Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урегулирование конфликта для индивидуалистов и коллективистов




Тинг-Туми предлагает сове­ты по эффективному урегулированию конфликта отдельно для людей с индивидуалистическими и с коллективистскими тенденциями.

Люди с индивидуалистическими культурными тенденциями, которым приходится разрешать кон­фликты в коллективистской культуре, должны помнить о важности «выражения лица» и его со­хранении в коллективистской культуре; быть проактивными в разрешении низкоуровневых конф­ликтных ситуаций; не проявлять напористости; быть сенситивными к значимости спокойного, ос­мысленного наблюдения; практиковать навыки активного слушания, особенно по отношению к чувствам других людей; отказаться от модели не­медленного разрешения проблем; выходить из кон­фликтных ситуаций, если другая сторона не же­лает их непосредственного разрешения.

Люди с коллективистскими тенденциями, ко­торые имеют дело с конфликтами в индивидуали­стическом контексте, должны помнить об индиви­дуалистических допущениях в отношении разре­шения проблем; фокусировать внимание на разрешении основных вопросов и открытом выра­жении свои чувств и мнений; держать себя уверен­но во время конфликта; принимать индивидуаль­ную ответственность за урегулирование конфлик­та; обеспечивать вербальную обратную связь; использовать прямые вербальные сообщения; стремиться к непосредственному разрешению про­блемы с другим человеком.

Одним словом, согласно Тинг-Туми, предста­вителям и индивидуалистических и коллективист­ских культур необходимо помнить о когнитивных, аффективных и поведенческих предубеждениях и схемах, внутри которых они обычно функциони­руют, и о шорах, с которыми они часто вступают в коммуникацию и ситуации, связанные с конфлик­том. Они должны быть открытыми для научения новым коммуникативным навыкам и создавать новые ментальные категории, чтобы установить более успешные межкультурные отношения.

Негативные эмоции в межкультурных контактах

Одна из идей, которую вы, вероятно, вынесли из этой главы, такова: эффективная межкультурная коммуникация далеко не всегда дается нам легко. Конфликты и непонимание неизбежны, а наш обычный этноцентрический и стереотипный образ мышления часто ведет к негативным ценностным суждениям об этих различиях, конфликтах и не­доразумениях. С такими суждениями часто быва­ют связаны негативные эмоции. Подобные реак­ции затрудняют использование более конструк­тивных методов интеракции; они мешают нам оценить различия и завязать отношения с людь­ми, которые на нас не похожи.

Поскольку в межкультурной коммуникации конфликт неизбежен, крайне важно суметь про­контролировать свои негативные эмоциональные реакции. Тот, кто может контролировать свои эмо­ции, сумеет наладить конструктивный межкуль­турный процесс, открыв дверь более успешным межкультурным интеракциям. Тот, кто не спосо­бен это сделать, останется за закрытыми дверями. Следовательно, эмоции являются ключом к успеш­ному межкультурному опыту.

Негативные эмоции и регрессия

Фактически, способность регулировать или конт­ролировать свои эмоции является ключом к лич­ностному росту. Многие из нас, кто имеет опыт общения с детьми, знают, что, несмотря на их час­то проявляющийся альтруистический характер, когда случается что-то вызывающее у ребенка боль или раздражение, его мышление и мировоззрение возвращаются к более примитивной трактовке окружающего мира. Дети утрачивают способность совершать альтруистические поступки, поскольку оказываются запертыми в более инфантильном модусе функционирования. Этот концепт, извест­ный как регрессия, не ограничивается детьми и подростками; взрослые также время от времени регрессируют. В подобных ситуациях люди усту­пают негативным чувствам, которые начинают управлять их поведением. Даже самые альтруи­стичные или критически мыслящие люди могут потерять способность думать или действовать кон­структивно, когда их охватывают подобные нега­тивные эмоции.

Регулирование негативных эмоций

Сталкиваясь с культурными различиями и конф­ликтами в межкультурной коммуникации, люди, которые могут как-то контролировать свои нега­тивные чувства - обуздывая их и не действуя под их непосредственным влиянием или не позволяя им направлять свои мысли, поступки или эмоции, - по­лучат возможность участвовать в процессах, кото­рые помогут им расширить свою оценку и атрибу­цию причин подобных различий. Как только эмо­ции взяты под контроль, люди могут прибегнуть к критическому мышлению об истоках этих разли­чий и выйти за рамки своей культурной схемы, чтобы рассмотреть причины, о которых они могли даже не подозревать. Если проявляется этот тип критического мышления, то человек получает воз­можность рассмотреть альтернативные гипотезы, касающиеся причин этих различий, и волен либо принять, либо отвергнуть их.

