Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как культура влияет на гендер?




Как же мы можем объяснить влияние культуры на гендер? Воспользовавшись определениями, дан­ными в начале главы, можно сказать, что новорож­денный имеет биологический пол, но не имеет пси­хологического. Гендер - это конструкт, который формируется у детей в процессе их социализации в соответствующей среде. По мере взросления ре­бенок узнает, какие специфические формы пове­дения и виды деятельности приемлемы, а какие - неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие гендерные роли.

Половые роли мужчины и женщины реализу­ются в формах поведения, непосредственно свя­занных с продолжением рода. Но все, что проис­ходит до и после этого, зависит от множества пе­ременных. Одной из таких переменных является культура. Биологический пол и потребность в про­должении рода, а также другие биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами становятся источником поведенче­ских различий. На заре цивилизации эти поведен­ческие различия, несомненно, были вызваны не­обходимостью в разделении труда. Кто-то из ро­дителей должен был присматривать за детьми, в то время как другой - отправляться на поиски пищи; один человек физически не мог выполнять обе эти роли. Таким образом, различие ролей, свя­занных с воспитанием потомства, породило фор­му разделения труда, эволюционно приспособлен­ную к выживанию семьи как целого. Разделение труда, в свою очередь, привело к различиям, каса­ющимся многочисленных черт и характеристик, включая агрессивность, проявление заботы и по­требность в достижениях.

Берри и его коллеги пред­ложили модель, описывающую культурные прак­тики, оказывающие влияние на гендерные разли­чия в сфере психологии. На мой взгляд, эта модель, которая была представлена на рис. 2.3 в главе 2, может послужить нам надежной отправной точкой на пути к пониманию механизмов влияния куль­туры на гендерные различия. Важно, однако, по­мнить, что культурные и гендерные факторы, вхо­дящие в состав этой схемы, не одномерны и не ста­тичны. Фактически, рассмотренная система в целом является динамической и содержит множе­ство обратных связей, благодаря чему обладает свойством самоподкрепления. Таким образом, дан­ную систему нельзя рассматривать как линейную, в которой влияния распространяются лишь в од­ном направлении.

Гендер является конструктом, который формируется у детей в процессе их социализа­ции. По мере взросления ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды дея­тельности приемлемы, а какие - неприемлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвер­гает соответствующие гендерные роли.

Поскольку социумы существуют в различных условиях окружающей среды, для выживания эти общества должны поддерживать баланс между це­лым рядом факторов, включающих природные ре­сурсы, создаваемые обществом материальные цен­ности и демографические показатели. Эти вне­шние факторы участвуют в формировании и реализации специфических форм поведения, ко­торые оказывают влияние на формы разделения труда между мужчинами и женщинами, изначаль­но обусловленные биологическими различиями. Именно поведенческие различия, определяющие­ся различием условий окружающей среды, порож­дают устойчивые во времени паттерны поведения, ассоциирующиеся с мужским либо женским по­лом. Эта устойчивая во времени совокупность и представляет собой культуру, которая, в свою оче­редь, оказывает обратное влияние на сложившие­ся паттерны поведения, обеспечивая подкрепление тех или иных форм поведения, верований, устано­вок и ценностей. Таким образом, поскольку различ­ные культуры существуют в различных условиях внешней среды, совершенно естественно, что и ген­дерные различия варьируют вместе с особенно­стями культуры. В одной культуре может преобла­дать тенденция к равноправию мужчин и женщин и стиранию различий между ними, касающихся стиля жизни и психологических характеристик. В то же время в другой культуре могут поддержи­ваться значительные различия между полами и формами их поведения, а также психологически­ми особенностями, связанными с их ролью в про­должении рода и заботе о подрастающем поколе­нии. Тенденции, связанные с гендерными разли­чиями, господствующие в тех или иных культурах, могут также иметь различную направленность; так, в одной культуре типичной может быть ситуация, когда все важнейшие решения принимают мужчи­ны, а женщины должны подчиняться этим реше­ниям, а в другой культуре основная тенденция может носить противоположный характер. Такая модель культуры объясняет богатое разнообразие проявлений гендерных различий, обнаруженное в проведенных ранее кросс-культурных исследова­ниях по широкому спектру психологических кон­структов.

В то же время существуют данные, свидетель­ствующие о том, что установки и стереотипы, связанные с гендерными различиями, обнаружи­вают относительную кросс-культурную стабиль­ность, несмотря на существование фактических различий в поведении, обусловленных потребно­стями общества и различными условиями прожи­вания, характерными для тех или иных культур. Некоторые исследователи даже утверждают, что стойкость гендерных стереотипов не может рас­сматриваться как результат влияния исключитель­но социокультурных факторов и объясняется лишь на основе социобиологических моделей.

