группы с выделением слоев, который под-


ходит для нашего исследования. Применение схемы случайного распре­деления слоев начинают с классификации испытуемых по некоторому значимому признаку — в данном случае времени, затраченному испы­туемым на поиск решения задачи. Для этого подбираются две задачи приблизительно равной трудности с тем, чтобы их можно было исполь­зовать как для предварительного тестирования, так и для эксперимента.

Группы испытуемых можно разделить поровну, и каждой половине дать свою задачу (возможен групповой эксперимент). Затем на основа­нии результатов решения выделяются, например, четыре слоя: те ис­пытуемые, которые решали задачу менее 5 мин; те, которые затратили на решение от 5 до 10 мин; от 10 до 15 мин; те испытуемые, которые решали задачу более 15 мин. Внутри каждого слоя проводится случайное распределение по экспериментальным группам. Таким способом долж­но быть получено четыре группы по результатам предварительного ре­шения задач и соответствующего распределения испытуемых.

На следующем занятии, после того как все эксперименты прове­дены и индивидуальные данные обработаны, составляются сводные таблицы и подсчитываются общегрупповые результаты.

Независимо от того, будет ли последующая обработка общегруппо­вых данных производиться сообща или индивидуально, знание каждым студентом всех ее этапов и представленность ее в отчете обязательны.

Обработка результатов

1. На основании протокола рассуждений выделяются следующие показатели решения задачи испытуемым, представленные в табл. 3.

3. Результаты обработки протоколов

(отдельно для каждой из 4 групп)

 

Показатели процесса решения (ЗП) Числовое значение

1 Количество общих целей, выдвинутых во время решения

2 Количество промежуточных целей, завершившихся ошибочным преобразованием, плюс количество промежуточных целей,

в которых переставляется меньшее (чем требуется) количество спичек

3 Количество конкретных промежуточных целей, приводящих к решению (количество предложенных вариантов решений)

4 Частота называния элементов:

число всех перемещенных спичек число спичек

5 Среднее время промежуточного решения:

общее время

число всех промежуточных целей_______ I      ________


2. Строится сводная таблица (табл. 4) всех индивидуальных резуль­татов. Подсчитываются средние значения зависимых переменных для каждого из 4 экспериментальных условий.

4. Сводная таблица результатов по 4 экспериментальным группам

 

 

Зависимая переменная

Среднее значение (показателя) ЗП в группах

№ 1 № 2 № 3 №4
      г

3. Отдельно для каждой из выделенных зависимых переменных проверяются статистические гипотезы о значимости влияния незави­симых переменных и их взаимодействия на количественные парамет­ры решения. Студентам рекомендуется разделиться на группы по 3-4 человека для анализа одного из 5 параметров. Эта подгруппа отвечает за правильную формулировку статистических гипотез и логику содер­жательного вывода о том, как по выбранной зависимой переменной характеризуются отличия экспериментальных групп.

Для проверки статистических гипотез предлагается использовать схему двухфакторного дисперсионного анализа или его аналоги для непараметрической статистики [Рунион, 1982].

На основе статистических решений строится целостное описание того, изменялось ли и каким образом — по каким параметрам — ре­шение задачи в зависимости от ситуационных условий.

Обсуждение результатов

1. Проанализируйте, как соотносится полученный Вами на осно­вании обработанных результатов вид взаимодействия с выдвинутой экспериментальной гипотезой. Получился ли в проведенном Вами эксперименте такой сдвиг количественных и качественных показате­лей продуктивности решения задачи, который позволяет отвергнуть нуль-гипотезы об отсутствии влияния варьируемых факторов и их вза­имодействия на процесс решения? Если все или некоторые нуль-ги­потезы не отвергнуты, то сформулируйте комбинированную гипоте­зу, которая соответствовала бы полученным результатам.

2. Привлеките количественные показатели процессов целеобразо-вания и фиксированные Вами рассуждения испытуемых вслух при решении задачи для вынесения суждения о том, в какой степени ока­залось возможным ситуационное задание познавательной мотивации при помощи инструкции. Дают ли эти данные материал для выводов о том, что при более активном уровне первой независимой перемен-


ной — мотивации — осуществляется более углубленный и содержа­тельный анализ условий задачи?

3. Как следует оценить операциональную валидность данного экс­перимента с точки зрения его реализации?

4. Насколько организация и планирование эксперимента соответ­ствуют проверке выдвинутой гипотезы? Какие другие гипотезы мож­но обсуждать при таком же плане?

В выводах представить краткие заключения о возможности или не­возможности принятия экспериментальной гипотезы (в последнем слу­чае сформулировать контргипотезу или третью конкурирующую гипо­тезу) и об адекватности организации эксперимента для проверки выд­винутой комбинированной гипотезы. Предложить изменения или дополнения к экспериментальному плану для повышения валидности эксперимента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...