Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каменные палаты Волкова в Москве. XVII в.




Каменные палаты Волкова в Москве. XVII в.

Каменные палаты на улице Пречистенке в Москве. XVII в.

была высокой и представительной. Для него построили в 1690— 1693 гг. церковь нового для Руси типа, при­шедшего с Украины. Основание её представляет собой куб (четверик). Со всех сторон к кубу примыкают полукруглые выступы, так что план церкви выглядит как цветок с че­тырьмя лепестками. Сверху на куб поставлен широкий восьмигранник (восьмерик), на него ещё один по­уже, с проёмами для колоколов, а сверху третий — восьмигранное основание главы. Здание получи­лось высоким, цельным, но оно не устремлялось ввысь, как копьё, наце­ленное в небо, а поднималось тор­жественно и плавно.

Мастера не пожалели белого камня на отделку: затейливые наличники обрамляют окна, по уг­лам тянутся колонки, а каждый ярус

Церковь Покрова в Филях. Конец XVII в.

многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской де­талей производила праздничное впечатление. По словам иностран­ца Я. Рейтенфельса, дворец напоми­нал «только что вынутую из футля­ра драгоценность».

Хоромный принцип строитель­ства, в исторической основе кото­рого лежал деревянный сруб, осо­бенно заметен в композиции каменных жилых домов, возводив­шихся в Москве, Пскове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Рязани и других городах. Богато украшен­ные, похожие на дворцы дома при­надлежали родовитым боярам и высшему духовенству. Москвичи, например, хорошо знали нарядные палаты думного дьяка Аверкия Ки­риллова (1657 г. ), В. В. Голицына (1689 г. ), И. Б. Троекурова (XVII в. ), великолепные архиерейские пала­ты Крутицкого подворья (вторая половина XVII в. ). В их архитекту­ре всё больше проявляются свет­ские пристрастия заказчика и зод­чего. Примечательны в этом отношении палаты Аверкия Кирил­лова, сохранившиеся до наших дней. Сквозь позднейшие наслоения в стиле барокко явно просту­пает образ усадебного дома с за­тейливым ритмом окон, вынесен­ным вперёд красным крыльцом и разнохарактерными кровлями.

Жилая архитектура провинции в большей мере отражала местные традиции. Нередко над жилыми каменными палатами возвышались деревянные покои, жить в которых считалось более полезным для здо­ровья. Но из-за частых пожаров богатые горожане всё чаше отка­зывались от деревянных надстроек. Живописность жилой архитектуры подчёркивалась нарядной асиммет­рией крылец и подкраской декора­тивных деталей, как, например, в доме купца Коробова в Калуге (вторая половина XVII в. ). Но по­степенно начинает преобладать принцип регулярности, чему ярким примером могут служить Митропо­личьи палаты в Ярославле (1680 г. ).

Отсутствием декоративных эле­ментов и внешней суровостью от­личалась жилая архитектура Пско­ва, представленная, в частности, домами богатых купцов. На белё­ной шероховатой поверхности стен, сделанных из местного плитняка, выделялись лишь глубокие проёмы окон, порой обрамлённые наличниками простой формы. Но суровые и неприветливые извне фасады выглядели гораздо уютнее со стороны двора.

Быстро развивающаяся торговля нуждалась в современных торговых дворах для русских и иностранных купцов. Гостиный двор в Архангель­ске (1668—1684 гг. ) строили по специальному плану в границах замкнутого двора. Его территория включала в себя стены с башнями, различные помещения (складские, жилые и торговые) и церковь.

Разнообразные типы граж­данских зданий включали в себя также кельи и трапезные монасты­рей, складские палаты, башни и торжественные ворота, различ­ные административные здания — от небольших сводчатых палат до величественной Сухаревой башни (конец XVII в. ). Не только в крупных городах, но и на окраи­нах государства русские зодчие создавали подлинные шедевры гражданской архитектуры, подоб­ные каменной мельнице Соловец­кого монастыря.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...