Ответы на эти важные вопросы, поставленные в результате теоретического осмысления получен­ных учеными данных, должны дать дальнейшие исследования, задачей которых станет прояснение механизмов и факторов, вызывающих и поддержи­вающих гендерные различия, обнаруженные как в рамках отдельных культур, так и между различны­ми культурами. Также нуждается в дальнейшем изучении вопрос о причинах расхождения между фактической ситуацией, касающейся гендерных психологических характеристик и форм поведе­ния, и существующими в культуре гендерными стереотипами. Ученым предстоит выяснить, свя­зано ли данное расхождение с существованием двух различных психологических систем, либо между обоими феноменами существует пока не очевидная для нас связь. Исследования, проведен­ные до сих пор, пока мало что могут сказать нам о механизмах, результатом которых являются ген­дерные и культурные различия, а также о характе­ре взаимосвязи между различными психологиче­скими процессами, связанными с феноменами ген­дерных различий и культуры. При этом важно иметь в виду, что одни и те же процессы могут при­водить в различных культурах к различным ре­зультатам. Мужчинам и женщинам всегда будут свойственны специфические гендерные роли в любом обществе и в любой культуре. Любой тип культуры способствует проявлению тех или иных различий в поведении между мужчинами и жен­щинами, а также различий, связанных с их ролью, обязанностями и ответственностью в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под термином пол мы понимает биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами. Половые роли связаны с ожидания­ми относительно форм поведения мужчин и жен­щин, обусловленных их биологическими различи­ями, а также различием функций, связанных с про­должением рода. Гендерные различия касаются психологических черт и поведенческих характери­стик, формируемых культурой на основе половых различий. Используя термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные для своего пола формы поведения, пред­писываемые культурой. Именно гендерные (в от­личие от половых) характеристики, включая роли, стереотипы и гендерную идентичность, связаны с культурными факторами.

Гендерные роли, типичные для мужчин и жен­щин, различаются во всех культурах. Некоторые стереотипные представления, касающиеся гендерных различий, универсальны для всех культур; к ним относятся представления об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных особенностях мужчин, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам. Однако гендерные исследования показывают, что степень, а в ряде случаев и направленность подобных различий ва­рьирует от культуры к культуре. Иными словами, далеко не всем культурам свойственны одни и те же проявления гендерных различий. Более точное определение того, какие типы гендерных различий культурно-универсальны, а какие - культурно-специфичны, требует дальнейших исследований.

Хотя для каждой этнической группы характер­ны собственные культурные предпочтения, каса­ющиеся гендерных различий, переплетение старо­го и нового, традиционного и современного, все больше изменяет существующую картину. Воз­можно, лучше всего описывать это смешение как результат сложения особенностей различных куль­тур, касающихся гендерных различий, а не как ре­зультат вычитания исчезающих культурных пред­ставлений из ситуации, характерной для традици­онных обществ, если, конечно, мы не располагаем данными об обратном.

Встречая людей, воспитывавшихся в услови­ях других культурных традиций, мы можем стол­кнуться с отличиями характерных для них ген­дерных ролей от принятых в нашей культуре. За­частую мы склонны слишком эмоционально и негативно реагировать на такие отличия. И все же независимо от нашего субъективного отноше­ния мы должны быть крайне осторожными, пы­таясь навязывать другим свои культурные пред­почтения. Ведь представители других культур­ных традиций, скорее всего, так же сильно привязаны к предписаниям их собственной куль­туры. Многим из них, особенно женщинам, свой­ственно придерживаться традиционных ценно­стей, почитаемых их предками. Я нередко стано­вился свидетелем конфликтов, вызванных тем, что американцам - как мужчинам, так и женщи­нам - свойственно относиться к проявлениям традиционной культуры свысока, как к каким-то пережиткам, критиковать соответствующий образ жизни и активно пытаться изменить его. Во многих культурах женщинам свойственно хотеть как можно раньше выйти замуж и вести домашний образ жизни, беря на себя заботу о других членах семьи; аналогично, мужчины так­же во многих случаях хотят вести себя в соот­ветствии с традиционными мужскими ролями. Такие тенденции продолжают жить даже в наи­более эгалитарных культурах и обществах.

Мы должны уважать различия между людьми, а не пытаться изменить других только потому, что их поведение не согласуется с нашими индивиду­альными и культурными предпочтениями. Отно­шение к представителям других культур всегда требует от нас особого такта, ибо очень тонка грань между культурной относительностью (отношени­ем взаимопонимания, к которому мы должны стре­миться) и ничем не обоснованным ощущением сво­ей правоты, толкающей нас на попытки насиль­ственного изменения других людей.

ГЛОССАРИЙ

Гендер (психологический пол) - формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контек­сте данного общества или культуры. Эти паттерны поведения могут быть как связаны, так и не связа­ны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует.

Гендерная идентичность -степень осознания или признания индивидом того факта, что он или она принимает те или иные ген­дерные роли.

Гендерная ролевая идеология - суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре.

Гендерные роли - степень при­нятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой.

Геидерные стереотипы - психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо 1 женщинам.

Мачо - концепция, связанная с дифференциацией гендерных ролей среди амери­канцев мексиканского происхождения, и характе­ризующаяся целым рядом традиционных ожида­ний, связанных с мужской гендерной ролью, в со­ответствии с которыми мужчина должен проявлять такие характеристики, как силу, авторитарность, эмоциональную невосприимчивость и маскулин­ность.

Под (биологический пол) - биологиче­ские и физиологические различия между мужчи­нами и женщинами, с наибольшей очевидностью проявляющиеся в анатомическом строении орга­нов воспроизведения.

Половая идентичность - сте­пень осознания и принятия индивидом своей по­ловой принадлежности и соответствующих поло­вых ролей.

Половые роли - формы поведения и паттерны деятельности, свойственные мужчинам либо женщинам и непосредственно связанные с биологическими функциями, выполняемыми ими в процессе продолжения рода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...