Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение привлекательности в разных культурах




Влияние привлекательности и внешности на фор­мирование благоприятного впечатления хорошо известно и документировано в психологической литературе, но представления о привлекательно­сти в разных культурах различны. Красота - по­нятие относительное, и люди в разных культурах могут иметь совершенно разные представления о том, что красиво, а что - нет. Культурные разли­чия в определении привлекательности в свою оче­редь могут влиять на формирование впечатлений.

Исследование Дайбо, Мурасавы и Чоу: сравнительные представления о привлекательности

Дайбо, Мурасава и Чоу сравнили представления о физической при­влекательности у японцев и корейцев. Они показы­вали студентам'и студенткам университетов обеих стран фотографии японских и корейских женщин и просили оценить их привлекательность по шкале из 13 пар прилагательных противоположного зна­чения. Фотографии каждой женщины были сдела­ны в трех планах: анфас, профиль и вполоборота. Анатомические параметры лица измерялись, и эти данные сопоставлялись с суждениями респонден­тов. В Японии привлекательными чертами оказа­лись большие глаза, маленький рот и маленький подбородок. Чертами, привлекательными для ко­рейцев, были большие глаза, маленький и короткий нос и тонкое маленькое лицо. Корейцы связывали такие характеристики, как зрелость и симпатич­ность, с привлекательностью. Японцы этого не де­лали. Эти данные показывают, что в японской и корейской культуре существуют разные стандарты красоты и что красота в этих двух культурах имеет разное психологическое значение.

Исследование Уилера и Кима: привлекательность и характер

Уилер и Ким получили сходные результаты. Они демонстрировали фото­графии корейских мужчин и женщин корейским студентам университета и регистрировали их суж­дения о социальной компетенции, интеллектуаль­ных способностях, отзывчивости, сексуальности и скромности показанных моделей. Участники опро­са связывали внешнюю привлекательность лица с умом, общительностью, сексуальностью и не­скромностью. Однако в отличие от американцев, корейцы не связывали привлекательность лица с силой характера. Кроме того, в отличие от амери­канцев и китайцев, они считали внешне привлека­тельных людей более цельными и более отзывчи­выми. На основе этих данных Уилер и Ким сдела­ли заключение, что, хотя стереотипы, основанные на внешней привлекательности, существуют во всех культурах, характер этих стереотипов зависит от культурных ценностей народа.

Оценка улыбающихся и спокойных лиц

Другое исследование также продемонстрировало культурные различия в психологической оценке при­влекательных лиц. Мацумото и Кудо просили американцев и японцев оце­нить улыбающиеся и спокойные лица белых и япон­цев по трем параметрам: привлекательность, ум и общительность. Американцы, как правило, выше оценивали улыбающиеся лица по всем трем парамет­рам, что соответствует нашим традиционным пред­ставлениям о восприятии личности и формировании впечатлений. Японцы, однако, выше оценивали улы­бающиеся лица только по признаку общительности. Рейтинг привлекательности улыбающихся и спокой­ных лиц у них был одинаков, и спокойные лица оце­нивались ими как более умные.

Тождественность представлений о привлекательности

Многие исследования продемонстрировали куль­турные различия в оценке привлекательности и ее психологических атрибутов, но только в одном ис­следовании убедительно показано, что оценка при­влекательности может быть одинакова в разных культурах. Каннингэм, Роберте, Барби, Друэн и Ву провели серию из трех исследований, основанных на одной и той же методологии. В первом исследова­нии белые американцы и эмигранты из Азии и Ла­тинской Америки оценивали лица белых, черноко­жих, азиатских и латиноамериканских женщин. Во втором исследовании в таком же опросе участвова­ли жители Тайваня. В третьем исследовании белые и чернокожие американцы оценивали лица черноко­жих женщин. На фотографиях были лица женщин разных профессий и образа жизни, начиная от сту­денток колледжей и кончая участницами конкурсов красоты из разных стран. Во всех трех исследовани­ях были получены рейтинги привлекательности в результате проведенных опросов и были составлены 28 независимых анатомических характеристик черт лица. Результаты показали высокую степень сход­ства в оценке привлекательности в каждой из групп участников опроса. Более того, во всех группах рей­тинг привлекательности был связан с одними и теми же характеристиками лица, а именно с формой глаз, носа, щек, подбородка и с улыбкой.

