Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 27 глава

Синергизм относится к наиболее общим законам функционирования больших и сложных, многокомпонентных систем, состоящих из многих взаимодействующих между собой частей, образующих единую целостность, ориентированных на решение общих задач. Синергия проявляется в том, что в рационально организованном МПК общий результат действия его частей придает системе качества, свойства, не присущие каждому элементу системы в отдельности, а общий эффект превышает простую сумму результатов деятельности частей. И наоборот, в нерационально организованной, дезорганизованной системе потенциал целого, т.е. наличие у системы определенных возможностей, качеств, ресурсов, необходимых ей для эффективного выполнения функций, меньше суммы потенциалов его компонентов.

Соответственно высокая результативность деятельности МПК возможна только при наличии тесных взаимосвязей, налаживании взаимодействия его частей, выполняющих разные функции, представляющих различные организации комплекса, содержащих разнообразные ресурсы. С целью усиления синергического эффекта используются процессы интеграции, объединения деятельности нескольких организаций, лиц. Эффективны в такой ситуации экономические альянсы - взаимовыгодные союзы, заключаемые с целью объединения в рамках одного проекта всех необходимых для его реализации финансовых, материальных и трудовых ресурсов. В каждом конкретном случае подобные альянсы могут принимать приемлемую для их участников форму, учитывающую интересы и возможности участников.

В периоды усиления конкурентной борьбы между участниками медико-фармацевтического рынка заметно активизируются процессы слияния и поглощения, нередко недобровольного. При слиянии 2 юридических лиц и более все их имущественные и неимущественные права и обязанности переходят к возникшему в результате этой процедуры новому юридическому лицу, тогда как при поглощении (или присоединении - в терминах ГК РФ) осуществляется переход всех прав и обязанностей «поглощенной» организации к той фирме, которая ее «поглотила». Таким образом, объединение исключает суверенитет или существенно ограничивает его, а слияние означает ликвидацию.

В качестве мотивов слияния и поглощения обычно выступают как естественное стремление каждой организации к выживанию, так и желание укрепить и расширить свои позиции на рынке, что особенно касается «поглощающих» организаций, нередко выступающих в роли агрессоров. При научно обоснованном подходе к интеграции слившихся и поглощенных структур в рамках единого образования в полной мере будет проявляться принцип «целое больше, чем сумма его частей». Еще одним способом углубления взаимодействия частей единой организации служит создание структур холдингового типа, в которых головная структура - холдинг - обеспечивает совместную деятельность в рамках единой стратегии и организации.

Но, несмотря на все видимые преимущества объединения, нельзя забывать и о развитии честной, подлинной конкуренции. Крайне важно, чтобы экономический рост и усиление отдельных хозяйствующих субъектов посредством объединения, слияния не были следствием недопущения, ограничения или устранения конкуренции и не наносили ущерба интересам потребителей.

Большое влияние оказывает синергизм и на эффективность медико-фармацевтического производства. С развитием научно-технического прогресса при изготовлении самых разных лекарственных средств и изделий медицинского назначения все более распространенным становится применение одних и тех же технологий и оборудования, приборов и инструментов, сырья, материалов и комплектующих, которые можно классифицировать и объединять в группы на основе неких специфических признаков - в соответствии с тем, где и как они должны использоваться. С помощью такого группирования при достаточно широкой номенклатуре выпускаемой продукции создаются условия для снижения затрат на производство и повышение производительности труда. В данном случае синергический эффект достигается за счет уменьшения времени простоя при переналадке технологического оборудования, оптимизации технологических процессов посредством рационального осуществления последовательности процедур и их сочетания, унификации средств и методов измерений и контроля, что является условием уменьшения издержек производства медицинских услуг.

