Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Власть после октября 1917 Г. Преемственность




Новый режим и бюрократия. — Централизация управления государ­ством и экономикой. — Авторитарная традиция, «Новая религия» или тоталитаризм?— Идеология развития: от революционного «запад­ничества» к «самобытности».

Складывавшаяся в России после октябрьского переворота пар­тийно-государственная власть унаследовала многие черты от ста­рого российского самодержавного строя. Некоторые свойства со­ветского режима восходят как к российской традиции, так и исто­рическому опыту большевистской партии; жесткая централизация как основной метод управления, решающая роль высших органов реальной власти (независимо от их названия) и исполнительного аппарата в формировании государственной политики в центре и на местах, резкое ограничение полномочий и прав сколько-нибудь широких выборных органов, выделение среди «верхов» узкого кру­га лиц или групп определенное время несменяемых профессио­нальных «управленцев» и т. п. Эти отдельные наблюдения побуж­дают к более общей постановке проблемы: насколько глубоко было «потрясение основ» традиционной российской государственности в результате революции 1917 г. и какие направления в ее многове­ковом развитии оказались наиболее устойчивыми и были воспри­няты (естественно, с учетом изменившихся условий) новым пар­тийно-государственным строем.

Среди многих теорий влияния исторических традиций на ха­рактер и особенности развития государства, власти и общества и еще большего числа отдельных высказываний, положений, анало­гий на этот счет привлекают внимание две концепции. Одна при­надлежит английскому профессору Э. Карру:, рассматривается вопрос о соотношении революционных перемен в России и устоев старого строя. Другая, во многом аккумулирующая взгляды мно­гочисленных русских историков прошлого, но современно и акту­ально представленная, принадлежит А. Г. Фонотову и основана на анализе исторически сложившегося типа государственного и обще­ственного развития России.

Э. Карр в своей многотомной «Истории Советской России» и в ряде других трудов основывается на теории «сдвигов и преемст­венности» как наиболее плодотворной, по его представлению, для анализа исторического процесса в послереволюционную эпоху. Ее суть раскрывается автором следующим образом: «В развитии ре­волюции элементы сдвигов и преемственности сосуществуют друг с другом, то вступая в конфликт, то соединяясь, пока не образу-


^,.ся новый и прочный синтез. Этот процесс может длиться не­сколько лет и даже несколько поколений. Но в общем чем больше расстояние во времени от начального влияния революции, тем бо-j,ee решительно принцип преемственности снова утверждает себя вопреки принципу изменений». По мнению Э. Карра, большевист­ское руководство по мере удаления от времени октябрьского пе­реворота «все более и более открыто становилось наследником русской государственной власти» и «провозглашало свои цели в выражениях, которые для чувствительного уха отзывались без­ошибочным эхом прошлого России». Далее Э. Карр приходит к выводу, что «дело России и дело большевизма начали сливаться в одно неразрывное целое», а политика новой власти, особенно в об­ласти экономики, все более стала определяться исконными наци­ональными интересами страны.1

А. Г. Фонотов, ссылаясь на труды ряда русских историков про­шлого и останавливаясь на природно-географических, геополити­ческих особенностях, а также военно-оборонительных факторах развития России на протяжении веков предлагает схему форми­рования особого, «мобилизационного», типа государства, создава­емого «сверху», а не «снизу», как это было в Западной Европе. «Особенностью мобилизационного типа в России, — пишет А. Г. Фо­нотов, —...явилось доминирование политических факторов и как следствие — гипертрофированная роль государства в лице прави­тельства или центральной власти. Последние, используя различ­ные меры контроля, опеки, попечительства, принуждения и про­чих регламентации, стремятся решать встающие проблемы, беря инициативу на себя». При этом итог развития исторических про­цессов в государстве такого типа «не вытекает естественным об­разом» из внутренних закономерностей, а достигается тем, что власти приходится «насаждать его сверху». Относительно после­октябрьского периода он пишет: «Во всяком случае изучение по­слеоктябрьской истории страны создает впечатление детермини­рованности исторических условий нашего развития в течение по­следних семи десятилетий», оговариваясь лишь, что, помимо традиций, на них оказали влияние и некоторые «идеологические установки первых лет советской власти».2 А. Г. Фонотов намечает и общие для всего «мобилизационного» типа развития элементы государственного руководства в области экономики, трудовых от­ношений, организации управления с сильным бюрократическим аппаратом, территориальной экспансии и т. д.

