Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение докладов А. В. Журавского




 

Прот. Николай в перспективе следующей конференции задался вопросом, каким образом оппозиционные митр. Сергию движения проявились в последующее время, имеются ли документальные данные периода войны? На занятых немцами территориях произошло всеобъемлющее церковное возрождение. Церковь проявляла себя в новом качестве, на Украине и в Белоруссии появились автономные структуры. Они имели чисто пастырские задачи и не жили противопоставлением себя Московской Патриархии, тем не менее, какую-то роль в этом могли играть люди из оппозиционных митр. Сергию кругов. Например, тогда вышел из катакомб скрывавшийся киевский прот. Адриан Рымаренко, связанный с последними оптинскими старцами, бывший при кончине старца Нектария вместе с его келейником, ныне прославленным карагандинским старцем Севастианом. О. Адриан также продолжал традицию оптинских старцев и был прозорливым. Как и многие другие, покинув Россию в ходе войны, он примкнул к Зарубежной Церкви, служил сперва в Берлине. После кончины матушки, он в Америке стал архиереем - архиепископом Роклендским Андреем. Интересно было бы исследовать деятельность таких людей, которых однако, должно быть, оставалось к началу войны не много.

А. Журавский: Известие о смерти митр. Петра привело к возобновлению переписки между митр. Иосифом, архиепископом Прокопием (Титовым), находившегося тогда в Каракалпакии - городе Туркуле, архиепископом Серафимом (Самойловичем). Все высказались за то, чтобы признать митр. Кирилла главой Русской Православной Церкви как последнего, оставшегося в живых, кандидата в местоблюстители патриаршего престола. С этим согласился митр. Иосиф: когда его на допросе спрашивают об отношении к митр. Кириллу, он рассказывает, что послал просфору митр. Кириллу, который ее принял. Это стало знаком вступления в евхаристическое общение, потому что общаться очно они, естественно, не могли. Для названных церковных иерархов митр. Кирилл, таким образом, становился духовным лидером, главным авторитетом катакомбного движения.

Прот. Николай: После известия и подтверждения о том, что митр. Петр скончался, та же проблема встала перед Русской Зарубежной Церковью, которая пришла к тому же решению: Законным приемником Зарубежная Церковь рассматривала митр. Кирилла, перейдя на до сих пор действительную формулу поминовения «православное епископство Церкве российския». Митрополит Кирилл лично не поминался из соображений его безопасности и потому, что было не известно его личное отношение к этому вопросу. Но Архиерейский Синод подтвердил, что его кандитатура в Местоблюстители, в отличие от митр. Сергия, единственно законная.

О формах иносказательности в письмах А. Журавский рассказал, приведя такие примеры из переписки митр. Кирилла с еп. Евгением (Капрановым): «Открыточки ваши получил, благодарю. Из Сталине мне ответили. Ему написал.» Речь идет о священнике Серафиме (Кириллове), находившегося в поселке Сталине, еп. Евгений просил митр. Кирилла дать адрес этого священника, что он исполнил. «Благодарю за заботу. Этому врачу я хочу поручить некоторых тамошних больных», речь о священнике и окормлении паствы. «Великим утешением» называются Святые Дары. «Я приготовил научно-обоснованный мемуар, но с пересылкой затрудняюсь, пока сообщу, что эклесия в этой сфере имела две практики. Одна, когда эклесия была, другая когда стояла в мире.» Так происходило церковное общение в то время. Священнослужителями ставился вопрос, как готовить миро в этих условиях или можно ли заменить миропомазание возложением рук как в древней апостольской практике.

Об отношении Патриарха Тихона к возможному уходу церкви в катакомбы было установлено, что Патриарх заботился о том, чтобы рукоположить как можно больше архиереев. При нем епископат увеличился почти вдвое. Но достоверных исторических сведений о совершении самим Патриархом Тихоном тайных хиротоний не существует, и вряд ли он их мог сам совершать, будучи ответственным за всю Русскую Церковь. Но из публичных заявлений 20-х гг. еп. Андрея (Ухтомского) известно, что Патриарх просил его рукопологать как можно больше архиереев, потому что время такое". Это еп. Андрей в 1922-1923 гг. и осуществлял. Известно также, что правомочность совершенных им хиротоний была признана вышедшим из заключения патриархом Тихоном. Но важно подчеркнуть - имеются в виду хиротонии, которые совершались при жизни патриарха. В дальнейшем сложно проследить каким образом в действительности еп. Андреем рукополагался епископат. Есть сведения, что владыка Андрей совершал хиротонию вообще один. Известный в настоящее время объем источников не позволяет делать точные утверждения. Но на 20-е гг. такое направление существовало и патриархом подтверждалось.

Вообще биография архиеп. Андрея Ухтомского требует детального изучения. Если он в настоящий момент некоторыми представляется некой маститой фигурой, лидером ИПХ, не признававшим ни митр. Петра, ни митр. Сергия, то несомненно здесь преувеличивается положительность его образа. В этом вопросе исследовательский процесс осложняется отсутствием единого архивного фонда о нем в Москве. Документы о нем лежат в Ростове-на-Дону но, возможно, также и в других местах.

