Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Роль общественных экологических движений




 

Повышению экологического самосознания населения способствует деятельность неправительственных общественных экологических движений, которые называют себя «зелеными».

Зеленые – политические партии и общественные движения, ставящие задачей улучшение экологической ситуации на планете. Зеленые есть в большинстве европейских стран, в США, Японии. Наиболее авторитетная международная организация, объединяющая Зеленых разных стран, – "ГРИНПИС" (организована в 1971 г.).

Зеленые организуют митинги и пикеты с целью повлиять на решения правительств и муниципальных властей, заставить их проводить последовательную экологическую политику. Платформа Зеленых включает требование ограничить загрязнение окружающей среды, шире использовать вторичные ресурсы и нетрадиционные источники энергии. Зеленые выступают против потребительства, занимаются проблемами экологического образования. Наибольших успехов Зеленые достигли в ФРГ (общее число участников природоохранных общественных организаций в ФРГ превышает 3 млн. человек), получив значительное количество мест в бундестаге и сыграв большую роль в разработке программы улучшения экологической ситуации в стране.

В России Зеленые представлены несколькими организациями ("Экологический фонд России", "Социально-экологический союз России", "Экология и мир", “Российская партия зеленых”, “Хранители радуги” и др.). Недавно создан “Общероссийский союз общественных экологических организаций”, который будет координировать работу различных организаций Зеленых.

Зеленые России были организаторами многочисленных акций против строительства АЭС, предприятий по ликвидации химического оружия, создания могильников РАО и др.

В последние годы активность Зеленых в России заметно снизилась. Выдвигаемые ими требования о закрытии или модернизации опасных производств не могли быть реализованы из-за отсутствия средств в период общего экономического спада. Развитию движения Зеленых помешало также то, что экологические требования включались в предвыборные программы различных кандидатов и таким образом «растаскивались» политическими партиями и движениями.

В то же время, российским Зеленым удалось выиграть два крупных дела федерального масштаба, которые рассматривались в судебном порядке: о незаконности использования лесов первой группы в пригородах («легких городов») для строительства коттеджей и других сооружений, наносящих ущерб лесам, и о строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Магистраль могла нанести значительный ущерб природе – пересечь Валдайский национальный парк и несколько памятников природы.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите наиболее авторитетные международные организации Зеленых?

2. Почему низка эффективность экологических общественных движений в РФ?

3. Расскажите об удавшихся акциях российских Зеленых.

 

Роль религии

 

Определенный вклад в формирование этического отношения к природе может внести религия, хотя этот вклад не следует переоценивать, особенно когда речь идет о религиях «иудаистского куста», возникших на ближнем Востоке (иудаизм, христианство, ислам). В религиозных догматах этих конфессий обосновывается исключительная роль человека как отражения образа Божия, т.е. антропоцентрический взгляд на мир.

В «Библии» говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». Бытие. 1:26.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле». Бытие. 1:28.

Разумеется, со временем религиозные деятели все яснее осознают опасность такого взгляда и пишут, что в «Библии» говорится о недопустимости получения «сверхприбыли» от природы. (Бог рекомендует заботиться только о хлебе насущном на один день!).

Еще более последовательно о природоохранном значении религии говорят исламисты. В книге «Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух» (Гор, 1993) так характеризуется отношение ислама к проблеме охраны природы: «Пророк Мухаммед сказал: «Мир зелен и прекрасен, и Бог назначил вам призирать за ним. Основополагающие концепции ислама, преподаваемые Кораном, – «таухид» (единство), «халифа» (опека, попечительство) и «ахра» (ответственность) – это также столпы экологической этики ислама. Земля суть священное творение Аллаха, и среди множества поучений Мухаммеда по этому поводу есть такое: «Тот, кто посадил дерево и прилежно за ним ухаживает до тех пор, пока оно не вырастет и не начнет приносить плоды, будет вознагражден». Первый мусульманский калиф Абу-Бакир следовал Корану и «хадис» (устной традиции Пророка), когда приказывал своим войскам: «Не рубите дерева, не грязните реку, не вредите животным и всегда оставайтесь милосердными и человечными к творению Бога, даже к своим врагам» (с. 296).

Последовательно экологичны все религии в воспитании скромного образа жизни и ориентировании верующих не на материальные, а на духовные ценности (т.е. в преодолении потребительства). Тем не менее, антиэкологичность религии (причем одинаково всех конфессий) проявляется в отвержении любых форм регулирования числа детей в семье. Эта религиозная инерция является одним из главных тормозов в решении демографической проблемы (см. 3.3).

Вот некоторые высказывания об отношении к богатству и бедности в разных религиозных учениях.

Ислам: «Бедность – моя гордость.» (Магомет).

Христианство: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие.» («Евангелие по Матфею»).

Иудаизм: «Избавь меня от бедности и от богатства.» («Книга притчей Соломоновых»).

Конфуцианство: «Излишество и недостаток равно несовершенны.» (Конфуций).

Даосизм: «Богат тот, кто знает, что имеет достаточно.» («Дао де Цзин»).

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит отрицательное влияние религии на процесс построения общества УР?

2. Чем может помочь религия на пути к УР?

3. Приведите несколько «экологических» религиозных заповедей.

 

Заключение

 

Несмотря на то, что основными механизмами, с помощью которых возможен перевод хозяйства на УР, являются силовые (экономические, правовые), важную роль должно сыграть экологическое воспитание, т.е. формирование экологически грамотного человека, который способен для достижения экологических целей жертвовать некоторыми личными выгодами. Граждане общества УР должны обладать высокой экологической нравственностью.

Одной из главных задач экологического воспитания населения является преодоление потребительства, так как наращивание потребления материальных благ увеличивает «давление» каждого человека на окружающую среду. Потребительство особенно характерно для жителей США, каждый из которых «давит» на окружающую среду в 20 раз сильнее, чем индус. В последние годы потребительство бурно развивается у представителей наиболее богатой части российского общества.

В формировании экологической нравственности и экологическом контроле за деятельностью правительств и конкретных производителей определенную роль играют общественные движения Зеленых, таких, как «Гринпис», который внес вклад в защиту морей от загрязнения. В РФ есть общественные экологические движения, но они малоэффективны, так как с одной стороны их лидеры стоят на позициях консервационизма и безальтернативности, а с другой стороны этим движениям вредит их политизированность и стремление использовать экологическую трибуну для того, чтобы войти во власть.

В преодолении потребительства определенную роль может сыграть религия, однако все конфессии мира в той или иной мере выступают против регулирования состава семьи, что антиэкологично и не помогает построению общества УР.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.