Не абсолютизируя ни ту, ни другую концепцию, можно кон­статировать, что они пригодны как рабочие гипотезы, позволяю­щие объяснить те многочисленные сходные, близкие или тождест­венные явления и линии в развитии событий, которые были ре­альными (или кажущимися таковыми) «заимствованиями» из прошлого, проявлявшимися в политике, экономике, организации управления Советским государством, обществом, хозяйством и

1 СагтЕ. N. Socialism in One Country: 1924—1926. London, 1957. Vol. 1. P. 4—22.

2 Фонотов А. Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993. С. 88, 97, 109.


т. д. Традиции, которые воспринял советский образ правления о старого режима, нашли свое отражение в целом комплексе эх? ментов, политических средств, методов и форм руководства.

Прежде всего следует остановиться на степени революционно­сти и демократической сущности того исторического процесса, ко­торый повлекли за собой обе русские революции 1917 г. Низ'веп-жение самодержавия не было ограничено узкой целью устранения царя и монархии как формы правления. Все главные социалисти­ческие и демократические партии ставили своей задачей в рево­люции радикальное уничтожение окостенелого царского бюрокра­тического, полицейского и милитаристского аппарата. Февраль­ская революция не решила этой задачи. Большевикам же удалось вовлечь в революционное движение огромную народную стихию политическая незрелость которой, ее неграмотность и неготов­ность к социалистической революции, склонность к насильствен­ным методам достижения социального реванша в конечном итоге были поставлены большевиками на службу своим, во многом уто­пическим целям.

Новая власть укрепляла демократические завоевания револю­ции (передачу земли крестьянам, ликвидацию помещичьего зем­левладения, отмену сословных привилегий, чинов и званий, до­ступность образования для народа, отделение церкви от госу­дарства и т. п.) и так или иначе руководила борьбой масс, отстаивавших эти завоевания. В то же время с самого начала сво­его становления она средствами террора и насилия пыталась во имя своих утопических целей преодолеть естественные законы со­циального и экономического развития государства и общества.

Сказанное не следует понимать упрощенно. Диктатура боль­шевистской партии вовсе не находилась в некоем социальном ва­кууме или в полном отрыве от народа. Но оказавшись бессильны­ми при существующем уровне социально-экономического разви­тия страны и не сумев заменить прежние господствующие классы общества диктатурой пролетариата в ее марксовом понимании, большевики реализовали свою концепцию «диктатуры партии». Это, однако, не означало, что официальная идеология и социаль­ная политика нового режима не преуспели в формировании, под­держании и культивации иллюзии о появлении и существовании в России диктатуры рабочего класса, представление о котором как о гегемоне настойчиво внедрялось в сознание граждан.

С другой стороны, как писал эмигрантский орган социал-де­мократов (меньшевиков), сам российский рабочий класс все более связывал представление о «своем привилегированном социальном положении, поддерживаемом всесторонней опекой и безграничной тиранией государственной власти» с реально складывавшейся и укреплявшейся диктатурой партии. В обстановке голода и разрухи периода гражданской войны, говорилось далее, такое представле­ние закреплялось в конце концов положением этого класса как «наименее голодного среди голодных».3 Другим «опорным» соци-


зльным слоем, который активно использовался для целей больше­вистского руководства, было «беднейшее крестьянство». При всей противоречивости курса большевистской партии в крестьянском вопросе, обусловленной прагматическими соображениями, ста­линская версия о беднейшем крестьянстве как естественном союз­нике пролетариата была наиболее живучей.