Утверждения Владимира Мосса, что митр. Кирилл к концу жизни изменил свое отношение и полностью отказался от признания благодарности Московской Патриархии, не подтверждаются. В следственном деле митр. Кирилла имеется письмо, где митр. Кирилл прямо говорит, что он находится в братском общении с митр. Иосифом, говорится об общности их взглядов, но одновременно он выступает против той части иосифлян, которая считала таинства, совершенные митр. Сергием, безблагодатными. Это письмо написано перед самым арестом.

М. Шкаровский приветствовал концепцию А. Журавского и благодарил его за ряд уточнений, в частности относительно различий ИПХ и ИПЦ. Далее он внес в обсуждение несколько пунктов, из которых самыми значительными были следующие вопросы:

1. О иоаннитах. Еще до 1917 г. возникли такие движения, в дальнейшем ярко себя проявившие как оппозиционные и влившиеся в ИПХ и ИПЦ, как стефановцы, имяславцы, иоанниты и др. Они получили большее численное распространение в 20-е гг., когда их позиции стали несколько изменяться.

2. Возникновение катакомбных общин из правой оппозиции в первые годы после октябрьской революции. По мнению М. Шкаровского первые катакомбные общины возникли в 1918-19 гг., в период гражданской войны, крестьянских восстаний, когда уже появились небольшие по численности общины. В связи с тамбовским крестьянским восстанием существует целый ряд источников, документирующих возникновение таких общин. После ареста патриарха Тихона в 1922 г. катакомбное движение, тоже еще численно не большое, получило дальнейшее распространение на регионы, где его до 1922 г. не было, в частности на северо-западе, но не как оппозиция патриарху Тихону. "На тот исторический момент я не отождествлял правое движение и катакомбное движение" - сказал М. Шкаровский.

3. Если считать, что в 60-е гг. катакомбное движение вырождается, поскольку изчезает духовенство, то с другой стороны 60-е гг. приходится считать важным этапом в истории катакомбной церкви. Во время хрущевских гонений она получила новый импульс для дальнейшего своего развития. Когда несколько тысяч священников было снято с регистрации, значительная часть их перешла на нелегальное служение и возник целый ряд новых групп катакомбной Церкви, окормляемых лишенным регистрации духовенством патриаршей Церкви.

В вопросе более точного определения терминологии по отношению к катакомбной церкви со стороны участников было предложено священников снятых с регистрации в 60-е гг. называть "нелегалами".

А. Журавский ответил, что говорил не в перспективе возникновения иоаннитов и имяславцев, а в перспективе их оппозиционности митр. Сергию, следовательно не отождествляя катакомбное движение с правой оппозицией и не собирался говорить о тех тайных общинах, которые возникали в 1917 - 19 гг., потому что митр. Сергий не представлял тогда никакой церковно-административной силы.

Нельзя проводить тождество между понятиями «катакомбное движение» (в терминологии М. Шкаровского •- "нелегальное движение") и «катакомбная церковь». Исходя из Вашего вывода: в 60-е гг. Катакомбная церковь - это та часть патриаршей церкви, которая ушла на нелегальное положение. Тогда происходит разрыв с устоявшейся терминологией о катакомбах, как оппозиционных легальной церкви. Потому что в понятие «катакомбная церковь» включаются священники патриаршей Церкви, вынужденно перешедшие на нелегальное положение.

М. Шкаровский подчеркнул, что значительная часть этих священников вместе с тем действительно перешла в оппозицию патриаршей Церкви.

А. Журавский ответил, что тем не менее существовало громадное количество нелегальных приходов, которые не прерывали свое евхаристическое общение с патриархом, а поминали его. Такое духовенство во всяком случае существовало в Кировской области.

Вообще желательно договориться о понятиях, во избежание недоразумений и неясностей. Также обратить внимание на проблематичность таких понятий как «раскол», «размежевание», «разделение», чтобы ими не пользовались как синонимами (С. Петров), и чтобы представить перспективу выхода из ранящего церковную жизнь употребления этих терминов (прот. Н. Артемов). В этой связи обсуждался вопрос употребления аббревиатур РПЦ и РПЦЗ. В начале 90-х гг. патриарх Алексий сказал, что оскорбительно называть аббревиатурным новоязом жертву, т. е. говорить о ней языком палача. По сути эти языковые нововведения - советские.

А. Журавский: "Если уж на Агнце Божием Иисус Христос изображается с сокращениями..." - Голоса: хорошая мысль.

Прот. Валентин Асмус напомнил дореволюционную практику - сокращение с точкой.

С. Петров: "Я для себя нашел широко употреблявшийся в XIX в. вариант: Русская Церковь". Далее одним из участников было замечено, что это название не являлось официальным, после чего обсуждались разные, удачные и менее удачные, сложные и менее сложные, официальные и неофициальные наименования и сокращения, используемые в разных частях Русской Церкви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...