Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипертермия. проведения занятия по оказанию первой медицинской помощи с л/с отделений №___. _______________ взвода __ ВГСО  «___» _____________ 20___ г.




Гипертермия

Гипертермия (от гипер... и греч. therme — тепло) — перегревание, накопление избыточного тепла в организме человека и животных с повышением температуры тела, вызванное внешними факторами, затрудняющими теплоотдачу во внешнюю среду или увеличивающими поступление тепла извне.

Медицинская гипертермия это вид термотерапии, основанный на контролируемом, временном повышении температуры тела, отдельного органа или части органа, пораженного патологическим процессом, свыше 39 °C до 44-45°С. Верхняя граница гипертермии ограничена температурой, при которой, по существующим представлениям, объемный кровоток в нормальных тканях падает вследствие развития диссеминированного внутрисосудистого свёртывания. Гипертермия в тканях опухоли ведет к тепловому её повреждению.

Гипертермия возникает при максимальном напряжении физиологических механизмов терморегуляции (потоотделение, расширение кожных сосудов и др. ) и, если вовремя не устранены вызывающие её причины, неуклонно прогрессирует, заканчиваясь при температуре тела около 41—42°С тепловым ударом.


УТВЕРЖДАЮ:

                                    Командир ___ ВГСО

                               __________________

                                  " _____" ____________ 20____г.

 

 

ПЛАН

проведения занятия по оказанию первой медицинской помощи с л/с отделений №___

_______________ взвода __ ВГСО  «___» _____________ 20___ г.

Время: _________

Место занятий: учебный класс.

Тема занятия :  Тепловая травма. Клиника. Диагностика. Первая медицинская помощь.

Цель занятий: отработка и постоянное поддержание на высоком уровне навыков оказания первой медицинской помощи при тепловой травме.

Материальное обеспечение: ГС-11, СУ «Доза», носилки.

Учебные пособия: «Руководство по оказанию первой медицинской помощи при авариях в шахтах», учебно-демонстрационные фильмы «ТАКТИКА ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ», «ЭВАКУАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ ПО ГОРНЫМ ВЫРАБОТКАМ» инструкции по применению горноспасательного оснащения, план проведения занятия, личный план-конспект.

№ п/п Организационные и учебные вопросы Продолжительность, мин
Объявление темы, цели и плана проведения занятия.
Тепловая травма. Клиника. Диагностика. Первая медицинская помощь.
Просмотр учебно-демонстрационного фильма «ТАКТИКА ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ»
Подготовка пострадавшего к оказанию первой медицинской помощи (осмотр, укладка, восстановление проходимости дыхательных путей и др. ).
Перерыв.
Просмотр учебно-демонстрационного фильма «ЭВАКУАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ ПО ГОРНЫМ ВЫРАБОТКАМ»
Подготовка пострадавшего к транспортировке в условиях шахтных выработок (правильная укладка пострадавшего, контроль состояния, движение с пострадавшим и др. )
Проверка усвоенного материала.
Краткий разбор занятия и оценка готовности личного состава.
  ВСЕГО:

Недостатки, выявленные в ходе проведения занятия: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пом. ком. взвода ОМС _______________________  ____________________

      (подпись)                    (Ф. И. О. )                   

Командир взвода     _______________________  ____________________

(подпись)                    (Ф. И. О. )                                  


Острая тепловая травма.

Особенности клинической картины и неотложной медицинской помощи.

Тепловой удар легкой степени.

 Проявляется в виде повы­шенной утомляемости, усталости и слабости. Пострадавшие жалуются на головную боль и головокружение, ощущение жа­ра; появляется чувство угнетения. Беспокоят тошнота, иногда рвота. Температура тела у пострадавших нормальная или субфебрильная. Кожа влажная. Незначительное учащение пульса.

Тепловой удар средней тяжести характеризуется более зна­чительными изменениями в различных системах. У пострадав­ших жалобы на общую слабость, пульсирующую головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. Температура тела по­вышается до 40—41°С. Кожа гиперемирована, влажная, пото­отделение усилено. Возникают нарушения в психике (повышен­ная раздражительность и вспышка немотивированного, не­удержимого гнева). Появляется гиперрефлексия, нарушается координация движений. Частота дыханий не изменена или слегка увеличена. Тахикардия достигает 110—130 уд/мин. Ар­териальное давление обычно в физиологических пределах или незначительно снижено.

