Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На днях мне удалось получить некоторые точные сведения о церковных делах в России, но эти сведения не могут быть оглашены в печати.




Свят[итель] Тихон поправляется после 3-го дерзкого покушения на его жизнь, но он сильно ослабел и страшно переутомился. Он часто служит и ежедневно делает приемы. К нему едут со всех концов России. У него заведен такой порядок: он принимает каждый день не более 50-ти человек, с архиереями говорит не более 10-ти, а с прочими не более 5-ти минут. Иногда вследствие изнеможения принимает лежа на диване. Он сильно постарел и выглядит глубоким старцем. Около него нет ни Синода, ни канцелярии. Письменных распоряжений он избегает делать во избежание осложнений со властями. Он ослаблен не только физически, но и волею - стал уступчив более чем следует и не имеет твердости. Поэтому против его распоряжений часто восстают архиереи открыто, и тогда он отменяет свои решения.

В Москве скопилось теперь 60 архиереев, назначенных Святейшим на разные епархии, но задерживаемых властями. Эти иерархи -на свободе, без дел и занимаются только тем, что служат по разным церквам и тем питаются, проживая кое-где и кое-как (в числе таких и еп. Прокопий, освобожденный из тюрьмы). Эти вот иерархи иногда и заявляют свои протесты Свят[ителю] Тихону. Отмечают три наиболее важных случая таких недоразумений - по делу о новом стиле, о приеме Красницкого в Церковное Управление и о приеме в Церковь м[итрополита] Сергия. Под давлением властей Святейший ввел новый стиль. Первым оказал сопротивление еп[ископ] Феодор, благодаря которому и другие восстали и Патриарх отменил свое распоряжение. Когда Свят[итель] Тихон принял Красницкого, получился целый скандал. Власти освободили м[итрополита] Кирилла и других и надеялись, что освобожденные смирятся и признают целым Синодом примирение православных с живцами. М[итрополит] Кирилл в присутствии Красницкого заявил Святейшему, что он не может признать Красн[ицкого] и предпочтет снова ссылку, что и последовало вскоре.

Все другие архиереи во главе с еп[ископом] Феодором потребовали у Патриарха отмены своего распоряжения о Красницком, а затем без еп[ископа] Феодора заявили ему, что если он соединится с живцами в Щерковное] Управление, то они все объявят его живцом, а сами провозгласят своим Патриархом еп[ископа] Феодора, как наиболее твердого и стойкого. Тогда Патриарх отменил свое распоряжение о приеме Красницкого, и с этого времени он всегда стал считаться больше всего с мнением еп[ископа] Феодора, хотя раньше сам отстранил его от кафедры еп[ископа] Волоколамского. В Даниловом у еп[ископа] Феодора прекрасная служба и масса народу. Он стал самым авторитетным архиереем не только в Москве, но и вне ее. Теперь он в 3-й раз отправлен в тюрьму. Третий случай недоразумений был такой. М[итрополит] Сергий просил Патриарха благословить ему служить с ним в Донском. Патриарх отказал, ссылаясь на то, что он был в живой церкви. М[итрополит] Сергий стал доказывать, что он не согрешил и Патриарх согласился допустить его к служению без публичного покаяния. Когда м[итрополит] Сергий явился в Донской и стал надевать мантию, дабы вместе с другими архиереями идти на встречу Патриарху (там завелся такой порядок), то архиереи заявили ему, чтобы он не выходил на встречу и не служил с Патриархом. Он стал ссылаться на благословение П[атриар]ха, тогда они заявили ему, что если он будет служить, то они все и священники не будут служить и оставят их вдвоем, т. к. решение данное П[атриар]хом считают незаконным. Вместе с тем они предложили м[итрополиту] Сергию сначала принести публичное покаяние, а потом уже служить. М[итрополит] Сергий вынужден был подчиниться. Вообще тут вышло очень скандальное дело и м[итрополит] Сергий сильно уронил себя. Еп[ископ] Феодор сильно восставал против назначения его в Нижний [Новгород] и однажды даже не принял его у себя. Главным виновником церковной смуты считают м[итрополита] Сергия, который вместе с Евдокимом и Серафимом написали послание о "признании Щерков-ного] Упр[авления] Антонина каноническим". Многие, принявшие Живую Церковь, так и говорят, что их смутил м[итрополит] Сергий (напр[имер], Артемий, быв[ший] Лужский).

В случае кончины Патриарха его заместителем называют е[пископа] Феодора

По поводу "покаянной грамоты" Патриарха один священник прямо спрашивал Святейшего, - писал ли он такую грамоту. На это он ответил: "Не верьте тому, что пишут в газетах". Говорили близкие к П[атрир]ху, что он написал заявление, но самого невинного содержания, а большевики переделали его, как хотели, а опровергать эту ложь невозможно и даже опасно.

Деятельностью а[рхиепископа] Илариона все восторгались и его влияние на П[атриар]ха было весьма благотворно. Оказывал свое влияние и Л. Д. Аксенов - верный истине.

Свят[итель] Тихон пользуется громадным авторитетом и любовию.

