Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя среда организации




ПРОГРАММА КУРСА

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ)

ЦЕЛИ КУРСА

В курсе изучаются базовые понятия менеджмента и ключевые управленческие процессы в организации. Курс знакомит с теоретическими вопросами управления и их практической реализацией в деятельности руководителя.

Курс нацелен на формирование и развитие следующих управленческих компетенций:

Когнитивных компетенций:

· системного представления об организации и управленческих процессах, ролях руководителя и функциях управления;

· базовых знаний в области стратегического управления;

· базовых знаний, необходимых для эффективного управления человеческими ресурсами в современной организации.

Функциональных компетенций:

· навыков анализа внешней и внутренней среды организации в условиях изменений

· способности анализировать и проектировать организационную структуру предприятия в соответствии со стратегий предприятия;

· умений, необходимых для эффективного управления человеческими ресурсами в современной организации, включая способности к анализу и разработке действий по формированию и изменению организационной культуры;

· способности проектировать организационные изменения различных типов.

Личностных компетенций:

· коммуникативных способностей, в том числе навыков работы с информацией и публичного выступления;

· навыков принятия индивидуальных и групповых управленческих решений;

· навыков организации командного взаимодействия, в том числе и с лидерских позиций.

Курс «Управление организациями (Общий менеджмент)» является базовым для изучения других дисциплин программы «Менеджмент»: «Стратегическое управление», «Операционный менеджмент», «Управление персоналом» и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Системный подход к организации: Организация как система; характеристики организации, подходы к изучению организации, жизненный цикл организации. Роль управления в организации, сущность управленческой деятельности, методологические подходы к управлению. Основные характеристики системы управления. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации. Функции управления. Связующие процессы. Роли менеджера. Знания, умения и навыки современного менеджера.

Контрольные вопросы:

1. Определите различия между горизонтальным и вертикальным разделением труда на примере вашей организации.

2. Какие функции управления, и каким образом выполняете вы? Приведите примеры.

3. Опишите основные элементы внутренней среды вашей организации

4. Охарактеризуйте структуру внешней среды вашей организации. Выделите наиболее значимые факторы.

5. Определите стадию жизненного цикла вашей организации. Обоснуйте.

6. Приведите примеры исполнения различных управленческих ролей в вашей деятельности.

Тема 2. Стратегическое управление. Сущность, необходимость, принципы стратегического управления. Модель стратегического управления. Характеристика целей (SMARTER). Система управления по целям (MBO). Классификация стратегий, эталонные стратегии развития бизнеса. Инструментарий стратегического планирования: матрицы BCG и SWOT-анализ.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте миссию своей организации.

2. Каковы характеристики эффективных целей? Приведите примеры целей своей организации или подразделения.

3. Какова цель анализа внешних опасностей и возможностей? Приведите примеры для своей организации.

4. Каким образом осуществляется процесс стратегического управления в вашей организации? Укажите достоинства и недостатки.

5. Идентифицируйте стратегию вашего предприятия, используя эталонные стратегии. Обоснуйте ответ.

Тема 3. Организационные структуры и механизмы управления. Организация взаимодействия и полномочий. Виды полномочий. Системы распределения полномочий в организации. Ответственность. Делегирование полномочий. Типы организационных структур: классические и современные. Проектирование и выбор организационной структуры, оценка ее эффективности. Связь стратегии и организационной структуры.

Контрольные вопросы:

1. Опишите штабные, линейные, функциональные полномочия в вашей организации.

2. В чем заключается сущность и необходимость делегирования для вас и вашей организации?

3. Приведите примеры препятствий для эффективного делегирования из своей практики.

4. Определите тип организационной структуры вашего предприятия. Обоснуйте.

5. Укажите принципы проектирования организации, лежащие в основе создания организационной структуры вашего предприятия.

6. Определите соответствие организационной структуры вашего предприятия его стратегии.

7. Определите направления совершенствования организационной структуры вашего предприятия. Обоснуйте.

Тема 4. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами. Сущность проблемы взаимодействия человека и организации. Личностные характеристики, определяющие поведение человека. Характеристики окружения, оказывающие воздействие на включение человека в деятельность организации. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Основные теории мотивации и их применение на практике. Группы и команды в организации. Групповая динамика. Власть и влияние в организации. Основные теории лидерства. Конфликты: типы, причины, последствия. Управление конфликтами в организации.

Контрольные вопросы:

1. Какие личностные характеристики работников вы считаете наиболее значимыми с точки зрения эффективности функционирования вашей организации?

2. Приведите примеры использования на практике различных теорий мотивации.

3. Охарактеризуйте основные параметры групповой динамики на конкретном примере.

4. Приведите примеры проявления лидерского поведения на реальной ситуации из вашей практики.

5. Проанализируйте пример конфликтной ситуации из вашей практики.

Тема 5. Организационная культура и управление изменениями. Понятие организационной культуры, типы организационных культур. Диагностика организационной культуры. Подходы к формированию и изменению организационной культуры. Сущность управления изменениями, модели реализации организационных изменений. Формирование готовности организации к изменениям. Анализ поля сил К. Левина. Сопротивление изменениям и пути его преодоления. Организационной развитие: сущность, предпосылки, основные методики.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте организационную культуру вашего предприятия. Какие факторы оказали влияние на формирование организационной культуры вашего предприятия?

2. Каким образом сложившаяся организационная культура влияет на эффективность функционирования вашей организации? Есть ли необходимость совершенствования организационной культуры?

