Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собор Василия Блаженного. Гравюра XVII в.




Собор Василия Блаженного. Гравюра XVII в.

 

 

Собор Василия Блаженного. XVI в. Вид со стороны Красной площади.

Собор Василия Блаженного. XVI в. Вид со стороны Кремля.

земном Иерусалиме, и «райскую» архитектуру, обращенную к душам погибших, и одновременно ут­верждение новых политических ам­биций Москвы.

Средневековому мышлению не свойственно однозначное толкова­ние того или иного композицион­ного приёма, однако в сложном облике Покровского собора боль­шинство исследователей видят во­площение символического образа Иерусалима. Того Иерусалима, кото­рый представляется земным горо­дом храмов над святыми местами, и Иерусалимом горним, или небес­ным, который воспринимается веру­ющими как Царство Небесное.

Один из боковых приделов (за­падный), не связанный с казански­ми событиями, был посвящён Вхо­ду Господню в Иерусалим. Таким образом, подчёркивалось значение Москвы — величайшего после паде­ния Византии духовного центра ми­ра. «Иерусалимом» Покровский со­бор называли иностранные гости Московского государства.

Интерьеры собора подобны тес­ным тёмным лабиринтам, и основ­ное внимание зрителя поэтому при-

ковано к его внешнему монумен­тальному облику.

Идея воплощения символическо­го образа Иерусалима не могла не повлиять и на характер архитектур­ного убранства храма. Помимо сложности силуэта, отдалённо напо­минающего средневековый город, некоторые башнеобразные приделы в своей верхней части украшены машикуля'ми (навесными бойница­ми) — атрибутами крепостной архи­тектуры, другие больше похожи на городские храмы торгово-ремесленных районов, а центральный шатёр выполняет лидирующую роль городского собора.

Это впечатление усиливается де­коративным убранством. Фасады ук­рашены мало распространёнными в то время формами филёнок (рамок и углублений), люкарн (оконных проёмов) и характерными для XVI столетия многоярусными карнизами и кокошниками. Стройные пропор­ции башен проникнуты ритмом вертикальных линий и одновремен­но уравновешены рельефными карнизами и мягкими полукружия­ми. Расположенные один над дру­гим, они придавали облику здания

Собор Василия Блаженного.

Литография Л. -П. А. Бишбуа. XIX в.

праздничный характер. Великолеп­но завершение храма с разнообраз­ной прорисовкой покрытия луко­вичных глав и мерным, плавным взлётом центрального шатра.

Первоначальная цветовая гамма фасадов собора выглядела более сдержанно. Стены имели тёмно­красный тон и были расписаны «под кирпич», т. е. по линиям, ими­тирующим швы кирпичной кладки. Им противопоставлялась побелка рельефных деталей, часть которых была выполнена из белого камня. Шатёр и главы были покрыты лужё­ным железом, некоторые из них вызолочены. Цветовое разнообразие вносилось керамическими украшениями граней шатра, покрытыми синей, зелёной и жёлтой поливной краской.

В XVII столетии прославленный московский собор продолжали укра­шать. Его отдельные архитектурные детали были раскрашены, поверх­ности глав получили сложный ри­сунок и стали многоцветными. В XVIII в. стены Покровского собора (и внутри, и снаружи) были распи­саны орнаментами. Архитектура всё больше приобретала образ дивного райского сада, небесного града, но при всей своей красочности этот храм оставался лишь фантазией о рае, его гениальной архитектурно-художественной версией.

Настоящий «Иерусалим Новый» продолжал оставаться мечтой вплоть до середины XVII столетия, когда вновь набравшая силу Россия обнаружила стремление построить храм по образцу собора Воскресения и Гробя Гос­подня в Иерусалиме (см. статью «Памятники архитектуры XVII века»). Но это уже другая страница в истории русской архитектуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...