Имя Патриарха возносить запрещено, в некоторых местах даже преследуют за возношение его имени. Сам он не заставляет возносить своего имени и теперь большею частию в России делают так: "О Свят[ейших] Патр[иархах] Константинопольском], Алекфндрий-ском], Антиох[ийском] и Московском". Вообще Патриарх избегает делать письменных распоряжений, так как это опасно. Очень недовольны в России политическими выступлениями Карловацкого Собора, считают, что теперь иерархи должны отмежеваться от всяких политических деяний, так как все это ставят в вину Патриарху. К беженцам вообще отношение отрицательное. Очень ждут Вселенского Собора, полагая почему-то, что на нем совершится присоединение англикан и даже латинян. Профессор] Дмитриевский собирается даже ехать для этого на Восток. Они надеются на то, что иностранные державы заставят большевиков отпустить на Собор и Патриарха и Архиереев. О положении автокефальных Церквей и об отношении их к нашей Церкви имеют не всегда верное понятие.

Теперь о ссыльных. Больше всего ссыльных на Соловках. Там 17 архиереев, 87 иереев и несколько мирян-церковников. Из архиереев там а [архиепископ] Иларион, е[пископ] Мануил (управл[яющий] Петрогр[адской] еп[архией]), е[пископ] Серафим (Протопопов) Колпин[ский], е[пископ] Николай (Ярушевич), остальные неизвестны, а из мирян Л. Д. Аксенов. Они живут в гостинице и исполняют разные работы, но посильные. Один Иларион добровольно носит мешки. У них в 5 утра бывает ежедневно литургия. В церквах им позволяли служить раза два. Вся власть над ними поручена Илариону, пользующемуся полным доверием коменданта Им дается приличный казенный паек, а кроме того верующие в изобилии присылают им всяких продуктов, вплоть до шоколада; присылают и книги, белье и обувь. Разрешается и переписка. Родным позволяют приезжать раз в год на 2 недели и иметь частые свидания. При отправлении их верующие прекрасно оборудовали их всем. Л. Д. особенно требует себе колбасы. Послали им 2 пуда махорки, которую они отдали уголовным за стирку белья. Все ссыльные вполне здоровы и бодры духом. Ссыльные в киргизских степях устроены гораздо хуже.

В Петрограде теперь управляет епархией е[пископ] Венедикт Кроншт[адтский], еп[ископ] Григорий Шлиссельб[ургский], наместник Лавры, недавно арестован, вместе с ним арестовано еще 8 лавр[ских] архимандритов. Е[пископ] Григорий отличается большой ревностью и устроил в Лавре хорошую службу и пение. Он б[ывший] директор Московской] гимназии. У живцов в П[ет]рограде трое -Вениамин - "Митропол[ит]", Николай - "Архиеп[ископ]" и Макарий (б[ывший] Владикав[казский]). Вениамин был недавно у Патриарха, просил прощения, кланялся в ноги, а потом опять ушел к живцам. В П[етро]граде теперь 35 приходов, из них 2/3 православных, остальные еретические. Казанский и Исаакиевский Соборы у живцов, но молящихся у них очень мало. Для православных собором служит храм Воскресения на крови. Сейчас в П[етро]граде 80 клириков без должностей и очень нуждаются. Е[пископ] Артемий в Луге и ему разрешено там служить. В Москве у живцов всего две церкви. В Щетро]-граде живцы устраивали торжественные собрания и объявляли беседы на тему: "Первый епископ - обновленец м[итрополит] Антоний Петроградский". Но эти приглашения мало кого соблазнили.

Вопрос о новом стиле не угас и сторонников его порядочно, особенно в виду того, что большевики не признают старых праздников, и верующие очень стеснены из-за посещения служб. Большевики, кажется, опять хотят сделать на Патриарха давление в пользу введения нов[ого] стиля.

Вот что сообщено мне из России. За верность и точность сведений ручаться не могу.

Не могу от себя не отметить того, что м[итрополита] Петроградского Антония прославляют и совдеповские обновленцы и здешние. Обычно, когда хотят укорить меня за "русофильство", то стараются прославлять Антония. Далее. Из сообщений о Русской Церкви видно, что в смысле управления там невообразимый хаос - на одной кафедре числится по два или три архиерея. При освобождении и очищении России получится такая масса архиереев, что их некуда будет девать -на каждую епархию придется по 6-7 епископов епархиальных и викарных вместе. Многим из нас придется просто заделаться приходскими настоятелями. Особенно плохо придется нам - заграничным, так как в России своих некуда девать.

Здесь у нас идет борьба из-за Пасхи. Монастыри и многие приходы не желают новой Пасхи, а церковные власти не разрешают старой. Положение крайне обостренное и тяжелое. Церковные власти угрожают преследованием тем, кто будет праздновать Пасху по-старому. Получается страшная вражда между пастырями и паствою и между церковными властями и всеми подчиненными им. Фанариотов Бог наказует за их явные беззакония. Это им полезно. Они добром не хотят вести дела. А Вселенского Собора кажется не будет. Это и к лучшему. Программа Собора, сочиненная фанаристами не исполнима. Для это нужно толковать на Соборе года два подряд.

Прошу св[ятых] молитв.

Любящий а[рхиепископ] Серафим.

 

ГА РФ. Ф. 6343. Оп.. Д. 264. Л. 119-122 об. Рукопись - автограф; л. 123-128. Машинопись-копия. На л. 119 в левом верхнем углу дата получения письма: 1/14 апр[еля] 1925 г. и приписка секретаря Архиерейского синода Енукидзе: «Владыка велел хранить в [нрзб.] делах. Енукидзе». В центральной верхней части л. 119 приписка рукой митрополита Антония: «К делу о Церк[овном] Упр[авлении]», а в правом верхнем углу приписка: «Все письмо посвящено церков[ной] жизни в России и ничего нам здесь [о] Заграничном] Церков[ном] Управлении».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...