3. Какие организационные изменения были осуществлены в последнее время на вашем предприятии, что послужило причинами для данных изменений?

4. Опишите подходы к управлению изменениями на вашем предприятии.

5. Охарактеризуйте методы формирования готовности к изменениям и преодоления сопротивления, применяемые на вашем предприятии.

Тема 6.Коммуникации в организации. Сущность коммуникационного процесса в организации. Уровни и виды коммуникации. Модель коммуникационного процесса и проблемы, возникающие при ее функционировании. Коммуникационный шум. Обратная связь в коммуникационном процессе. Межличностные и организационные барьеры в коммуникации. Электронные коммуникации в современных организациях.

Контрольные вопросы:

1. Приведите пример коммуникации из своей практики: опишите процесс, каналы, шумы и т.д.

2. Приведите примеры преград в межличностных и организационных коммуникациях из своей практики.

Тема 7. Принятие решений в организации. Организационное решение, подходы к принятию решений. Этапы принятия рационального решения. Учет факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений. Контроль реализации решений.

Контрольные вопросы:

1. Приведите примеры управленческих решений, принимаемых вами. Классифицируйте.

2. Опишите этапы рационального принятия решения для конкретного примера.

3. Охарактеризуйте основные факторы, влияющие на процесс принятия решений в вашей деятельности

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Лекционные занятия с использованием слайдов Power Point и видео материалов.

2. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения:

· Анализ конкретных ситуаций «Новое горючее», «Типография «Алфавит»», «Случай со слабым током» и др.

· Работа в малых группах по анализу конкретных ситуаций и обсуждению результатов тестов на определение потребностей по пирамиде А. Маслоу и «Поведение руководителя» на определение стиля лидерства по Херсею – Бланшару.

· Проектная работа в малых группах в деловой игре «Создание нового бизнеса».

· Подготовка и проведение презентаций по итогам групповой работы с использованием визуализации представления результатов работы группы.

· Упражнения на развитие навыков коммуникации.

3. Самостоятельная работа слушателей

· Изучение основной и дополнительной учебной литературы по разделам курса.

· Индивидуальная подготовка к групповой работе по анализу конкретных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2010

2. Дафт Р. Менеджмент. 6-изд./ Пер. с англ.– СПб.: Питер,2006

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1999.

4. Минцберг Г. Структура в кулаке. СПб. Питер, 2002.

5. Элияшева М.И. Управление организациями (Общий менеджмент), Учебно-методический комплекс для слушателей Президентской программы, Красноярск, 2006.

6. Российский менеджмент. Учебные конкретные ситуации. Книга 2. – М.: ГУУ, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни, / Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014

2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007

3. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач: пер. с англ. М.: HIPPO, 2003

4. Вертакова Ю. В., Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Управленческие решения: разработка и выбор, М.: КноРус, 2005 г.

5. Гибсон Дж.Л. Организация: поведение, структура и процессы: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000

6. Дракер П. О профессиональном менеджменте, Издательство: Вильямс, 2006 г.

7. Дракер П. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. М.: Вильямс, 2002

8. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры: пер. с англ./ К.Камерон, Р.Куин. СПб.: Питер, 2001


 
 

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ*


МЕНЕДЖМЕНТ – это совокупность действий, направленных на изменение или поддержание поведения других людей (сотрудников, подчиненных) с целью достижения желаемых результатов посредством их усилий.  
ТЕМА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ

 

 


 

 



ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

 
 

ЛЮДИ

СПОСОБНОСТИ Совокупность умений и навыков, определяемых как наследственностью, так и опытом ОДАРЕННОСТЬ Потенциал, талант, предрасположенность ПОТРЕБНОСТИ Внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-то
ОЖИДАНИЯ Формируются на основании прошлого опыта и оценки текущей ситуации ВОСПРИЯТИЕ Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений ОТНОШЕНИЕ (установки) Формируются под влиянием людей, с которыми чаще всего взаимодействуем
  ЦЕННОСТИ Общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо и т.д.  

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ по И. Адизесу

ВЫХАЖИВАНИЕ

НОРМА § Возбуждение, проверенное реальностью § Преданный идее и реалистически настроенный основатель § Ориентация на продукт, вера в его ценность § Готовность к разумному риску § Основатель сохраняет за собой контроль ОТКЛОНЕНИЕ § Отсутствие проверки преданности идее реальностью § Основатель-фанатик, без какого-либо чувства реальности § Ориентация исключительно на возврат инвестиций и прибыль § Готовность рисковать без оглядки § Контроль основателя ограничен

МЛАДЕНЧЕСТВО

НОРМА § Риск не истощает преданности делу § Отрицательный баланс прибылей и убытков § Интенсивная работа поддерживает преданность делу § Неразвитость системы менеджмента § Нет системы § Отсутствие делегирования § «Театр одного актера», однако, желающего слушать § Совершение ошибок § Семейная жизнь, поддерживающая работу § Интервенции извне, способствующие делу ОТКЛОНЕНИЕ § Риск истощает преданность делу § Хронически негативный баланс прибылей и убытков § Низкая преданность делу § Преждевременное делегирование § Преждевременные правила, системы и процедуры § Основатель теряет контроль § Нежелание слушать - заносчивость § Недопустимость ошибок § Семейная жизнь, мешающая работе § Основатель отрицает пользу внешних интервенций
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...