И этот (главный) — рабочий класс и другой (второстепенный социальный слой) — беднейшее крестьянство — еще в большей степени, чем образованное дворянство или буржуазия, создавали почву для консервации и постоянного подпитывания традиций российской государственности, основанной на функционировании мощной и разветвленной бюрократической системы. На этой по­чве культурной отсталости «опорных» социальных слоев, в стране с громадным преобладанием сельского населения, естественным было быстрое возрождение (если не по содержанию, то по форме) старой бюрократической машины управления государством и об­ществом. Вынужденное признание этого факта стало обычным для лидеров всех течений партии большевиков.

Первыми заметили и стали старательно отслеживать процесс превращения партийно-государственной советской системы в бю­рократическую оказавшиеся в эмиграции меньшевики. В феврале 1921 г., опираясь на данные переписи 1918 г. советских служащих в Москве (231 тыс.) и Петрограде (185 тыс.), берлинский «Соци­алистический вестник» отмечал в передовой статье наличие в Рос­сии «чудовищно разбухшего бюрократического аппарата»: «Каж­дый второй взрослый житель обеих столиц работает в одной из бесчисленных советских канцелярий», — констатировал журнал.4

«Военный коммунизм» с его гипертрофированной централиза­цией всех сторон жизни стал еще более питательной средой для бюрократии, создания все новых и новых канцелярий, главков, ве­домств. Поскольку диктатура партии в это время охватила все сто­роны деятельности государства — военную, политическую, идео­логическую, хозяйственную, — только разрастание бюрократиче­ского механизма давало партии возможность уследить за всем, чтобы выжить самой.

Первые оппозиционеры в партии большевиков уже весной 1919 г. приходят к печальному выводу о складывании в Советской России бюрократической системы, со всеми ее чертами, присущи­ми старому порядку. На VIII съезде РКП (б) Н. Осинский заявлял: «У нас создалась чиновничья иерархия. Когда мы выставили в на­чале революции требование государства-коммуны, то в это требо­вание входило следующее положение: все чиновники должны быть выборными и должны быть ответственными перед выборными уч­реждениями. У нас теперь получилось фактически такое положе­ние, когда низший чиновник, действующий в губернии или в уезде и ответственный перед своим комиссариатом, в большинстве слу­чаев ни перед кем не ответствен».5


 

3 Социалистический вестник. Берлин, 1921, № 19. С. 3.


4 Там же. № 1. С. 1.

5 Восьмой съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., Пг., 1919. С. 162.


 

 


\

 


Год спустя другой представитель оппозиции, Т. В. Сапронов на IX съезде РКП (б) поставил вопрос еще более остро. Он полагал' что все рассуждения об «избирательном праве, о диктатуре про­летариата» оборачиваются на деле «диктатурой партийного чинов­ничества».6 Сам В. И. Ленин, оценивая государственный аппарат ко времени окончания гражданской войны, не анализируя еще глубоко его состояние, пришел к убеждению, что «население Мо­сквы пухнет от роста числа служащих», и делал вывод: «Верно наше государство есть государство с бюрократическим извращени­ем».7

Переход к нэпу не только не покончил с традиционным бюро­кратизмом, но сопровождался его новым ростом. Отказ большеви­ков от начал демократии, от предоставления политических прав и свобод всем слоям общества, с неизбежностью укреплял тенден­цию возрождения старой бюрократической конструкции власти (разумеется, при обновлении персонала и социального содержания деятельности государственного аппарата).

В. И. Ленин в предсмертных статьях был вынужден конста­тировать очевидное: «Наш госаппарат... в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является са­мым типичным старым из нашего старого госаппарата»,8 он сохра­няется «в том же до невозможности, до неприличия дореволюци­онном виде».9

Советский государственный аппарат продолжал и после смерти В. И. Ленина традицию старой российской бюрократии. Свиде­тельства этому можно найти и в официальном докладе В. М. Мо-лотова в 1924 г.,10 и в сетованиях Л. Д. Троцкого во время его кратковременной «ссылки» на работу в ВСНХ (1925—1926 гг.), когда он отзывался о своей службе как о «среде, наполненной чи­новничьим, приказным духом», состоящей из «чинуш-бюрокра­тов, ничего, кроме последнего приказа начальства, не знающих».11 Н. И. Бухарин в 1928—1929 гг. пришел к тем же выводам, кото­рые сделал за десять лет до него Н. Осинский. Он полагал, что из «государства-коммуны» ничего не получилось, что партийные и советские чиновники развращены властью и ведут себя как «на­дворные советники при старом режиме», проявляя подхалимство и угодничество перед начальством и совершенно «позабыли о жи­вых людях».

