Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы интеллекта: теория Гарднера и Хэтча, трехкомпонентная теория Стернберга




Гарднер и Хэтч предпо­ложили, что в действительности существуют семь разных типов интеллекта: логически-математиче­ский, лингвистический, музыкальный, простран­ственный, телесный, кинестетический, межлично­стный и внутриличностный. В соответствии с этой схемой различаются не только основные компо­ненты каждого из этих семи типов интеллекта, но и некоторые примерные конечные состояния (та­кие, как профессия - математик или балерина).

Стернберг предложил тео­рию интеллекта, основанную на трех отдельных «подтеориях»: контекстуального,,опытного и ком­понентного интеллекта. Контекстуальный интел­лект характеризует способность человека адапти­роваться к окружающей среде, разрешать пробле­мы в конкретной ситуации. Экспериментальный интеллект характеризует способность формулиро­вать новые идеи и комбинировать не связанные между собой факты. Компонентный интеллект ха­рактеризует способность мыслить абстрактно, об­рабатывать информацию и определять, что Нужно сделать. Теория Стернберга больше сосредоточе­на на процессах, лежащих в основе мышления, чем на конкретных результатах мышления. Посколь­ку такая дефиниция интеллекта больше внимания уделяет процессу, чем результату, то у нее есть воз­можность применения в других культурах.

Согласно теории Гарднера и Хэтча, суще­ствуют семь типов интеллекта: логически-ма­тематический, лингвистический, музыкальный, пространственный, телесный, кинестетиче­ский, межличностный и внутриличностный.

Интеллект и культурные цели

Возможно, всей этой области науки предстоит осознать, что интеллект в самом широком смысле можно лучше всего определить как «навыки и спо­собности, необходимые для эффективного дости­жения культурных целей». Если ваши культурные цели, например, включают успешный поиск рабо­ты с хорошей зарплатой, чтобы поддержать себя и семью, то такая культура будет развивать представление об интеллекте, включающем когнитив­ные и эмоциональные навыки и способности, по­зволяющие найти соответствующую профессию. Эти навыки и способности могут включать дедук­тивное мышление, логическое мышление, вербаль­ные и математические навыки - те виды навыков, которые поощряются в современной американской культуре. Если цель вашей культуры - уделить больше внимания развитию и поддержанию ус­пешных межличностных взаимоотношений, рабо­тать с природой или охотиться и собирать что-либо, то интеллект будет скорее рассматриваться как навыки и способности, связанные с такой дея­тельностью.

Люди со всего мира разделяют схожие представ­ления об интеллекте - это всеобъемлющее поня­тие, включающее навыки и способности, необходи­мые для эффективной жизни в контексте данной культуры. В то же время естественным образом су­ществуют культурные различия, появляющиеся из-за разных определений навыков и способностей, не­обходимых для достижения этих целей. Потребу­ются еще исследования, чтобы погрузиться в эти двойственные процессы в поисках сходств и отли­чий между культурами и исследований того, какие контекстные переменные влияют на поведение, свя­занное с проявлением интеллекта, и почему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой главе мы исследовали то, как культура вли­яет на основные психологические процессы вос­приятия, познания, сознания и интеллекта, а так­же рассуждали о возможном воздействии культу­ры на биологические основы поведения. У меня сохранились теплые воспоминания о том времени, когда я впервые познакомился с материалом о культурном влиянии на визуальное восприятие и оптические иллюзии. Я никогда не думал, что куль­тура и опыт в целом могли иметь такой эффект на то, что мне казалось врожденным и основным свой­ством человека. Когда я узнал о культурных отли­чиях в восприятии оптических иллюзий, это по­могло мне по-новому взглянуть на природу и рас­пространение культуры.

Восприятие, познание и сознание лежат в ос­нове многих психологических построений и куль­турные отличия в этих процессах демонстрируют различные уровни психологии, подвергающиеся культурному воздействию. Так же как и сознание отражает наше субъективное ощущение мира, мы считаем само собой разумеющимся, что сознание у всех нас одинаково; исследования в этой облас­ти, однако, показали, что в сознании могут быть большие культурные и индивидуальные отличия. И хотя мы все обладаем схожими характеристика­ми в нашей биологической структуре, могут суще­ствовать важные отличия в биологии и физиоло­гии, составляющие основу нашего психологиче­ского склада.

