Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание ситуации существования ребенка.




Наиболее продуктивным уровнем понимания явля­ется улавливание сущности ситуации существования ребенка. Это больше, чем просто понимание чувств; это понимание общей ситуации ребенка как личности в данный момент. Оно включает в себя понимание роста, над которым ребенок работает, и его борьбу за постро­ение желательного жизненного мира, а также то, что ребенок и внешний мир делают друг для друга.

РОСТ, НАД КОТОРЫМ РЕБЕНОК РАБОТАЕТ

Некоторые дети работают над тем, чтобы научиться самим занимать себя.

Когда Джерри пришел в детский сад, он был слабым и беспомощным мальчиком. Плач — его преобладающее общение. Сначала его плач, кажется, говорит: «Я не могу. Захочет ли кто-нибудь мне помочь?» Потом плач меняется на: «Я тоже хочу играть, но не знаю как». Однажды утром в декабре Джерри много хнычет. Он стоит в середине комнаты, повторяя снова и снова одно и то же.

Джерри: «Я хочу рисовать. Я хочу рисовать». Мис-с С: «Ты хочешь рисовать, Джерри, и у тебя сейчас тяжелое время — как начать».

Понимания его желания и того, что мешало ему действовать, оказалось достаточно, чтобы его замеша­тельство сменилось сосредоточенностью. Он сумел об­рести самоконтроль, проявить инициативу в том, чтобы подойти к мольберту и начать рисовать. Если бы было только сказано: «Ты хочешь рисовать, Джерри» или «Ты чувствуешь себя слабым, Джерри», это не помогло бы. Он знал, что хочет рисовать, но это было еще не все, что он чувствовал. У него не было опыта самостоятель­ных действий. Его энергия не контролировалась. Рань­ше способом удовлетворения его нужд был плач, кото­рый обеспечивал немедленную помощь. Ранее он не распознавал свое внутреннее смятение и не мог осоз­нать, что он может заботиться о себе сам.

Некоторые дети с выраженными отклонениями ис­пользуют их собственные личные символы, работая над ростом. Улавливая сущность их ситуации существова­ния, можно помочь ребенку мыслить социально понят­ными символами.

Когда четырехлетний Зак пришел в детский сад, он был очень слабым и смущенным. Однажды в феврале он рас­сматривает изображение корабля в книге о транспорте с воспитательницей-практиканткой. На картинке большая чайка и две маленьких.

Зак: «Маленькие птицы — хорошие». Практикантка: «Маленькие — хорошие?» Зак: «А большая — плохая». Пр-ка: «Большая — плохая?»

Зак: «Да, маленькие хотят стать лучше пло­хих». Пр-ка: «Маленькие хотят стать лучше плохих?» Зак: «Это моя мама».

(Указывая на большую птицу). Пр-ка: «Плохая похожа на твою маму?»

(Толкование практикантки слишком эмо­ционально). Зак: «Нет».

(Он быстро переворачивает страницу).

До самого последнего вопроса воспитательница-практикантка помогала Заку работать над проблемой, но ее последний вывод был слишком пугающим. Вне­запно он ясно увидел Жизненный Мир, с которым ему приходится иметь дело, и это было чересчур. Было бы интересно, если бы практикантка спросила: «Иногда ты чувствуешь, что твоя мама похожа на эту птицу?» Воз­можно, он смог бы продолжать, а затем она, зная его мать, могла сказать: «Когда твоя мама сильно огорчает­ся, ты бы не хотел, чтобы это мешало тебе?» Это та ситуация существования, над которой Зак работал. Здесь важно не то, что он чувствовал, а то, как он мог управлять своей матерью, чтобы она не подавляла его.

Одна из задач роста, над которой ребенок работает, это объединение Жизненного Мира.

В первый день в детском саду мы идем играть во двор. Большинство детей хотят кататься на трехколесных вело­сипедах. Но детей больше, чем велосипедов, и нужно ждать своей очереди. Когда очередь Робина закончилась и ему нужно было отдавать велосипед, он подошел ко мне.

Робин: «Вы плохая, потому что заставляете детей передавать очередь»

Мис-с С: «Тебе нравится велосипед, и ты не хочешь отдавать его?».

Робин: «Вы не должны забирать его у меня. Я пну вас в зад.»

Мис-с С: «Тебе трудно было отдать велосипед? Ты хотел, чтобы твоя очередь длилась доль­ше?» Робин: «Да».

Он не уходит, как бы стараясь вернуться к взаимоотно­шениям, поэтому через некоторое время:

Мис-с С: «Хотелось бы тебе играть в мяч?»

Робин: «У вас есть мяч? Я хотел бы поиграть в мяч».

