Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования атрибуций в других областях




Ограничиваются ли результаты атрибуций, пред­ставленных столь широко, только областью акаде­мического обучения, либо они представляют более глобальный способ, которым люди во всем мире интерпретируют текущие события? Кросс-куль­турные исследования в последнее десятилетие продемонстрировали, что культурные различия в атрибутивных стилях не ограничиваются только обучением, но существуют в разных других жиз­ненных ситуациях.

Обзор избран­ных кросс-культурных исследований, рассматри­вающих атрибутивные процессы в неакадемиче­ских успехах и результатах деятельности. Подроб­ный анализ этих исследований также указывает на широко распространенные различия в характере атрибуций во всем мире. Например, Могаддам, Дитто и Тэйлор исследовали атрибутивные процессы среди крас­нокожих женщин-иммигранток в Канаде в состо­янии слабой и высокой степени дистресса, в зави­симости от их приспособленности к жизни в Ка­наде. Они обнаружили, что индианки чаще припи­сывали как успехи, так и неудачи внутренним при­чинам. Американское исследование, пожалуй, предположило бы, как обычно, что испытуемые припишут успехи только внутренним причинам, а неудачи - внешним факторам из-за предубежде­ния в пользу своего «Я».

Форгас, Фэрнэм и Фрей документально подтвердили, что суще­ствуют большие межнациональные отличия в зна­чении разных типов конкретных атрибуций бла­госостояния. Их исследование включает 558 испы­туемых из Великобритании, Австралии и ФРГ. Англичане считали, что к самым важным факто­рам, обусловливающими благосостояние, относят­ся статус семьи и удачливость. Немцы также счи­тали положение семьи самым важным фактором. Австралийцы, однако, считали индивидуальные качества самыми важными детерминантами бла­госостояния.

Ромеро и Гарца писа­ли о различной атрибуции испанских и английс­ких женщин в области профессионального успеха и неудачи. В этом исследовании студентки универ­ситета, мексиканки и англоамериканского проис­хождения, давали атрибуцию успехов и неудач в преподавательской работе англичанок, черноко­жих и мексиканок. Исследователи обнаружили, что мексиканки чаще приписывали успех или не­удачу везению, этническому происхождению или гендеру. Когда респонденты делали атрибуции не­удач, то англичанки чаще указывали на недоста­точную компетенцию обсуждаемого лица, чем жен­щины мексиканского происхождения.

Культурные раз­личия в природе атрибутивного процесса существу­ют в самых разных сферах, так как представители разных культур формируют разные атрибуции ре­зультатов профессиональной деятельности, благо­состояния, экономического успеха, спортивных до­стижений, нравственного и аморального поведения, физических и психических расстройств. В целом эти исследования указывают вполне убедительно, что тип атрибуций в значительной степени варьирует в разных культурах и что они не совпадают с теми атрибутивными предубеждениями, которые знако­мы нам по исследованиям американцев.

Атрибуция как культурный стиль

Как указывает часть исследований, в том числе исследования детей, культурные отличия в стилеатрибуций могут составлять естественную часть социализации и приобщения к культуре, так как с раннего возраста дети приобщаются к этому куль­турному стилю.

Борнштейн и его сотрудники, например, исследовали атрибуции матерей 20-месячных детей в Аргентине, Бельгии, Фран­ции, Израиле, Италии, Японии и США в зависи­мости от успехов и неудач в воспитании. Они об­наружили мало кросс-культурных сходств, но мно­го отличий, в особенности в атрибуциях, связанных со степенью компетенции и удовлетворенностью воспитанием. Возраст ребенка не был решающим фактором, поскольку он контролировался в иссле­довании, и гендер ребенка, как оказывается, также не влиял на результаты. Такого типа данные пре­доставляют нам идеи о том, как и почему родите­ли передают ценную культурную информацию своим детям и это приводит к специфическим ти­пам атрибуции (а также дает много других психо­логических эффектов).

Исследование Чандлера и Спайса

В еще одном исследовании Чандлер и Спайс исследовали культурные отличия в рейтинге 11 атрибуций успеха в семи странах. Оценивались такие атрибуции, как пре­дубеждение, помощь, удача, способности, компе­тенция, усилия, задача, шанс, знание, навыки и настроение. Исследователи предложили для оцен­ки следующие параметры: внешний - внутренний, глобальный - конкретный, контролируемый и неконтролируемый, стабильный и нестабильный, предсказуемый и непредсказуемый.