Трудно дать точный ответ на вопрос: почему не­которые исследования обнаружили межкультурные различия, а другие - межкультурное сходство в оцен­ке привлекательности лица? Прежде чем сделать определенное заключение о возможном влиянии культуры на рейтинг привлекательности, нужно вы­явить методологические различия проведенных ис­следований. Различия в результатах исследований могут быть связаны с характером выборки для опро­са и с использованными для оценки моделями. Раз­личия в оценке привлекательности могут также объясняться различной степенью восприятия стан­дартов красоты, которые господствуют в средствах массовой информации (журналах, кино, на телеви­дении). Этот фактор, как правило, не учитывается в большинстве исследований. Независимо от резуль­татов исследований, каждый из нас по личному опы­ту знает, что в любой культуре достаточно индиви­дуальных различий в оценке привлекательности и что о вкусах не спорят.

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ АСПЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

Многие межкультурные исследования ставят под сомнение понятие о восприятии личности, господ­ствующее в американской психологии. Исследова­ния невербального поведения - взглядов, манеры речи, мимики и жестов - свидетельствуют о влия­нии культуры на средства общения. Различия в та­ком поведении, идущие от воспитания, несомнен­но, влияют на наше восприятие людей из других культур. Мы часто не знаем о культурных различи­ях или не готовы к встрече с ними и легко выраба­тываем негативное отношение к людям в связи с их необычными для нас манерами поведения.

Узнавание лиц

Другой аспект исследований восприятия лично­сти - узнавание лиц. Многочисленные исследова­ния убедительно показали, что люди легче узнают в лицо представителей своей расы. В большинстве работ этот эффект продемонстрирован на приме­ре сравнения представителей черной и белой расы, но это было отмечено и у азиатских народов. Было пред­ложено несколько гипотез для объяснения этого феномена. Например, анатомические особенности могут сделать определенный тип лица более узна­ваемым. Контактная гипотеза связывает точность узнавания с длительностью контакта между людь­ми, т. е. люди одной расы узнают друг друга легче, так как больше контактируют между собой. По дру­гой гипотезе, все незнакомые лица, особенно при­надлежащие людям другой расы, «похожи» и по­этому менее узнаваемы. Отношение к людям дру­гой расы, особенно предубеждение к ним, может заставить воспринимать их лица по-другому. До сих пор не ясно, какая или какие из этих гипотез могут действительно объяснить феномен предпочтитель­ной узнаваемости лиц своей расы.

Оценка стиля поведения

Даже если люди разных культур одинаково оце­нивают характер человека, они могут делать раз­ные выводы о стиле его поведения. Бонд и Форгас просили китайцев и австра­лийцев оценить такие качества личности, как экстравертность, покладистость, добросовестность и эмоциональную стабильность. У всех опрошенных добросовестность вызывала доверие, а экстравертность и покладистость вызывала желание сотруд­ничества. Однако китайцы с большей готовностью выражали доверие и желание сотрудничать с по­кладистыми людьми.

Исследования привлекательности показали, что в процессе восприятия личности в разных культурах существуют не только различия, но и сходство. Берниери и Джиллис сообщили об удивительном сходстве сужде­ний американцев и греков о взаимопонимании при парных отношениях, продемонстрированных в 50 видеосюжетах. Таким образом, есть достаточ­но оснований предположить, что разные культу­ры проявляют и сходство, и различие в процессе восприятия личности и формирования впечатле­ний. Эта область социальной психологии очень важна для нашего понимания разных культур, сте­реотипов и этноцентризма, так как она лежит в основе межгрупповых и межличностных отноше­ний. Только будущие исследования, возможно, по­могут выяснить, как и почему существуют сход­ства и различия этих процессов.

КУЛЬТУРА И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ: ЛЮБОВЬ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СМЕШАННЫЕ БРАКИ

Наш мир становится «меньше», и мы все чаще сталкиваемся с людьми другой этнической и куль­турной принадлежности. Взаимодействие культур усиливается, и вероятность того, что люди из раз­ных культур будут влюбляться, вступать в брак и создавать семьи, возрастает. Смешанные браки, ко­торые раньше были редкостью, сейчас заключают все чаще и чаще. Но с усилением взаимодействия культур приходит напряжение и разочарование, волнение и радость.

В связи с этими новыми проблемами, возни­кающими в нашем многонациональном мире, воз­растает количество работ на эту тему. Психологи используют термин межличностное влечение для обозначения многообразных переживаний, таких как симпатия, дружба, восхищение, вожделение и любовь. В Соединенных Штатах при изучении межличностного влечения и любви были получе­ны интересные данные о факторах, влияющих на привлекательность. В то же время исследования разных культур дают нам ключ к пониманию куль­турных различий привлекательности и любви и указывают на заблуждения и возможные решения проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...