Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.




Наркогенные вещества: табак, алкоголь, наркотики. Наркогенные вещества классифицируются на 3 группы: 1-я группа: наркотики, использование которых запрещено законом; 2-я группа: алкоголь и никотин; 3-я группа: токсические вещества, способные вызвать наркотический эффект (бензин, органические растворители и некоторые лекарства). Табак - род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые (Solanaceae). Содержит никотин, культивируется как наркотическое средство, вызывающее кратковременную эйфорию. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает зависимость. Алкоголь - этиловый спирт, углеводородное наркотическое вещество, употребление которого в различной продукции приводит к зависимости. Наркотик - согласно определению ВОЗ - химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Термин обычно относится к опиатам или опиоидам, которые называются наркотическими анальгетиками.

Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Наследственные болезни - болезни, вызванные нарушениями генного аппарата зародышевых клеток. Врождённые болезни - болезни, связанные с повреждениями зародыша в процессе его развития. Самыми страшными являются СПИД и сифилис. Эти болезни не оставляют иммунитета (вылечившись можно заразиться снова).

Демонстрации:

Инфекционные вирусы и бактерии

Сколиоз.

Плоскостопие.

Гиподинамия.

Как выровнять осанку.

 

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте основные способы предупреждения пищевых отравлений.

2. Назовите наиболее распространенные пищевые отравления.

3. Раскройте содержание классификации пищевых отравлений.

4. Раскройте основные симптомы и способы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

5. Сформулируйте основные способы предупреждения брюшного тифа, дизентерии и холеры.

6. Сформулируйте причины возникновения гастрита и цирроза печени вследствие влияния алкоголя и никотина на организм.

7. Сформулируйте причины влияния алкоголя и никотина на пищеварительную систему организма.

8. Сформулируйте причины разрушения органов от воздействия алкоголя и никотина.

9. Назовите характерные последствия и реакцию организма на алкоголь и никотин.

10. Сформулируйте, чем достигается тренировка органов дыхания.

11. Назовите болезни органов дыхания и способы их профилактики.

12. Назовите причины утомления мышц при статической и динамической работе.

13. Назовите причины изменения мышц при тренировке, и назовите последствия гиподинамии.

14. Назовите причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

15. Раскройте понятие осанки.

16. Раскройте признаки правильной осанки.

17. Раскройте причины типичных искривлений позвоночника.

18. Раскройте понятия лордоза и кифоза.

19. Раскройте понятие остеохондроза и его причин.

20. Назовите степени нарушения осанки.

21. Раскройте понятие сколиоза и назовите причины приобретенного сколиоза в школьном возрасте и у взрослых.

22. Раскройте понятие плоскостопии.

23. Сформулируйте, почему бактерии и вирусы могут стать причиной инфекционных заболеваний.

24. Сформулируйте причины негативного влияния наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

25. Сформулируйте причины наследственных и врожденных заболеваний, передающихся половым путем от СПИДа, сифилиса и др.

Литература:

1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 381-392.

Раздел IV. Основы экологических знаний.

Тема 24. Основы экологических знаний. Значение и проблемы загрязнения воды.

Учебные вопросы

1. Экология как наука.

2. Вода и ее свойства.

3. Водные ресурсы Земли.

4. Понятие качества воды.

 

Экология как наука.

Предмет и объект экологии. Экология (греч. oikos - жилище, местопребывание, logos – наука)– биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Объект изучения в экологии – экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.

Экология в системе естественнонаучных дисциплин. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия, социология.

Экология как научная основа природопользования. Человек всегда был вынужден считаться с законами живой природы, особенно в сельском хозяйстве, лесоводстве и промыслах. Сначала это происходило стихийно, на основе опыта, проб и ошибок. С развитием научной экологии стало ясно, что именно она является основой, на которой возможно не стихийное, а сознательное, грамотное хозяйствование людей на Земле.

Экология – наука о взаимоотношении человека с природой. Основной принцип экологически грамотного хозяйствования – действовать не против природы, а в соответствии с ее законами. Любое экологическое знание можно превратить в полезную и выгодную людям технологию.

Значение природы в жизни человека. Люди живут за счет природы, обеспечивая свое благополучие и развитие общества. В использовании и преобразовании природы современное общество руководствуется научными знаниями. На их основе работают заводы и фабрики, горнодобывающая и строительная промышленность, энергетические предприятия, сельское хозяйство и системы связи.