Робин был разгорячен нежеланием отдавать велоси­пед. Дома он научился выражать напряженные чувства. Когда он узнал, что я поняла, то у него исчезла необ­ходимость пинать меня. Он был обеспокоен тем, что выразив таким образом гнев взрослому, он испортил отношения со мной. Важным был тот факт, что без всякого мщения я приняла и поняла его гнев, но он нуждался и в другом действии, Он нуждался в новом приглашении от меня для восстановления наших отно­шений. Если бы я сказала: «Ты сердишься на меня за то, что у тебя забрали велосипед», это не помогло бы ему. Мое понимание его глубокого желания дольше кататься на велосипеде сделало возможным для него выразить его более глубокое желание поддерживать отношения.

Воспитатель скорее должен чувствовать ситуацию ребенка — проект, который он пытается осуществить, чем просто отвечать на внешние проявления его чувств или на слова. Чувства Робина изменились в ходе бесе­ды. Воспитательница старается быть чувствительной к изменениям и отвечать на них, — в противном случае она только огорчит ребенка и изменения будут проис­ходить гораздо труднее.

Понимание ситуации существования достигает глу­бин борющегося Я ребенка. Это нелегко и может по­требовать много времени. Продолжающиеся неприят­ности — это сигнал, что нарушено базовое доверие ребенка. Пока это так, воспитатель будет работать с внешними проявлениями.

Дети перестали играть с Майрой. Она привлекательная девочка и хочет играть с другими детьми, но то, как она действует, мешает отношениям. Она выработала очарова­тельные и изощренные способы контроля над матерью и младшей сестрой. Ей всегда необходимо утвердиться в доминирующей роли; ей необходимо контролировать мир. Майра не хочет, чтобы с ней обращались как с другими детьми. Она чувствует, что если вы действительно любите ее, то предоставите ей особые привилегии.

Однажды, в отведенное для туалета время скопилась очередь. Двое детей ждут, а еще один находится в туалете. Майра пытается занять место на углу, где Матильда ждет своей очереди. Когда Матильда возражает, она пытается встать впереди Рины, которая тоже протестует.

Мис-с С: «Майра, Матильда и Рина ждали. Тебе нужно встать в очередь». Майра: «Я пожалуюсь на вас моей маме.»

(Мои объяснения не помогли, поэтому я решила показать, что я понимаю ее и дру­гих).

Мис-с С: «Майра, ты торопишься побегать. Рина и Матильда, вы тоже хотите побегать. Вы не хотите, чтобы Майра прошла впереди вас, так как вы ждали раньше нее».

На следующее утро Джек хочет мыть куклу с длинными волосами. Я объяснила ему, что от воды волосы у куклы спутаются и понадобится много времени, чтобы расчесать их. Он охотно берет другую куклу. Майра слышит это и хочет купать куклу с длинными волосами.

Мис-с С: «Майра, вчера ты уже купала куклу с длинными волосами. Мы очень старались, чтобы волосы не намокли, но они намок­ли и перепутались. Мне понадобилось много времени сегодня утром, чтобы при­вести ее волосы в порядок. Играй этой куклой, пожалуйста».

(Я даю ей другую, но она бежит к своему шкафчику). Майра: «Я пожалуюсь маме, что вы не разреша­ете мне играть, с чем я хочу».

Мис-с С: «Вчера тебе понравилось ее купать. Но от воды ее волосы спутались, Майра.» Майра: «Моя мама разрешает мне купать моих кукол».

Мис-с С: «Это потому, что куклы твои. А эта кукла принадлежит детскому саду, и я не могу разрешить тебе делать то, что я не разре­шаю другим».

(Кажется, она поняла и больше не чувст­вует, что с ней обращаются несправедливо).

Из-за постоянных попыток Майры доминировать де­тям не нравится играть с ней. Мы обозначаем ее чувства словами, надеясь, что Майра будет чувствительна к ним, но отчаяние мешает ей чувствовать за других. Они для нее — вещи. В один из дней Майра отсутствует. Следую­щий разговор происходит во время, отведенное для туа­лета.

Мис-с С: «Сегодня Майры нет. Я надеюсь, что она

не заболела». Матильда: «Мне не нравится Майра.»

Рина: «Нам она не нравится.» Мис-с С: «Майра делает что-то, что вам не нравит­ся?» Матильда: «Когда я пришла к ней домой, она не разрешила мне играть с ее игрушками. Она ударила меня». Мис-с С: «Не слишком приятно приходить к кому-нибудь домой, когда не разрешают играть с игрушками». Рина: «Со мной она сделала то же самое». Мис-с С: «Я стараюсь помочь Майре научиться иг­рать так, чтобы это доставляло удоволь­ствие». Матильда: «Потом у нее дома мы делали печенье». Мис-с С.: «Это было удовольствие». Матильда: «Да, мы принесли немного в детский сад». Мис-с С: «Печенье было хорошим».