Тепловой удар тяжелой степени развивается или посте­пенно (после двух вышеописанных форм), или внезапно. При этом в организме наблюдается значительная поломка морфо­логических основ гомеостаза. В первую очередь страдает функция центральной нервной системы. У по­страдавших мучительная головная боль, головокружение, сни­жение зрения, многократная рвота. Наблюдаются психомотор­ное возбуждение и дезориентация, нарушение сознания. Зрач­ки узкие, фотореакция вялая. Гиперрефлексия, повышение мы­шечного тонуса, тонические и клинические судороги; патоло­гические стопные рефлексы; парезы и параличи. Кожа гипере­мирована, цианотична. Температура тела в пределах 40— 42°С. Прогрессируют нарушения кровообращения: нарастает тахикардия до 120—140 и более ударов в минуту, артери­альное давление снижено, появляются нарушения ритма сер­дечной деятельности. Тахипноэ до 30—36 в 1 мин. При этом нарушается ритм и амплитуда дыхательных движений.

При тяжелой форме теплового удара наблюдается внезап­ное прекращение потоотделения («истощение потовых желез»). Кожа становится бледной. Быстро нарастает гипертермия до 42—45оС. Глазные яблоки тускнеют. Зрачки узкие, фотореак­ции нет. Развивается мозговая кома с тяжелой циркуляторной и дыхательной недостаточностью; гиперрефлексией и мышеч­ной гипотонией.

В первые сутки после перенесенного теплового удара сохра­няются симптомы поражения центральной нервной системы:

головная боль, слабость, головокружение, нарушение - памяти, светобоязнь, психомоторное возбуждение, парезы и параличи, нарушение координации движений. Электрокардиография выяв­ляет признаки диффузного поражения сердечной мышцы, нару­шение ее сократительной способности. В крови лейкоцитоз с лимфопенией и эозинопенией, ускоренная СОЭ; нередко возни­кает гипофибриногенемия, иногда фибринолиз и тромбоцито-пемия. В таких наблюдениях - имеются водно-электролитные расстройства: снижение содержания в плазме калия, натрия, кальция и фосфора. В последующем у пострадавших наблюда­ется развитие пневмонии, заболевания пищеварительной систе­мы (печени, желудка, кишечника), эпилептиформных судо­рожных приступов. У 25% пострадавших на 3—5-й день разви­вается острая почечная недостаточность, у 5% — токсический гепатит.

Тепловой коллапс различают как синдром, всегда сопро­вождающий тепловой удар, и выделяют его в самостоятельную нозологическую форму. Возникает он у людей, хорошо адап­тированных к тепловым нагрузкам, во время интенсивной мы­шечной работы при высокой температуре окружающей среды. В основе его лежит сильное потоотделение, уменьшение объема плазмы, секвестрация крови в сосудах органов брюшной поло­сти, снижение сосудистого тонуса. В легких случаях у пострадав­ших внезапно появляется общая слабость, головокружение, тошнота, звон в ушах, потемнение в глазах; в тяжелых случа­ях черты лица заостряются, кожа с цианотичным оттенком, глаза тусклые, ввалившиеся. Пульс в таких наблюдениях час­тый, мягкий, артериальное давление резко снижено; дыхание поверхностное, учащенное или замедленное. В отличие от тепло­вого удара при тепловом коллапсе зрачки расширены, но реф­лексы живые, в том числе сухожильные.

Водная интоксикация развивается при обильной потере со­лей с потом и неумеренном потреблении пресной воды. У пострадав­ших температура тела нормальная или слегка повышена, воз­никают нервно-психические расстройства (депрессия, спутан­ность сознания или резкое возбуждение, головная боль), отме­чается отвращение к воде, гемодинамика не нарушается.

