Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды морских пространств по Конвенции по морскому праву 1982 года




 

Основные виды морских пространств:

1) Пространства, находящиеся под суверенитетом конкретного государства и составляющие его территорию (это внутренние морские воды и территориальное море)

2) Пространства, которые ни одно государство не вправе подчинять своему суверенитету (это открытое море, район морского дна, прилежащие воды, воды международных проливов и каналов)

3) Пространства со смешанным правовым режимом (континентальный шельф, исключительная экономическая зона)

Внутренние морские воды (ст.8) – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря. Доктринальное определение: воды, расположенные между прилегающей к берегу внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства, являющиеся частью государственной территории. К внутренним морским водам относятся воды бухт, гаваней, морских портов и заливов. Залив (ст.10) - хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. При этом углубление не признается заливом, если его площадь не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Согласно Конвенции, ширина входа во внутренний залив не должна быть больше 24 морских миль. Если ширина входа больше, то для отсчета внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24 мили внутри залива от берега к берегу, от которой начинаются территориальные воды. Эта граница не действует в отношении исторических заливов. Конвенция подтвердила международную практику, согласно которой некоторые заливы независимо от ширины входа в них считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. Для признания вод или заливов историческими необходимы следующие условия:

1) Государство длительное время осуществляет права на эти воды

2) Права осуществляются непрерывно

3) Эти воды имеют особое значение для экономики и обороны страны

4) Границы этих вод не затрагивают важных морских путей

5) Права на эти воды должны быть заявлены публично

Примеры: залив Петра Великого (Россия), Гудзонов Залив (Канада), Габесский залив (Тунис).

Режим внутренних морских вод определяется государством с учетом принципов и норм международного морского права. Согласно Конвенции, внутренние морские порты по общему правилу открыты для иностранного гражданского судоходства. На находящиеся в порту иностранные суда, их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция страны пребывания (юрисдикция флага не действует). Для захода в морской порт иностранного военного корабля или государственного судна необходимо разрешение прибрежного государства, такие суда, находясь в порту, подпадают под юрисдикцию флага.

Территориальное море – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не более 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, устанавливаемых в соответствии с Конвенцией. Согласно ст.5 Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. Метод прямых исходных линий (ст.7) – для изрезанных волнообразных берегов (линии соединяют выступы, от полученной линии отмеряют 12 морских миль).

Режим территориального моря. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Конвенция предусматривает право мирного прохода через территориальное море (ст.17-19 Конвенции). Проход – плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды, не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, или с целью пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Мирный проход должен быть непрерывным, быстрым, не нарушать мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Во время прохода судно должно соблюдать правила, установленные прибрежным государством. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранные судна, проходящие через территориальное море (ст.27), кроме случаев, когда:

1) Последствия преступления распространяются на прибрежное государство

2) Преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море

3) Капитан судна, дипломат или консул государства флага обращаются за помощью

4) Необходимо принять меры для пресечения торговли наркотиками

Внутреннее национальное законодательство может расширить перечень, если это обоснованно (например, РФ). Если судно проходит через территориальное море, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не может осуществлять на его борту арест или проводить расследование за исключением случаев, касающихся защиты морской среды. Если судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод, прибрежное государство вправе применять любые меры для ареста или расследования на его борту.

Гражданская юрисдикция (ст.28): прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту за исключением случаев, если обязательства возникли во время прохода судна через воды прибрежного государства или во время стоянки в этих водах.

Иностранные военные корабли и государственные суда обладают иммунитетом и в территориальном море. Однако они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством и в случае их нарушения им может быть предложено покинуть территориальное море.

Прилежащая зона – это зона, находящаяся за пределами территориального моря, внешняя граница которой находится на расстоянии не более 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых устанавливается ширина территориального моря.

Правовой режим характеризуется тем, что прибрежное государство в этой зоне вправе осуществлять контроль в целях предотвращения нарушения таможенных, фискальных, миграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря, а также вправе применять наказания за такие нарушения.

Прилежащая зона не является государственной территорией и не попадает под суверенитет прибрежного государства.

Исключительная экономическая зона (введена в 1982 году) – это территория, прилегающая к территориальному морю, на которую МП распространило специализированную юрисдикцию прибрежного государства. Включает воды, морское дно и недра, ширина не должна превышать 200 морских миль, отмеряемых от тех же исходных линий, от которых устанавливается ширина территориального моря. Она является территорией со смешанным режимом, в которой прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права: право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; право на управление данными ресурсами; другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях.

Согласно ст.56 Конвенции, прибрежное государство осуществляет в исключительной экономической зоне юрисдикцию в отношении:

1) Создания и использования искусственных островов, установок и сооружений

2) Морских научных исследований

3) Защиты и сохранения морской среды

Во всех остальных сферах в исключительных экономических зонах действует режим открытого моря.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых устанавливаются ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если естественное продолжение сухопутной территории более 200 морских миль, прибрежное государство вправе:

1) Продлить континентальный шельф до 350 морских миль

2) Продлить до линии, на которой глубина достигает 2500 метров, и континентальный шельф может быть продлен на 100 морских миль от этой линии

Государства, которые получают доход от использования континентального шельфа за пределами 200 морских миль, должны производить отчисления в международный орган по морскому дну в помощь развивающимся странам.