Основной экологический принцип во взаимоотношении человека с природой. Биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может.

Понятие окружающей среды. Окружающая человека среда (среда обитания человека) – является естественной природной средой. Поэтому окружающая среда человека – это естественнонаучное понятие, а охрана окружающей среды человека – является объектом права.

Экологические факторы. Экологические факторы - это любые факторы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями. Различают: абиотические; биотические и антропогенные факторы.

Воздействие экологических факторов на организм человека. Экологические факторы воздействуют на живые организмы как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях; как модификаторы, вызывающие структурно-функциональные изменения в организмах, и как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Изменения окружающей среды связаны связанные с влиянием научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности человека. Это, прежде всего, засорение воздуха, водоемов, бесхозяйственное отношение к земле и др.

Рациональное и нерациональное природопользование. Рациональное природопользование – система природопользования, при которой: эффективно используются добываемые природные ресурсы, в бережном и ответственном подходе, когда обеспечивается восстановление природных ресурсов, а также полно и многократно используются отходы производства. Нерациональное природопользование – система природопользования, при которой: природные ресурсы быстро истощаются, производится большое количество отходов; сильно загрязняется окружающая среда.

Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин. Работа тепловых машин связана с использованием ископаемого топлива. Все тепловые потери в различных тепловых двигателях приводят к повышению внутренней энергии окружающих тел и в конечном счете атмосферы. При сжигании любого ископаемого топлива (угля, горючего сланца, мазута) в составе выделяющихся газов содержатся диоксиды серы и азота. Миллионы тонн диоксидов серы, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот.

Проблема энергосбережения. Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Энергосбережение – важная задача по сохранению природных ресурсов.

Вода и ее свойства.

Определение воды. Вода (оксид водорода) - бинарное неорганическое соединение, химическая формула Н2O.

Агрегатные состояния воды. Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трех агрегатных состояниях: твердом (лед), жидком и газообразном (водяной пар).

Физические свойства воды. С точки зрения физики вода - единственное в природе тело, у которого объем в твердом состоянии больше, чем в жидком.

Химические свойства воды. С точки зрения химии вода - единственное в природе вещество, в котором одновременно соединены свойства щелочи и кислоты, которые делают воду уникальным и универсальным растворителем.

Эффект смачивания. Смачивание - это физическое (поверхностное) явление взаимодействия жидкости и поверхности твёрдо-го тела или другой жидкости.

Вода и организм человека. Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток.

Водные ресурсы Земли. Водными ресурсами называют запасы поверхностных и подземных вод какой-либо территории. Водными ресурсами Земли называют воды, пригодные для практического использования. К ним относятся почти все воды земного шара: речные, воды озёр, морские, подземные, почвенная влага, лёд горных ледников и полярных «шапок», водяные пары атмосферы.

Распределение воды в мире. Из всех водных ресурсов Земли, только 2,5% приходится на пресную воду; 70% пресной воды сосредоточено во льдах полярной зоны, ледниках; 20% всей пресной воды на планете находится в озере Байкал, еще 20% в Больших озерах в Мичигане.

Проблема качества воды. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в мире из-за низкого качества воды умирает около 5 млн. человек.

Чистая вода. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения.

Содержание примесей в питьевой воде. Вода, проходя через породы, приобретает свойства, характерные для них: проходя через известковые породы, вода становится известковой; проходя через доломитовые породы – магниевой; проходя через каменную соль и гипс, вода насыщается сернокислыми и хлористыми солями и становится минеральной; проходя по трубам городской системы водоснабжения, вода становится ржавой, если система морально устаревает.

Показатели качества воды: физические и химические свойства. Физические свойства воды: цветность, мутность, запах, температура, привкус. Химические свойства: активная реакция, окисляемость, жесткость, содержание растворенных солей.

Степень бактериологической загрязненности воды. Степень бактериологической загрязненности воды определяется числом бактерий, содержащихся в 1 куб.см воды и должен быть до 100.

Последствия использования некачественной воды. Превышение Нитратов в воде вызывает злокачественные опухоли, рак желудка, у детей возникает нарушение окислительной функции крови.

Загрязнители воды.

1. Сброс в водоемы неочищенных сточных вод.