6 Девятый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1920. С. 44.

7 Ленинский сборник. XXXVI. С. 186; Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 43. С. 54

8 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 383, 385.

9 Там же. С. 390.

10 См.: Тринадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1963. С. 496—497.

11 Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991. С. 315.

12 См.: Коэн С. Бухарин: Политическая биография. 1888—1938. С. 381—387.


Представляется, что весьма важным фактором наследования бюрократизма царского строя советским государственным и пар­тийным аппаратом были особенности «слома старой государствен­ной машины» в ходе Октябрьской революции. Наиболее серьезные исследования некоторых отечественных историков дают основание полагать, что по крайней мере центральный государственный ап­парат после переворота в значительной мере оказался укомплек­тованным специалистами и чиновниками, пересаженными из кан­целярий старого режима в новые советские кресла. Вряд ли иначе дело обстояло и на губернском и уездном уровнях. «Рабоче-кре­стьянская власть» лишь прокламировалась официальной идеоло­гией и пропагандой. Впрочем, такой характер «слома» старого по­рядка вполне соответствовал предреволюционным представлениям и самих большевиков. Весьма характерно в этом смысле сказанное В. И. Лениным в 1919 г. на VIII съезде РКП(б): «Жить без этого аппарата мы не можем, всякие отрасли управления создают по­требность в таком аппарате... Старый бюрократический элемент мы разогнали, переворошили и затем начали опять ставить на но­вые места. Царские бюрократы стали переходить в советские уч­реждения и проводить бюрократизм, перекрашиваться в коммуни­стов и для большей успешности карьеры доставать членские биле­ты РКП».13

При этом Ленин ставил вопрос так, что победа над бюрокра­тизмом возможна лишь при условии активного участия населения в управлении государством.14 Поскольку же процесс концентра­ции власти в Советской России шел в ином направлении, замы­каясь на все более узких по составу структурах, преодоление ве­ковой российской бюрократической традиции становилось все бо­лее проблематичным. К концу жизни Ленин все более убеждался, что не коммунисты «владеют теми аппаратами, у которых они по­ставлены», а «аппарат ими владеет».15

Работы В. 3. Дробижева и М. П. Ирошникова конца 1960-х—на­чала 1970 годов, основанные на анализе: первая — материалов лич­ного состава служащих ВСНХ 1918 г. и переписи их 1922 г., вто­рая — выявленных автором данных переписи центрального госу­дарственного аппарата в августе 1918 г., дают поразительную картину реальных итогов слома старой государственной машины. Оказалось, что многие новые ведомства и комиссариаты заимство­вали из нее подавляющее большинство специалистов и чиновников. Из приводимых В. 3. Дробижевым данных видно, как разрастался бюрократический аппарат ВСНХ, его главков и центров (с 2228 че­ловек в 1918 г. до 5207 в 1919 г. и 23 тыс. на 1 января 1921 г.).16 В 1918 г. коммунисты составляли в нем всего 3,9 %, — и к тому же эта цифра определялась наличием членов РКП (б) в руководящей верхушке. В 1922 г. число коммунистов стало еще меньше. Среди

13 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 38. С. 170.

14 Там же. С. 170.

15 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 308.

16 См.: Дробижев В. 3. Главный штаб социалистической промышленности: (Очерки истории ВСНХ. 1917—1932 гг.). М., 1966. С. 26—27, 224, 227—228.