Прибрежное государство на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов (минеральные ресурсы дна и недр, живые организмы, относящиеся к сидячим видам – организмы, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне, либо не способны передвигать иначе как вместе с морским дном). Данные суверенные права являются исключительными и не могут быть использованы другими государствами без явно выраженного согласия прибрежного государства. Права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними.

В ст.83 Конвенции установлено, что разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права в целях достижения справедливого решения. Международный суд ООН выработал метод срединной линии.

Открытое море (ст.86) – части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Основным в режиме открытого моря является принцип свободы открытого моря, который означает, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и ни одно государство не может претендовать на подчинение своему суверенитету какой-либо части открытого моря. Свобода открытого моря включает:

1) Свобода судоходства

2) Свобода полетов

3) Свобода прокладывать кабели и трубопроводы

4) Свобода возводить искусственные сооружения

5) Свобода рыболовства

6) Свобода научных исследований

Использование свобод возможно только в мирных целях. В открытом море суда, как военные, так и гражданские, подчиняются юрисдикции флага. Требования к обладанию флагом (ст.92): судно должно плавать под судном только одного государства и не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности. Условия получения флага устанавливается требованиями государства, но связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Каждое государство обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

Ст.100 Конвенции устанавливает универсальную уголовную юрисдикцию в отношении пиратства, что означает: любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и привлекать их к ответственности. Состоящие на службе государства корабли вправе также подвергать иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей или несанкционированным вещанием (запрещено ст.109 Конвенции) или не имеет национальной принадлежности и отказывается поднять флаг. Согласно ст.111 допускается преследование по горячим следам в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальных водах или прилежащей зоне. Ст.98 Конвенции устанавливает обязанность оказания помощи в открытом море.

Согласно Конвенции, государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита, при этом порядок осуществления свободы транзита согласовывается между заинтересованными государствами, не имеющими выхода к морю, и государствами транзита путем заключения двусторонних или региональных соглашений. Согласно ст.131 Конвенции, суда, плавающие под флагом государства, не имеющего выхода к морю, пользуются в морских портах таким же режимом, как и другие иностранные суда.

Район морского дна – это дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции. Район морского дна объявляется в Конвенции общим наследием человечества. Устанавливаются принципы использования района морского дна:

1) Ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо частью района, и ни одно государство, а также ФЛ или ЮЛ не могут присваивать себе его части

2) Использование района должно осуществляться только в мирных целях и на благо всего человечества

3) Все права на ресурсы района принадлежат всему человечеству и эти ресурсы не подлежат отчуждению, однако отчуждены могут быть полезные ископаемые, добытые в районе в соответствии с положениями Конвенции

Раздел 4 части 11 Конвенции предусматривает создание международного органа по морскому дну, который контролирует деятельность в районе и обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в районе. По статусу этот орган является международной организацией, членами которой выступают государства-участники Конвенции. Организация находится на Ямайке. В 1994 году было принято специальное соглашение об осуществлении части 11 Конвенции.

Посмотреть самим: остров (ст.121), замкнутые и полузамкнутые моря (ст.122), архипелажные воды (ч.4)

Остров представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе. Территориальное море, прилежащая зона, исключительная экономическая зона и континентальный шельф острова определяются в соответствии с положениями Конвенции, применимыми к другим сухопутным территориям. Скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа.

Замкнутое или полузамкнутое море – это залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств. Государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, следует сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и в выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции. Для этой цели они либо непосредственно, либо через соответствующую региональную организацию стремятся:

a) координировать управление живыми ресурсами моря, их сохранение, разведку и эксплуатацию;

b) координировать осуществление своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохранения морской среды;

c) координировать политику проведения научных исследований и осуществлять там, где это целесообразно, совместные программы научных исследований в данном районе;

d) приглашать, когда это целесообразно, другие заинтересованные государства или международные организации для сотрудничества в претворении в жизнь положений настоящей статьи.

Государство- архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага, при условии, что в пределы таких исходных линий включены главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1.Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль, с тем, однако, что до 3 процентов от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль.Система таких исходных линий не должна применяться государством-архипелагом таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны. Ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа отмеряется от архипелажных исходных линий.

Суверенитет государства-архипелага распространяется на ограниченные архипелажными исходными линиями, воды, называемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы. Режим архипелажного прохода по морским коридорам в других отношениях не затрагивает статус архипелажных вод, включая морские коридоры, или осуществление государством-архипелагом своего суверенитета над такими водами, воздушным пространством над ними, дном и его недрами и их ресурсами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...