Следовательно, регулирование или контроли­рование негативных эмоций является ключевой способностью, которая позволяет нам глубже вду­мываться в нашу коммуникацию и стиль и участво­вать в более конструктивном и открытом формировании новых ментальных категорий. Наличие наисложнейшей ментальной модели эффективной межкультурной коммуникации не поможет нам ни на йоту, если мы не сумеем справиться с негатив­ными эмоциями, которые не могут не проявлять­ся в межкультурных коммуникативных эпизодах - отбросив их в сторону на какое-то время, с тем что­бы можно было задействовать более конструктив­ные мыслительные процессы, предполагающие со­здание новых ментальных категорий посредством критического мышления. Регулирование эмоций - это ключ, который позволяет нам открыть дверь этим более прогрессивным комплексным процес­сам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникация представляет собой содержатель­ный и сложный процесс, который включает в себя многочисленные сообщения, посылаемые множе­ством способов. Культура оказывает всепроникающее влияние на кодирование и декодирование вербальных и невербальных сигналов. Из-за этого влияния в межкультурной коммуникации неиз­бежны конфликты и непонимание. Чтобы преодо­леть эти препятствия, ученые предложили модель личностного роста, в фокусе которой находятся регулирование эмоций и вдумчивость. Индивиды, которые могут задействовать эти процессы, спо­собны повысить свою межкультурную сенситивность, создавать новые ментальные категории, ува­жать культурные различия, быть открытыми для них и проявлять эмпатию по отношению к другим людям.

Исследователи межкультурной коммуникации добились значительного прогресса в выделении уникальных компонентов процесса межкультур­ной коммуникации. Однако предстоит сделать еще очень много. Например, многие исследования в этой области основаны на анкетных опросах, ко­торые используют либо реальные, либо вообража­емые ситуации в прошлом, что вызывает вопросы относительно их эквивалентности реальным жиз­ненным ситуациям. Необходимы дальнейшие ис­следования, которые включали бы когнитивные способности, эмоции и поведение в фактические эпизоды межкультурной коммуникации, протека­ющие в реальном времени.

Будущие исследования также должны учесть многие из идей, рассмотренных в этой главе («кам­ни преткновения», межкультурная сенситивность, МКК, разрешение конфликта, регулирование эмоций), превратить их в содержательные и полезные программы вмешательства, а затем обобщить дан­ные об их эффективности, которые показали бы, насколько они помогают улучшить межкультур­ную коммуникацию. Хотя подобные данные уже имеются, они носят в литературе более споради­ческий характер, чем результаты базовых исследо­ваний. Учитывая важность прикладных исследо­ваний вмешательства в этой области психологии, такие данные заслуживают в будущем большего внимания.

Одним из дальнейших шагов в этой сфере ис­следований должно стать создание психометри­чески валидных тестов, которые предсказывали бы, насколько успешно поведут себя индивиды в межкультурной коммуникации и адаптации. Насколько я знаю, в настоящее время существу­ют только два подобных теста, один из которых разработан для коммерческих целей, а другой - для исследовательских Последний будет обсуждаться в гла­ве 15 в связи с личностью и кросс-культурной адаптацией.

Наконец, я надеюсь, что информация, пред­ставленная в этой главе, позволила вам спокойно оценить, какого рода шоры и культурные сценарии вы используете, когда общаетесь и взаимодейству­ете с другими людьми, и подсказала вам, как пе­рейти от этноцентрической основы интеракции к этнорелятивистской.

ГЛОССАРИЙ

Внутрикультурная коммуникация - коммуникация, которая осуще­ствляется между людьми, происходящими из од­ной культурной среды.

Высококонтекстная коммуникация - сообщение, в ко­тором большая часть информации либо присут­ствует в физическом контексте, либо интернали-зована человеком.

Декодирование - процесс, посред­ством которого человек принимает сигналы от ко­дирующего и преобразует эти сигналы в смысло­вые сообщения.

Каналы - специфические сенсор­ные модальности, посредством которых посылают­ся сигналы и распознаются сообщения.

Кодирование - процесс осознан­ного или неосознанного выбора определенной мо­дальности и метода, посредством которого люди создают и посылают кому-то сообщение.

Межкультурная коммуникация - обмен знаниями, идеями, мыс­лями, понятиями и эмоциями между выходцами из разных культурных сред.

Межкультурная сенситивность - континуум развития этноцент-ризма и этнорелятивизма.

Межкультурно-коммуникативная компетент­ность (МКК) - способность осуществлять эффективную коммуникацию в межкультурных контекстах.

Низкоконтекстная коммуникация - сообщение, в кото­ром основная масса информации заключена в экс­плицитном коде.

Сигналы - специфические слова и действия, которые произносятся и производятся при коммуникации.

Сообщения - смысл, который ко­дирующие намерены передать, а декодирующие интерпретируют.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...