 

служащих ВСНХ в 1922 г. выходцев из рабочих было всего 2,8 °/ остальные же в своей громадной массе (97,2 %) были служащими°и по социальному происхождению.17

Еще более выразительны результаты, к которым прищел М. П. Ирошников, подвергнув обработке по особой методике вы­явленные им анкеты (24,5 тыс.), относящиеся к дотоле неизвест­ной переписи, проведенной в августе 1918 г. среди сотрудников центрального государственного аппарата Советской России. На основании анализа анкет личного состава всех важнейших совет­ских комиссариатов, ВСНХ, ВЦИК и других центральных органов государственного управления он установил, что чиновники быв­ших царских министерств, старых губернских учреждений, част­ных и общественных организаций и предприятий составляли в по­давляющем большинстве комиссариатов более половины совет­ских служащих, а среди хозяйственных ведомств — от 70 до 100 %.18

Для восприятия новым советским государственным аппаратом старой бюрократической традиции партийная диктатура создала все необходимые условия и предпосылки. Отсутствие гласности и подлинно демократического общественного контроля за деятель­ностью советских учреждений при быстром смещении реальных полномочий к их исполнительным органам, а то и к «личной по­литике» словно бы намеренно открывало простор для создания мощной бюрократической и полумилитаристской системы управ­ления.

Хотя новая бюрократия внешне выглядела чуждой старым ца­ристским основам, быстрое отторжение новой властью демократи­ческих форм общественной жизни с неизбежностью вело к вос­производству старой, классической бюрократической системы, стимулируемой к тому же тем ощущением самоценности верши­телей судеб огромной страны, которое все более и более овладева­ло партийным руководством. К тому же в ряды бюрократии с силь­ным ядром старого чиновничества постоянно вливались все новые и новые кадры «людей с портфелями», с партбилетом в кармане и весьма низким общим образовательным, культурным и специаль­ным уровнем подготовки. По данным французского исследователя Н. Верта, из отправленных в 1918 г. в составе продотряда 2 тыс. петроградских рабочих-партийцев через три года на заводы вер­нулось только 22 %, всего 8 % осталось в деревне, около 9 % воз­обновили учебу, а остальные (почти 2/3) ушли «на администра­тивную работу». Тот же автор пишет, что, согласно частичной пе­реписи коммунистов, в октябре 1919 г. выявилась поразительная диспропорция между их социальным происхождением (52 % вы­ходцы из рабочих, 18 % — из крестьян, 30 % — прочие) и профес­сиональной деятельностью: 11 % — рабочие, 3 % — крестьяне,


25 % — в армии и 61 % —«на административной работе».19 Все это позволяет заключить, что рекрутирование в органы госаппа­рата откровенно малограмотных и лишенных всякого представле­ния об управленческой работе людей могло лишь способствовать усвоению худших черт царского государственного аппарата.

Другим важнейшим элементом преемственности в отношении основ старого порядка была традиционная для России жесткая централизация управления государством и обществом. На Западе издано значительное число работ, считающих централизацию до­минантой русского национального развития, причем многие авто­ры полагают, что эта национальная особенность получила как бы второе дыхание благодаря принципу демократического централиз­ма большевиков.

Примером могут служит книги американского исследователя Т. Андерсона «Русская политическая мысль» и «Творцы русского марксизма». Он прослеживает эту традицию русской политиче­ской мысли от Рюрика и князя Владимира Киевского, полагая, что и последующая политика опирается «на варяжско-византийско-монголо-славянское наследство». Главным же проявлением этой национальной традиции автор считает постоянное стремление к жесткой централизации.20

Что же касается принципа демократического централизма, то в книге английского политолога М. Уоллера «Демократический централизм. Исторический комментарий» он рассматривается как составная часть «одной из крупнейших политических концепций XX века», определявшей дореволюционное развитие российского общества и большевистской партии.21

Несомненно, что способ управления самодержавной Россией был жестко централизованным и сводил к минимуму возможности местного самоуправления и самостоятельности местных властей. Централизация обрела новую жизнь в Советской России. Уже под­вергшийся нападкам как «правый», но все еще сохранявший пост главы правительства А. И. Рыков говорил в докладе о первом пя­тилетнем плане на XVI партконференции в апреле 1929 г.: «Мест­ные органы до сих пор часто справедливо жаловались на чрезмер­ную централизацию управления хозяйством, при которой иногда даже затрагивались конституционные права республиканских или других органов. До сих пор мы действительно грешим тем, что административно-оперативную работу в огромном государстве, с населением свыше 140 млн. человек, с гигантской территорией,


17 Там же. С. 229—230.