Тепловое истощение вследствие обезвоживания организма возникает при дефиците воды в условиях интенсивной тепловой нагрузки и сопровождается внутриклеточной дегидратацией. При этом потеря воды может достигать более 2% массы тела, у больных появляется мучительная жажда. Кожа и слизистые полости рта сухие, глаза запавшие, эластичность тканей сни­жена, артериальное давление понижено. Потеря воды до 8-10% массы тела приводит к появлению симптомов циркуляторной недостаточности (артериальной гипотензии, тахикардии до 120—140 уд. /мин), снижению диуреза, температуры тела. Появляются чувство покалывания в мышцах рук и ног, спазми­ческие боли в животе, сонливость, беспокойство, спутанность сознания, галлюцинации, кратковременное нарушение сознания.

Тепловое истощение вследствие уменьшения содержания солей в организме — внеклеточная дегидратация обусловлена значительными потерями солей с вторичной диффузией воды из внеклеточного пространства. Заболевание развивается так­же, когда большие потери «теплового» пота замещаются боль­шим количеством воды, но не соли. В результате концентра­ция их и осмотическое давление в крови снижается, быстро появляются признаки гиповолемии (больные с трудом перено­сят вертикальное положение, артериальное давление снижено, пульс мягкий, частый; ограничен почечный кровоток, олигурия). В клинической картине отмечаются слабость, головокружение, тошнота, рвота и жидкий стул. Кожа теряет эластичность, ста­новится бледной, с цианотичным оттенком, липкой. Угрожаю­щим для жизни является падение гемодинамики. Характерным при лабораторном обследовании является уменьшение или полное отсутствие экскреции с мочой натрия и хлора, снижение их концентрации в крови.

Для общей дегидратации типично сочетание внутриклеточ­ного и внеклеточного обезвоживания, обусловленного дефици­том в организме как воды, так и солей. Возникает она при дли­тельном пребывании в воде с высокой температурой и характе­ризуется тяжелым состоянием: адинамией, снижением психи­ческой активности, которые могут чередоваться с бредом и галлюцинациями, вспышками психомоторного возбуждения. Язык увеличивается в размерах, становится болезненным, сухим. Артериальная гипотония и снижение диуреза появляются позд­но, лишь при потере массы тела до 5—6%. Общие потери нат­рия при этом не превышают, как правило, 8—10 ммоль/кг.

Тепловые судороги возникают после тяжелой мышечной ра­боты при обильном питье неподсоленной воды и усиленном по­тоотделении. Причиной их возникновения считают развитие внеклеточной дегидратации с внутриклеточной гипергидрата­цией и гипокальциемией. Судороги тетанические, болезненные, головная боль, слабость, головокружение, нарушение - памяти, светобоязнь, психомоторное возбуждение, парезы и параличи, нарушение координации движений. Электрокардиография выяв­ляет признаки диффузного поражения сердечной мышцы, нару­шение ее сократительной способности. В крови лейкоцитоз с лимфопенией и эозинопенией, ускоренная СОЭ; нередко возни­кает гипофибриногенемия, иногда фибринолиз и тромбоцитопения. В таких наблюдениях имеются водно-электролитные расстройства: снижение содержания в плазме калия, натрия, кальция и фосфора. В последующем у пострадавших наблюда­ется развитие пневмонии, заболевания пищеварительной систе­мы (печени, желудка, кишечника), эпилептиформенных судо­рожных приступов. У 25% пострадавших на 3—5-й день разви­вается острая почечная недостаточность, у 5% — токсический гепатит.

 

Астенические реакции, тепловой отек голеней и стоп как проявление тепловой болезни не сопровождаются развитием критических состояний и не требуют рассмотрения в плане последующей программы интенсивной терапии.

 

В оказании помощи пострадавшим выделяем три этапа:

I — взаимопомощь членами вспомогательных горноспаса­тельных команд и первая медицинская помощь на месте происшествия с последующей эвакуацией на подземную базу.

II — неотложная и специализированная медицинская помощь на подземной базе с эвакуацией на поверхность и в лечебные учреждения.

III — специализированная помощь в отделениях интен­сивной терапии и реанимации. При появлении признаков пере­гревания даже у одного горнорабочего или горноспасателя не­обходимо прекратить работу, и эвакуировать пострадавших на свежую струю воздуха, где организуется подземная база.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...