Эти различия имеют важные последствия для межкультурных взаимодействий и окружения че­ловека. Если люди разных культур могут неодина­ково воспринимать такие вещи, как оптические ил­люзии, неудивительно, что и остальной мир они воспримут по-разному. Когда эта информация со­четается с информацией, касающейся других основ­ных психологических процессов, таких как атрибу­ция, эмоция и личность, то культура оказывает на психологию человека удивительное воздействие.

Таким же образом культурные отличия и сход­ства в определениях и процессах умственного раз­вития в значительной степени связаны с обстанов­кой, в которой находится человек.

Осознание культурных отличий в умственных способностях поднимает перед нами трудные во­просы тестирования и применения тестовой шка­лы. Еще один аспект проблемы - наши установки по отношению к интеллекту. Кросс-культурное по­нимание различий в определениях и процессах раз­вития умственных способностей должно помочь углубить наши оценки и уважение к культурам, отличным от нашей собственной, и помочь нам найти сходства и различия среди людей.

ГЛОССАРИЙ

Восприятие - процесс сбора инфор­мации о мире с помощью наших чувств.

Воздействие собственной расы - эффект, состоящий в том, люди лучше уз­нают лица представителей собственной расы, чем других рас.

Категоризация - создание кате­горий, процесс классификации объектов на осно­вании кажущегося сходства.

Манифестное содержание - осознанно припоминаемое содержание сновидения.

Оптические иллюзии - вос­приятия, содержащие очевидное несоответствие

между тем, как объект выглядит, и что в действи­тельности собой представляет.

Познание - наш способ обработ­ки информации в сознании и трансформация сен­сорных данных в знание.

Пристрастие подтверждения - тенденция приходить к определенному типу суждений без адекватного рассуждения, не проверив другие гипотезы.

Символическое представление трех измере­ний в двух - теория восприятия, предполагающая, что люди в западной культуре придают больше значения плоскостным изображениям предметов на бумаге, чем люди в других культурах и, в частности, тра­тят больше времени на то, чтобы научиться интер­претировать такие изображения.

Слепое пятно - пятно в нашем визуальном поле, где оптический нерв проходит сквозь слой рецепторных клеток на пути к голов­ному мозгу, создавая в этом месте недостаток сен­сорных рецепторов.

Сознание - состояние ощущений, мыслей и чувств.

Теория первичной горизонтальной линии, укороченной в перспективе - теория восприятия, кото­рая предполагает, что мы интерпретируем верти­кальные линии как горизонтальные, но вытянутые на расстоянии. Поскольку мы интерпретируем вер­тикальную линию в горизонтально-вертикальной иллюзии как вытянутую вдаль от нас, то она ка­жется нам длиннее.

Теория сконструированного мира - теория восприятия, предпо­лагающая, что люди (по крайней мере большин­ство американцев и западноевропейцев) привык­ли видеть прямоугольные формы, и таким образом бессознательно ждут, что у предметов будут пря­мые углы.

Эффект серийного расположения - люди, как правило, запоминают что-то лучше, если это первый или последний предмет в списке.

Культура и развитие

Когда при изучении культуры и психологии прояв­ляются культурные различия, встает естественный вопрос: как они возникли? Что в процессе разви­тия делает людей разных культур столь отличаю­щимися друг от друга? Каково относительное вли­яние родителей, семьи, школы и других социальных институтов? Существует ли врожденная биологи­ческая предрасположенность к поведенческим и культурным различиям, или они возникают только под воздействием окружения и воспитания? Какие психологические различия наблюдаются у детей, воспитанных в традициях разных культур?

В этой главе рассматриваются два основных вопроса. Во-первых, как происходит процесс при­общения к культуре? Каким образом человек при­ходит к восприятию культуры своей страны? Ис­следования в этой области фокусировались на тем­пераменте, привязанности, стилях воспитания и системах образования. Во-вторых, какие именно психологические различия существуют у детей и взрослых людей разных культур? Этот вопрос включает аспекты интеллектуального, морально­го и эмоционального развития человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...