18 Ирошников М. П. Председатель Совета народных комиссаров Вл. Ульянов (Ленин): Очерки государственной деятельности в 1917—1918 гг. Л., 1974. С. 415—430.


19 См.: Верт Н. История Советского государства: 1900—1991. М., 1992. С. 134.

20 Anderson Th. Russian Political Thought: An introduction. N. Y., 1967. P. 361—373.

21 Waller M. Democratic Centralism: An historical commentary. Manchester Univ. Press., 1981. P. 30—47.


сосредоточивали „на вышке" в руках немногих центральных органов».22

В послереволюционной России среди самых сильных элементов старого строя было отношение власти к экономике и роль прави­тельства в ее регулировании. Следует особо отметить, что это мощное воздействие государства на процессы развития народного хозяйства страны получило дополнительные стимулы и возмож­ности именно в связи с попытками партийно-государственной вла­сти осуществлять свои планы строительства социализма и комму­низма.

Как известно, теоретики научного социализма, и в их числе В. И. Ленин, озабоченные критикой капиталистического общества и определением стратегии и тактики его уничтожения, не создали собственной концепции экономической политики после установ­ления диктатуры пролетариата, ограничившись рядом общих за­мечаний и предложением отдельных мер. Поэтому отличительной чертой политики большевистского руководства в области экономи­ки после Октября была импровизация.

В каких-то элементах эта политика продолжила дело, которое не было завершено ходом исторического развития России. В неко­торых областях экономики поворот к радикальной ломке в соот­ветствии с социалистическими догмами выявился отнюдь не сразу, а в первые 8—9 месяцев нового режима: обобществление произ­водства, распределение, торговля, финансовая политика. Здесь но­вая власть проявляла осторожность, нежелание форсировать тем­пы, искала пути приспособления существующей экономики к иде­ологическим представлениям социализма и в то же время к реальной обстановке. Как бы ни было велико воздействие социа­листической теории, по-видимому, не следует преувеличивать его значение, по крайней мере для этого периода. Политика больше­виков в области экономики при всей «социалистической» фразео­логии до лета 1918 г. в значительной степени определялась зада­чами завершения демократических реформ, прежде всего в сель­ском хозяйстве, а в других секторах народного хозяйства отчасти развивалась по правилам игры, сложившимся в дореволюционное время и при Временном правительстве. Элементы социалистиче­ского экспериментирования в экономике, конечно, были (нацио­нализация банков, внешней торговли и т. д.), но не имели еще фронтального характера и во многом были фрагментарными или стихийными.

Этот начальный период экономической политики новой власти можно вынести за рамки собственно политики «военного комму­низма», жесткой и окончательно сложившейся примерно с лета 1918 г. Обострение гражданской войны прервало этот процесс ма­неврирования в области экономической политики и побудило большевистский режим перейти к осуществлению ее в таком виде, как это диктовала чрезвычайная обстановка. Для обоснования же нового курса как нельзя более подходили некоторые положения


социалистической доктрины, порою относящиеся скорее к фазе коммунистического общества, как его понимали большевики, чем переходного периода.

Политика «военного коммунизма» часто рассматривается как чисто революционный скачок, заранее тщательно продуманный и сознательно предпринятый для реализации социалистических иде­алов. На самом деле внутренняя политика новой власти в течение всего периода от октябрьского переворота и до весны 1921 г. фор­мировалась под влиянием по крайней мере трех основных состав­ляющих:

во-первых, российской исторической традиции (активное вме­шательство государства в управление экономикой); во-вторых, чрезвычайных условий войны; в-третьих, идей социалистической теории, утопических комму­нистических воззрений.

Теоретической основой для форсирования перехода к «социа­листической» экономической политике была выдвинутая Лениным концепция, в которой предусматривался приоритет субъективных факторов в процессе преобразования общества. Но это новшество в теории социалистической революции, сформулированное лишь в январе 1923 г. в статье «О нашей революции (По поводу записок Н. Суханова)»23 и не предлагавшееся Лениным никогда ранее в таком законченном виде, скорее выглядит как попытка задним числом оправдать и подтвердить избранный или эмпирически сло­жившийся курс на форсированное строительство нового общества, новой социалистической цивилизации.

