Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение для академической психологии




Культурные различия бросают вызов основопола­гающим теоретическим представлениям о людях и заставляют нас переосмыслить теории личности, восприятия, когнитивной (познавательной) спо­собности, эмоции, развития, социальной психоло­гии и других психологических процессов. Мы на­ходимся на пороге создания энциклопедических компендиумов культурных различий почти во всех подотраслях психологии, когда имеется предоста­точно почерпнутых из других культур свиде­тельств того, что истины большинства людей не­обязательно применимы к остальному миру. В этой книге было освещено множество подобных иссле­дований и данных.

Фактически, стало достаточно легко получить исследовательские данные, документирующие культурные различия в каком-либо аспекте пси­хологического поведения. Действительно, задача, стоящая сегодня и в будущем перед кросс-куль­турной психологией - не просто продолжить фиксацию культурных различий в различных об­ластях психологического исследования. Вместо этого наибольшей трудностью в ближайшем бу­дущем будет разработка теоретических моделей и концептуальных основ, которые могут объяс­нить, в чем культуры одновременно схожи и раз­личны, и почему. Обилие фактов, которые куль­турная психология уже накопила и продолжает накапливать, подводит к необходимости как-то осмыслить их.

ПОДХОДЫ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

К счастью, небольшое, но растущее число кросс-культурных психологов интересуется выяснением того, каким образом между культурами возника­ют сходства и различия, и почему. Многие направ­ляют свои усилия на изучение процессов развития, лежащих в основе приобщения к культуре, - про­цесса усвоения правил, ценностей, установок, представлений, моделей поведения и мнений сво­ей первичной, родной культуры, - и сделали важ­ные шаги, приближающие к пониманию того, как мы усваиваем культуру и как она влияет на нашу жизнь (см. главу 7). Другой важный шаг предпо­лагает связь между культурой и Я-концепцией как посредником психологических различий в разных культурах (см. главу 3). Третьим стало использо­вание значимых показателей культурной вариа­бельности, таких как индивидуализм-коллекти­визм (ИК), с тем чтобы спрогнозировать и объяс­нить культурные сходства и различия.

Как говорилось на протяжении всей книги, многие исследователи использовали ИК для про­гнозирования и объяснения культурных различий в широком спектре психологических конструктов. Этот конструкт стал большим плюсом для кросс-культурного ис­следования и мышления, поскольку он позволяет нам выйти за границы национальности, расы или этнической принадлежности при прогнозировании и объяснении различий, сосредоточившись взамен на функциональных психологических прогнозах и интерпретации данных. Конструкты, подобные ИК, дают исследователям, равно как и теоретикам, основу, с помощью которой те могут понять пси­хологическое влияние культуры на макросоциаль-ном и индивидуальном уровне.

Индивидуально-уровневые оценки ИК

Прогресс, достигнутый в последнее время в кросс-культурных методах, включает в себя развитие спо­собов измерения тенденций ИК на индивидуальном уровне (см. главу 2), а эти методы оказывают боль­шое позитивное влияние на построение теории в кросс-культурной психологии. Триандис называет ИК на ин­дивидуальном уровне идиоцентризмом и оллоцен-тризмом, и их оценка является большим плюсом для исследования. Это позволяет исследователям убедиться эмпирически, что выборки различаются по данному конструкту, обеспечивая важную мето­дологическую проверку и устраняя зависимость от анекдотических сведений, впечатлений или стерео­типов при интерпретации данных. Кроме того, ис­следователи теперь могут численно оценивать сте­пень внутрикультурной вариабельности для этого важного конструкта. Используя этот показатель, ученые могут определить, в какой мере различие между группами может быть приписано различи­ям индивидуального уровня в ИК.

К примеру, допустим, что исследователь наме­рен сравнить две культуры и просит участников за­полнить вопросник, позволяющий получить индивидуально-уровневую оценку ИК. Групповые раз­личия по зависимому показателю можно проверить с помощью обычных процедур. Кроме того, связь между ИК и зависимой переменной можно оценить посредством корреляционных процедур. Если корреляции обна­ружены, их влияние на групповые различия, полу­ченные ранее, можно проверить, используя множе­ственную регрессию или анализ ковариации. Степень влияния ИК на групповые различия можно подсчитать путем сравнения вели­чин эффекта групповых различий, полученных в оригинальном и ANACOVA-анализе.

Пример нового подхода: изучение правил выражения эмоций

Фактически, этот подход был использован в недав­нем изучении культурно обусловленных правил вы­ражения эмоций в США, Японии, России и Южной Корее. Участники в четырех странах за­полняли вопросник, позволяющий получить индивидуально-уровневую оценку ИК, а также отвечали на перечень вопросов, касающихся правил, которые определяют выражение ими семи различных эмоций в четырех социальных контекстах.

Анализ показал не только межнациональные различия в правилах проявления эмоций и ИК, но и то, что эти правила коррелировали друг с дру­гом, между странами и внутри стран. Затем мы использовали прием сравнения величин эффекта, основанный на данных анализа ANACOVA, прове­рявшего оценки правил проявления эмоций по че­тырем странам и использовавшим показатели ИК в качестве ковариантов. Эти сравнения показали, что индивидуально-уровневый И К отвечает при­близительно за 30% различий между странами в правилах проявления.

Необходимость использования других параметров культуры

Возможно, что представители данной области на­уки слишком увлеклись ИК, забыв о других важ­ных параметрах. Очевидно, что ни один параметр не может полностью охватить «культуру». Напри­мер, при вышеописанном изучении правил прояв­ления эмоций ИК отвечал только примерно за 30% вариаций между странами. Что же отвечает за ос­тальные 70%? Я полагаю, что еще один культурный показатель, дистанция власти (ДВ), или диф­ференциация статуса, столь же важен, как и И К, а то и важнее.

Будущие исследования должны включать в себя разработку индивидуально-уровневых изме­рений этого важного культурного конструкта и интеграцию его в кросс-культурное исследование. В любом случае именно этот подход - выявление значимых параметров культурной вариабельности и фактическая их оценка - должен позволить кросс-культурной психологии справиться с зада­чей разработки теоретических моделей, объясня­ющих культурные сходства и различия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...