2. Смыв ядохимикатов ливневыми осадками.

3. Газодымовые выбросы.

4. Утечки нефти и нефтепродуктов.

Источники загрязнения воды. Химические загрязнители: нефть, нефтепродукты; кислоты; тяжелые металлы; оксиды. Биологические загрязнители: вирусы, бактерии, болезнетворные организмы, водоросли. Физические загрязнители: радиоактивные элементы, взвешенные твердые частицы, тепло.

Методы очистки воды. Химические, гидротехнические, биологические и т.д.

Понятие жесткой воды. Жёсткость воды - совокупность химических и физических свойств воды, связанных с содержанием в ней растворённых солей щёлочноземельных металлов (кальция и магния) – т.н. «солей жёсткости».

Умягчение воды. Это процесс, приводящий к понижению ее жесткости (уменьшение концентрации ионов кальция Са+2 и магния Mg+2 в воде).

Опреснение воды. Это обессоливание воды до концентрации, установленной для питьевых целей.

Обеспечение качества питьевой воды законодательством РФ. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О водоснабжении и водоотведении» (с изм. и доп., с 01.01.2014).

Демонстрации:

Озеро Байкал.

Эффект смачивания.

Качели с водой.

Значение воды для жизни.

Свойства воды.

Водные запасы Земли.

Разлив нефти в Новороссийске.

Опреснение воды.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение экологии как науки в системе естественнонаучных дисциплин.

2. Назовите предмет и объект экологии.

3. Докажите примерами, почему экология является научной основой природопользования.

4. Докажите примерами, почему экология является наукой о взаимоотношении человека с природой.

5. Докажите примерами, какое значение имеет природа в жизни человека.

6. Докажите практическими примерами, какое значение имеет экология для человека.

7. Назовите основной экологический принцип во взаимоотношении человека с природой.

8. Раскройте понятие окружающей среды.

9. Докажите примерами, почему окружающая человека среда (среда обитания человека) – естественная природная среда.

10. Докажите аргументировано, почему окружающая среда человека – это естественнонаучное понятие.

11. Приведите примеры деятельности человека отрицательно влияющей на состояние природы и окружающей среды.

12. Раскройте понятие «Охрана природной среды».

13. Раскройте понятие «Охрана среды обитания человека».

14. Докажите аргументировано, что охрана окружающей среды человека – объект права.

15. Докажите примерами, какое значение имеют экологические знания для жизнедеятельности человека.

16. Определите воздействие экологических факторов на организм человека.

17. Раскройте бытийное понятие экологии.

18. Назовите сферы экологии.

19. Назовите экологические факторы, влияющие на организм человека.

20. Сформулируйте, в чем проявляется влияние деятельности человека на окружающую среду.

21. Назовите экологические проблемы Российской Федерации.

22. Дайте определение рациональному и нерациональному природопользованию.

23. Назовите экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин.

24. Назовите пути решения проблемы энергосбережения.

25. Сформулируйте определение воды и ее свойств.

26. Назовите агрегатные состояния воды.

27. Раскройте понятие водородной связи вещества.

28. Назовите физические и химические свойства воды.

29. Сформулируйте определение тяжёлой воды.

30. Раскройте предположение, что вода является хранителем информации.

31. Раскройте понятие водных ресурсов Земли.

32. Каким образом вода распределена в мире?

33. Раскройте понятие морской и пресной воды.

34. Назовите мировые запасы пресной воды.

35. Сформулируйте определение жесткой воды и назовите способы ее умягчения.

36. Раскройте особенности опреснения соленой воды.

37. Раскройте понятие качества воды.

38. Что такое чистая вода?

39. Сформулируйте особенности содержания примесей в питьевой воде.

40. Раскройте особенности показателей качества воды: физические свойства, химические свойства и бактериологические свойства.

41. Назовите степень бактериологической загрязненности воды.

42. Назовите нормативные показатели качественной воды.

43. Сформулируйте, в чем проявляются последствия использования некачественной воды.

44. Назовите загрязнители воды и способы ее очистки.

45. Назовите источники загрязнения воды.

46. Назовите методы очистки и осветления воды.

47. Назовите нормативно-правовые акты обеспечивающие защиту качества питьевой воды законодательством.

 

Литература:

1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 413-445.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...