Три важные особенности экономического развития дореволю­ционной России обычно отмечались лидерами большевиков как ос­нова для будущей организации народного хозяйства в условиях «социалистического строительства» страны. Первая заключалась в определенной ступени монополизации частной промышленности, которая, как полагали, подготовила обобществление и национали­зацию крупной и средней индустрии и ее функционирование как государственной в послеоктябрьский период.

Вторая особенность — регулирование экономики со стороны го­сударства посредством различного рода комитетов, совещаний, со­ветов экономического характера. В восприятии участников собы­тий организация управления промышленностью после победы Октября («главкизм») связывалась и с этими органами регулиро­вания экономики России военного времени, и с заимствованием новой властью идей организации германских центров управления военной индустрией.

Третья особенность — поддержание и развитие одного из веду­щих укладов народного хозяйства, где роль государства приобрела всеобъемлющее значение и где понятие рыночных отношений и прибыли почти ничего не значили, — централизованного казенно­го хозяйства. Оно стало, может быть, главнейшей материальной предпосылкой будущего государственного сектора советской эко-


 

 

22 XVI конференция РКП(б): Стенографический отчет. М.; Л., 1929. С. 12.


23 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 378—382.


номики и той моделью экономического развития, которая отража­ла прежде всего и главным образом политические цели и интересы новой власти.

Русская крупная промышленность и тем более ее казенные за­воды, были весьма тесно связаны с политическими и военно-стра­тегическими интересами государства и в гораздо меньшей степе­ни—с внутренним потребительским рынком. В этом смысле тра­диционная патерналистская и регулирующая роль государства в ряде крупных отраслей народного хозяйства, особенно четко выя­вившаяся в конце XIX—начале XX в., не была прервана револю­цией. Она была сохранена и продолжена в иных по содержанию формах, но, может быть, в еще более гипертрофированном виде благодаря созданию в Советской России гораздо более мощного го­сударственного сектора экономики.

Интерес в этом смысле представляет полемика, возникшая в декабре 1926 г. на пленуме Исполкома Коминтерна между Л. Д. Троцким и Н. И. Бухариным, которая касалась отноше­ния к традиции российской экономической истории. Оба призна­вали, что она есть и с нею надо считаться при строительстве «фундамента социализма». Но если «сверхиндустриализатор» Троцкий был довольно осторожен в том, чтобы пытаться быстро «перешагнуть через предшествующую экономическую историю, создавшую нашу нынешнюю индустрию такою, как она есть», то объявленный через полтора года «правым» Бухарин, соглаша­ясь, что «совершенно абстрагироваться от истории мы не мо­жем», говорил нечто обратное будущей платформе «правых». Он высказался против тезиса, что не следует «топтать нашу эконо­мическую историю»: «Это — неверно, это — отрицание револю­ционного перелома, это возвращение к уже пройденному этапу истории». Иными словами, соглашаясь с восприятием традици­онной русской государственной, экономической политики, боль­шевистское руководство, в его разных течениях, по-разному мыслило о степени и темпах охвата государством различных сфер руководства народным хозяйством. В конце концов Сталин и его окружение-предпочли, говоря словами Бухарина, именно курс на «революционный перелом».

Одно из многих высказываний Ленина о роли «пролетарского» государства в управлении промышленностью не оставляет сомне­ний в его намерении продолжить и усилить политику прежней власти в отношении крупной промышленности. Еще в 1918 г. Ле­нин писал: «Коммунизм требует и предполагает наибольшую цен­трализацию крупного производства во всей стране. Поэтому об­щероссийскому центру безусловно надо дать право подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли».24

Оценка экономической политики большевиков и се соотноше­ния с русской традицией сильного государственного участия в на­родном хозяйстве была дана видным русским инженером, Н. К. фон Мекком, который до революции был председателем правления

24 Там же. Т. 36. С. 392.


и крупнейшим пайщиком Московско-Казанской железной дороги, а в 1929 г. был расстрелян с группой инженеров-путейцев как

«вредитель».

