Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право населения на информированность




В результате обсуждения проблемы «Этика и здоровье» региональным бюро ВОЗ (Копенгаген, 1994) было сформулировано убеж­дение, что каждый человек имеет право на:

• получение в доступной и понятной форме информации, которая позволила бы ему принимать сознательные решения по вопросам здоровья;

• получение частной информации, в которой была бы адекватно представлена возможная опасность для здоровья и не содержалось бы ложных утверждений;

• то, что он не будет подвергаться методам неэтичной пропаганды;

• то, что его привлекут к участию в обсуждении вопросов, за­трагивающих индивидуальное и общественное здоровье;

• то, что будут предприняты усилия по устранению препятст­вий для его участия в дискуссиях и будут представлены каналы свя­зи с лицами, принимающими решения.

В Статье 4 Конституции Российской Федерации (пункт 3) ска­зано: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответствен­ность в соответствии с федеральным законом».

Как указывалось выше, и «Основы законодательства Россий­ской Федерации об охране здоровья граждан» (Статья 31) и Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Ста­тья 8) предусматривают право граждан на информацию как о со­стоянии своего здоровья, о возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях, так и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления и их результатах. Тем самым декларируется право граждани­на на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Недостоверное или неправильное информирование населения об эпидемиологической ситуации подчас вместо ожидаемой пользы способно привести к диаметрально противоположным результатам, чему известны многочисленные примеры в разных странах.

Так, в г.Сурат (Индия) с населением около 1 млн. человек ме­дицинские работники в первые дни эпидемии чумы 1994 года через громкоговорители сообщали населению о методах профилактики чумы. Несмотря на кажущуюся целесообразность, эта информация, однако, лишь усилила панику, в результате которой в течение 1— 2 суток город покинуло около 0,5 млн. жителей. В результате вызван­ной этой информацией паники был поврежден вокзал и нарушено железнодорожное сообщение в пределах штата Гуджарат – круп­нейшего штата Индии.

Сходная ситуация имела место в период эпидемии холеры в г.Одессе в 1970 году, когда милиция через громкоговорители пре­дупредила население о том, что город будет «закрыт на карантин», чем вызвала массовое паническое бегство отдыхавших в этом горо­де курортников. В результате из Одессы уходили переполненные поезда, уезжали десятки тысяч личных автомобилей, перемещая по­тенциальных носителей холерного вибриона по всей стране.

Необходимо заметить существенное нарушение прав человека, манипулирование его интересами в случаях злонамеренного или связанного с недостаточной квалификацией медицинского персонала сокрытия возникших инфекционных заболеваний или, напротив, при наличии ложной информации о них. Примером может служить сознательное сокрытие многих случаев холеры под маской носительства в период эпидемии в 1970 году в Астрахани, Керчи и Одес­се, случаи необоснованных изменений диагнозов.

В качестве другого примера можно привести значительный ма­териальный и моральный ущерб населению города Воронежа, кото­рый был нанесен летом 1995 года, когда было сообщено о возник­шей там эпидемии малярии. В связи с этим проводились нарушаю­щие экологию и быт людей массивные противомалярийные меро­приятия, хотя, как выяснилось впоследствии, истинное число больных было минимальным, и реальная заболеваемость не превышала обычного сезонного уровня. Причиной такой ситуации явилась не­достаточная квалификация местного медицинского персонала в области диагностики инфекционных болезней.

Помимо непосредственного вреда здоровью людей и повыше­ния риска возникновения и распространения заболеваний такие действия подрывают веру людей в медицину, в целесообразность и эффективность профилактических и противоэпидемических меро­приятий и, наконец, в смысл самой политики государства в данной области.

Гигиеническое воспитание и обучение

Гигиеническое воспитание и обучение граждан в соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения» (Статья 36) осуществляется в образовательных учреждени­ях, а также при подготовке, переподготовке, повышении квалифи­кации и аттестации специалистов отраслей народного хозяйства, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продуктов питания, питьевой во­ды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым об­служиванием населения. Программы, методики и режимы воспита­ния и обучения граждан в области профилактики инфекционных и паразитных болезней утверждаются только при наличии заключе­ния органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об их соответствии дей­ствующим санитарным правилам.

Обязательный элемент деятельности медицинских работников в эпидемическом очаге – беседы с целью повышения санитарной грамотности населения. В задачи таких бесед входит разъяснение населению природы данной инфекционной болезни, начальных клинических признаков ее, возможных путей и факторов распро­странения возбудителя, способов предупреждения заражения и заболевания. Во время таких бесед медицинские работники разъясня­ют меры индивидуальной (личной) профилактики, которые нередко являются надежным средством предупреждения новых заболевании в очаге.

Классификация функционального состояния больных циррозом печени (по Child-Puch, 1973)

Показатель Баллы
     
Альбумин, г/л > 35 28-35 < 28
Билирубин, мкмоль/л < 34 34-51 > 51
Энцефалопатия Нет Минимальная Выраженная
Протромбин (%) > 75 50 - 75 < 50
Асцит Нет Легко контролируется Плохо контролируется

 

Примечание. Стадия компенсации ЦП по Child-Puch: ЦП класса А (компенсированный) до 6 баллов включительно, ЦП класса Б (субкомпенсированый) – 7 - 9 баллов, ЦП класса С (декомпенсированный) – 10 – 15 баллов

Классификационные признаки стадии компенсации цирроза печени по системе Чайлда-Пью (Child-Puch)

Признаки   Баллы
     
Протромбиновое время, сек, 1-4 > 4-6 > 6
Билирубин, мкмоль/л < 34 34-51 > 51
Альбумин, г/л > 35 28-35 < 28
Асцит нет Мягкий Напряженный
Энцефалопатия нет стадия 1-2 стадия 3-4

 

Примечание. Стадия компенсации ЦП по Child-Puch: ЦП класса А (компенсированный) до 6 баллов включительно, ЦП класса Б (субкомпенсированый) – 7 - 9 баллов, ЦП класса С (декомпенсированный) – 10 – 15 баллов

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...