Они выглядят удовлетворенными этим разговором. Я стараюсь помочь им отделить то, что им не нравится от нелюбви в целом. Я хочу, чтобы они смогли сказать ей, когда она обижает их.

Когда другие дети начинают вести себя в игре неза­висимо, то Майра чувствует, что она проигрывает. Она становится слабой, если не может контролировать или доминировать. Когда у нее что-то не ладится, она убегает к своему шкафу, где переживает за себя и ждет, что кто-нибудь придет и любя вернет ее обратно в жизнь. Но это жизнь, которая не принимает Я других с их чувствами. Майра на той точке, где ее поведение не помогает ей играть с другими детьми. Такой ребенок, как Майра, нуж­дается в том, чтобы проработать ее страхи быть покину­той. Она боится потерпеть неудачу, если не будет конт­ролировать мир, так как видит в этом единственный спо­соб получить то, что она хочет. Она требует, чтобы мы разрешали ей делать так, как она хочет.

Нам кажется важным не подтверждать и не усиливать чувство, что она может быть покинута, а также не давать ей чувствовать, что она нежеланна. Неуместное поведение не должно наказываться. Мы должны быть осторожны, чтобы обратить Майру не к надеждам только на себя, но к отношениям.

Мы пытаемся укрепить ее желание играть и строить силу ее Эго через успешный опыт. Постепенно у нее появляется желание оставаться во взаимоотношениях. За­тем начинается длинный процесс помощи ей в этом. Как-то утром я нахожусь с несколькими моющими стену деть­ми в ванной. Майра с плачем подбегает ко мне.

Мис-с С.: «Что-то случилось, Майра?»

Майра: «Матильда ударила меня. Она не разре­шает мне быть в доме».

Мис-с С: «Ты играла с ней, и она ударила тебя?» Майра: «Я помогала строить дом, а она не пускает меня в него».

Мис-с С: «Ладно, пойдем лучше поговорим с Ма­тильдой». (Мы идем к ней).

Мис-с С:«Матильда, Майра сказала, что ты удари­ла ее.» Матильда: «Она сбила моего малыша, она не должна это делать».

Мис-с С: «О, она сбила твоего малыша, а ты сказа­ла ей не делать этого.» (Это заставляет Майру удалиться к вы­ступу окна. Я подхожу к ней).

Мис-с С: «Майра, Матильда не хотела, чтобы ты обижала ее малыша.» (Она закрывает уши руками). «Ты не хочешь больше говорить об этом?» (Я поворачиваюсь, чтобы уйти, полагая, что она хочет подумать над этим," но когда она начинает громко плакать, я возвраща­юсь к ней).

«Ты хотела, чтобы я помогла тебе, но я не сделала этого?» Майра: «Я не сбивала малыша Матильды. Я столк­нулась с Матильдой, и она сама сделала это.»

Мис-с С: «Ты не хотела толкнуть Матильду. Если бы ты сказала об этом Матильде, то она бы поняла тебя. Может быть, если мы скажем ей об этом сейчас, она поймет.» (Она кажется неспособной сделать это).

Мис-с С: «Если ты хочешь, чтобы я пошла с тобой, я помогу тебе.»

(Мы идем к Матильде).

Мис-с С: «Матильда, Майра говорит, что она толк­нула тебя, но она не хотела.»

Матильда: «Я делаю ступеньки, и она может войти по ступенькам».

(Майра счастлива снова войти. К сожале­нию, она случайно сбивает стену). Мис-с С: «О, по этим ступенькам трудно подни­маться. Нам нужно укрепить стену.» (Я помогаю Матильде снова построить стену. Она не раздражается, так как зна­ет, что это случайность.)

Это был тяжелый момент для Майры. Ее ударили и выгнали из дома, который она помогала строить, при­чем сделала это девочка, которую она ценила больше других. Но она не смогла связать это отвержение с причиной. Матильда могла ударить только тогда, когда напали на ее малыша. Я сделала возможным для них разговор друг с другом, пока они не поняли и не смогли возобновить отношения. В этом процессе две девочки стали взаимодействующими целостностями.

Детский сад — это место, где и воспитатель, и ре­бенок работают над пониманием роста, который ребе­нок старается осуществить, и того Жизненного Мира, за который он борется. Ребенок всегда осуществляет проект мира, пригодного для жизни, который он строит с помощью окружающего мира. Цель часто довольно туманна или ошибочна; намерения и методы работы необходимо прочувствовать заново и найти лучший способ. Благодаря процессу взаимопонимания с други­ми, ребенок становится способным утвердить возмож­ный мир, научается его осуществлять и понимает, что разрушает его. И ребенок может праздновать, когда добивается успеха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...