Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые нормы в связи с особенностями эпидемиологии различных инфекционных (паразитарных) болезней




Рассмотрение этических и правовых аспектов деятельности по борьбе и профилактике инфекционных и паразитарных болезней должно исходить из того специфического и свойственного только болезнями этого вида обстоятельства, что в отличие, например, от соматических болезней, они представляют опасность не только для заразившегося индивида, но и для окружающих его других лиц, у которых он также может вызывать последующие заболевания. Именно поэтому такие болезни называются заразными.

Исходя из этого профилактика и борьба с инфекционными (па­разитарными) болезнями имеет целью обеспечение безопасности не только того лица, к которому применяются те или иные профилак­тические или противоэпидемические мероприятия, но одновременно и других лиц, в отношении которых данный индивид может послу­жить потенциальным источником заражения, т. е. стать социально опасным. Этими соображениями в основном и определяется заинте­ресованность общества в существовании профилактических или противоэпидемических мероприятий, которые, защищая каждого индивида, одновременно обеспечивают эпидемиологическое благо­получие общества. Следовательно, обоснованием многих проводи­мых профилактических и противоэпидемических мероприятий слу­жит общественный интерес.

Именно с этим и связано то обстоятельство, что профилактиче­ские и противоэпидемические мероприятия приобретают подчас принудительный характер.

Вместе с тем, с эпидемиологической точки зрения вполне оп­равдано рассматривать этические и правовые аспекты профилакти­ческих и противоэпидемических мероприятий дифференцированно, применительно к антропонозным инфекциям, с одной стороны, и зоонозным или сапронозным – с другой. Дело в том, что поскольку при антропонозах зараженный человек является источником возбу­дителя инфекции для других членов общества, восприимчивых к инфекции, то, например, вакцинопрофилактика таких инфекций или мероприятия по принудительной изоляции больного (в медицинском стационаре или по месту жительства) с ограничением его права на свободу передвижения, с эпидемиологической точки зрения оправдываются интересами охраны здоровья других лиц. В этом случае государство в лице служб Госсанэпиднадзора и здравоохранения выполняет по существу полицейские функции, осуществляя принудительное вмешательство в жизнь гражданина в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в Конституции и других законах государства. Именно такие функции предусмотрены Конституцией РФ, согласно которой права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства» (часть 3 Статьи 55). Этому положению соответствует и Статья 34 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», согласно которой «оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих…». В этом смысле определенно и оправданно звучит Статья 51 (пункт 6) Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой главные Государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями «при угрозе возникновения и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированное постановление о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляю­щих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие за­болевания», а также о «проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представ­ляющими опасность для окружающих».

Этот же принцип регламентируется Статьей 33 (пункт 1), со­гласно которой «больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, а также лица, являющиеся носите­лями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лаборатор­ному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению в случае, если они представляют опасность для окружающих, обяза­тельной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Совершенно иным должен быть подход к проблеме профилак­тики и борьбы с зоонозными или сапронозными инфекциями, при которых зараженный человек, как правило (за исключением, на­пример, легочной формы чумы, сальмонеллезов, кампилобактериоза, ряда вирусных геморрагических лихорадок и некоторых других), не служит источником заражения других лиц. В подобных случаях речь идет только о вопросах личного здоровья и жизни индивида, решение которых входит в сферу прав и свобод человека и гражда­нина. В связи с этим профилактические или противоэпидемические мероприятия, направленные на человека (например, вакцинопрофи­лактика туляремии, лептоспироза, клещевого энцефалита и других зоонозных инфекций, госпитализация заболевших этими инфекция­ми в медицинский стационар и др.), непременно должны осуществ­ляться только при условии его добровольного согласия, основанно­го на осознанном и свободном волеизлиянии. Исключением может явиться лишь ситуация, когда жизни больного угрожает непосред­ственная опасность, но он не может по состоянию здоровья (напри­мер, находится без сознания) выразить свое согласие.

Для детей, не достигших возраста 15 лет, а также для лиц, при­знанных в установленном законом порядке недееспособными, такое согласие должно быть получено от их законных представителей (родителей, опекунов). Это обстоятельство закреплено в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граж­дан» (Статья 32). В упомянутых Основах закреплено и право граждан на отказ от медицинского вмешательства (Статья 33). При этом гражданину или его законному представителю разъясняются возможные последствия такого отказа, что оформляется записью в медицинской документа­ции, и скрепляется подписью самого гражданина и медицинского работника. Тем самым реализуется право гражданина на неприкос­новенность его личности и свободу волеизлияния в принятии зна­чимых для его жизни решений, при осознанной его ответственности за возможные последствия.

Так, одним из возможных последствий отказа от профилакти­ческой прививки может, например, явиться отстранение от выпол­нения профессиональных обязанностей или от посещения дошколь­ных, школьных других образовательных учреждений. В средствах массовой информации такая мера иногда называется «дискримина­ционной» и «ущемляющей права человека». С эпидемиологической же точки зрения она вполне оправданна: ведь таким способом осуще­ствляется защита здоровья членов коллектива, поскольку отказав­шееся от прививки лицо, заболев, может стать источником возбуди­теля опасной для других лиц инфекционной болезни и тем самым создает угрозу ее распространения в коллективе.

Вместе с тем, в упомянутых Основах предусмотрены и случаи, когда медицинская помощь (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) может быть оказана и без согласия граждан или их законных представителей (Статья 34). Речь, в частности, идет о лицах, «страдающих заболеваниями, пред­ставляющими опасность для окружающих лиц». При этом здесь же подчеркивается, что оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с про­ведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством, т.е. Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Система обеспечения эпидемиологического благополучия населения базируется на комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...