Как показали результаты, в семи странах су­ществуют культурные отличия в 9-11 атрибутах, так что можно предположить, что различные куль­туры приписывают разный психологический смысл разным атрибутивным составляющим. Та­кие данные в свою очередь помогают нам понять, как и почему те или иные атрибуции можно ис­пользовать в определенных странах и культурах, в зависимости от тех или иных культурных ценно­стей и нравов.

РЕЗЮМЕ

Как показывают эти исследования, стиль атрибу­ций варьируется в разных культурах. Но нам нуж­но выйти за рамки констатации различий, чтобы выяснить, почему они возникают. Исследование в будущем должно не просто изучить различия, но и выяснить, как и почему эти различия возника­ют. Потребуется еще много исследований, чтобы изучить процессы развития, связанные с культур­ными отличиями в атрибуциях; также нужны но­вые исследования, чтобы изучить возможных по­средников в культурных отличиях стиля атрибу­ции. В будущем ученые выяснят связь между культурой на индивидуальном уровне и стилем ат­рибуции, меньше принимая во внимание страну в целом как культурное единство и стереотипное восприятие культуры этой страны.

В то же время потребуются теоретические раз­работки о самой природе атрибутивного процесса и его значении для отдельных людей и культур. Например, хотя исследование, приводящееся здесь, вполне убедительно доказывает культурные различия в стиле атрибуции, мне кажется, что су­ществует базовое межкультурное сходство в основ­ных ценностях, лежащих в основе атрибутивных различий. То есть все культуры могут поощрять атрибутивный стиль, суть которого «расширение "Я"», и оно считается основной ценностью. Если, например, человек усиливает самоощущение сво­их способностей и усилий, то это расширяет пред­ставление о его «Я», как отмечалось в американ­ском исследовании, посвященном успешным собы­тиям, затем этот атрибутивный стиль может активизировать «расширение "Я"». Однако в дру­гой культуре укрепление собственной ценности че­ловеком может оказаться губительным для его «Я»; в такой культуре ограниченность воздействия таких атрибуций на самом деле усиливает цен­ность «саморасширения», хотя внешние проявле­ния такой атрибуции не отражает такой ее сути. Так, люди из разных культур, по-видимому, отли­чаются по своему атрибутивному стилю на одном уровне, а на другом уровне их ценности и принци­пы могут полностью совпадать. Потребуется еще исследование, которое примет в расчет эти возмож­ности и более подробно изучит природу атрибу­ций, особенно значение атрибутивного стиля для отдельного человека и культуры в целом.

Тем не менее культурные отличия в атрибуци­ях особенно важны для более полного понимания межкультурных взаимодействий. Последствия не­верных атрибуций крайне серьезны. Для успеха любых социальных взаимодействий важно пра­вильно интерпретировать причины поведения, особенно когда это касается намерений и благоже­лательности, существенных для любого типа со­циального взаимодействия. Межкультурные вза­имодействия не исключение. Мы не должны слиш­ком поспешно приписывать поведение другого человека его злой воле или негативным чувствам, когда это поведение в действительности может корениться в культурной динамике, которая бла­гоприятствует поведению без злых намерений. Если мы учтем возможность влияния культурных факторов, когда интерпретируем поведение дру­гих людей и наше собственное, то мы сделаем су­щественный шаг к тому, чтобы улучшить межкуль­турное понимание и отношения.

КУЛЬТУРА И АГРЕССИЯ

Агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически.

Хотя некоторые исследования показывают, что тенденция к агрессии в человеке имеет биологиче­скую и даже генетическую основу, большинство психологов признают, что в агрессии всегда присут­ствует существенный компонент научения и окру­жающей среды. То есть человек становится агрес­сивнее в процессе социализации и приобщения к об­ществу и культуре. Наиболее распространенные модели агрессии предполагают, что агрессия возни­кает, когда провокация того или иного типа ведет к негативным эмоциям, вынуждающим человека или драться или убегать. Какую реакцию предпочтет че­ловек, зависит от генетики и биологической пред­расположенности, усвоенных ранее и специфиче­ских качеств контекста и ситуации.

Культура может повлиять на тенденцию к аг­рессии. Многие кросс-культурные психологи и ан­тропологи исследовали такие культуры, как яномами в Венесуэле и Бразилии, - эта культурная группа хорошо известна своими агрессивными тенденциями как в самой группе, так и к аутсайдерам, и ее часто описывают термином «свирепые люди». Ландау сравнил уровни стресса, системы социальной под­держки и рейтинги убийств и других преступлений в 13 странах и обнаружил корреляцию между эти­ми переменными. Роббинс, Девольт и Пельто показали, что в странах с более жарким и влажным климатом выше уровень убийств, и эта тенденция также подтверждается для США.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...