В 1923 г., после перехода к нэпу, будучи тогда служащим На­родного Комиссариата путей сообщения, фон Мекк говорил Н. Ва­лентинову (Вольскому): «Меня совсем не страшит и не смущает, что советское правительство национализировало огромную часть хозяйства страны. У нас всегда и в прошлое время, при царском режиме, очень значительные отрасли хозяйства принадлежали го­сударству. Кажется, ни в одной стране мира не была так широко проведена национализация. У нас военные заводы принадлежали государству, ему принадлежали недра, огромные лесные площади, земли, винная монополия, а железные дороги, как правило, вы­купались у частных лиц и становились государственными. Конеч­но, есть пределы национализации, и новая экономическая полити­ка, возвращая прежним владельцам ряд зря и необоснованно от­нятых у них мелких предприятий, сама ясно намечает эти пределы».25 Все сказанное о влиянии русской государственной тра­диции и отчасти обстановки военного времени на формирование экономической политики большевистского руководства свидетель­ствует по крайней мере о том, что было бы опрометчиво игнори­ровать эти факторы и относить все меры новой власти в сфере на­родного хозяйства исключительно на счет воздействия догматов социалистической теории.

* * *

Проблемы русской государственной традиции вряд ли можно обойти и при оценке формы правления того политического строя, который был охарактеризован как диктатура партии, как партий­но-государственный режим. В России, по мнению крупных ис­следователей проблемы парламентаризма, никогда не было сколь­ко-нибудь серьезных предпосылок или почвы для какой-либо устойчивой формы представительной государственной власти.26 Отношение большевиков к парламентской форме правления все­гда обусловливалось тактическими моментами. Исследование от­ношения руководства партии к парламентаризму в России после разгона Учредительного собрания 6 января 1918 г. показывает, что новая власть лишь дважды, и то в чисто тактических целях, ставила вопрос о возможности «отхода» от советской к парламент­ской форме правления. В первый раз это было на VII съезде РКП (б) в марте 1918г., когда использование парламентаризма те­оретически допускалось Лениным в случае, «если ход борьбы от­бросит нас назад, на известное время» от «высшего по демокра­тизму» советского типа государства.27

25 Валентинов Н. (Вольский Н.) Новая экономическая политика... С. 62 — 63.

26 См., например: Знаменский О. Н. Всероссийское Учредительное собрание: История созыва и политического крушения. Л., 1976.

" См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 58, 64; Седьмой экстренный съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1962. С. 159.


Второй раз вопрос о парламентской форме правления возник — и она даже была реализована — в связи с организацией власти в Дальневосточной республике (ДВР), буферном государстве, со­зданном из тактических соображений на Востоке страны. Здесь многопартийный парламент был лишь фиктивным обрамлением реальной власти той же РКП (б). С ликвидацией ДВР в 1922 г. эта парламентская ширма была без помех убрана с политической сце­ны Советской России.28

Во многих работах западных авторов советская политическая система выводится из авторитаризма и автократизма царской Рос­сии и характеризуется как чисто национальное, «русское» явле­ние. Так, американский историк Р. Дэниеле усматривает «поли­тическое постоянство» в «сохранении или оживлении царского наследия» в советском обществе.29 Заинтересованные современ­ники — критики складывающегося режима довольно быстро рас­смотрели суть первой фазы становления особого вида коммунисти­ческой автократии, оценивая новый режим Советской России как «самодержавный строй» и совершенно определенно сравнивали его с монархией царского времени.

Анализ и описание того, какие этапы проходил советский пар­тийно-государственный строй на пути к автократизму и «новому самодержавию», последовательно проводились зарубежным мень­шевистским «Социалистическим вестником».

Первый серьезный кризис в состоянии здоровья В. И. Ленина побудил лидера социал-демократов за рубежом Ф. Дана проана­лизировать и особенности партийно-государственного строя в Со­ветской России, сложившегося к середине 1922 г. В статье «Бо­лезнь режима», описав все уловки, к которым прибегали советские официальные лица, чтобы скрыть или затушевать истинный ха­рактер заболевания Лени

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...