В любой реальной медико-производственной ситуации возникновение глобального социально значимого синергического эффекта обусловливается возникновением в системе здравоохранения некоторого нового полезного качества - преимущества, присущего целому, но отсутствовавшего у образовавших его в результате интеграционного процесса частей. Практически все сложные системы, в том числе и медико-производственные, обладают свойством эмерджентности, проявляющимся в возникновении присущего только им, но не свойственного ни одной из их подсистем, принципиально нового качества. Понятно, что такой эффект дает далеко не всякое объединение усилий и ресурсов, ведь дело здесь не только в том, чтобы просто соединить друг с другом все службы, звенья и подразделения здравоохранительного комплекса, но и в том, как их соединить. Главное - это связи, устанавливаемые между отдельными структурными элементами МПК. Не менее важна и прочность каждого из этих сочленений; любое ослабление одной или нескольких таких связей может стать причиной разрыва внутренних коммуникаций, нарушения целостности, потери признаков системности.

В конструируемом на научной основе МПК страны синергия достигается за счет постепенного расширения его возможностей, повышения качества деятельности путем ограниченного добавления новых элементов, каждый из которых, оправдывая свое особое предназначение, но действуя в общем для всех стратегическом направлении, увеличивает функциональные возможности МПК. В то же время следует устранять избыточные, устаревшие элементы. Большое значение для теории и практики организации здравоохранения имеет поиск решений проблемы аргументации, обоснованности, агрегации, объединения отдельных частей в единое целое, определения типа конфигурации и способов осуществления интеграции.

В качестве объективных предпосылок интеграции в МПК выступают следующие факторы:

• однородность изготовляемых и применяемых лекарственных средств и оборудования, используемых лечебно-диагностических, реабилитационных, химико-фармацевтических и других медико-производственных технологий;

• комбинированное производство фармакологических средств и изделий медицинского назначения;

• совместное использование объектов инфраструктуры медицинских и фармацевтических организаций, расположенных в относительной близости друг к другу;

• активизация кооперационных связей по всей технологической цепочке от производителя медицинских услуг, лекарственных препаратов и других изделий медицинского назначения до их конечного потребителя;

• активное использование достижений медицинской науки, фармакологии, прогрессивных экономических новшеств, а также результатов, полученных в смежных областях научного знания, в практическом здравоохранении.

К сожалению, опыт развития отечественного здравоохранения не изобилует примерами эффективной интеграции. Вследствие отсутствия серьезных предпосылок практически все неоднократно предпринимавшиеся в последние годы по указанию сверху попытки объединения различных служб, звеньев и подразделений МПК (медицинской и фармацевтической промышленности, Госсанэпиднадзора, санаторно-курортной службы и др.) закончились неудачно. Из этого отнюдь не следует, что дальнейшее углубление интеграции в МПК уже невозможно. Так, в частности, созданный по инициативе Минздрава в целях преодоления сбоев в снабжении розничной торговой сети и ЛПУ фармпрепаратами и медицинским оборудованием, порожденных последствиями кризиса августа 1998 г., институт уполномоченных оптовых организаций продемонстрировал достаточно высокую эффективность в экстремальных экономических условиях, позволившую избежать мобилизационных подходов.

В соответствии с характером, природой интеграционных процессов, типичными способами и факторами усиления синергизма в МПК являются следующие процессы:

1. Концентрация рассредоточенных прежде ресурсов в одном подразделении, звене или службе МПК или на одном конкретном направлении здравоохранительной деятельности. В

результате нанесения разовых точечных массированных ударов по «узким», проблемным местам возникает кумулятивный эффект, более «весомый», чем в случае использования тех же ресурсов на проведение нескольких локальных мероприятий в соответствии с принципами «чуткого реагирования».

2. Расширение и углубление связей между подсистемами, образующими в совокупности некое единое целое. За счет гармонизации отношений в системе улучшается координируемость индивидуальных и совместных действий: согласование усилий и направление их на получение нужных результатов.

3. Активизация деятельности одной части системы, обусловленная наличием в системе другой подсистемы, выступающей в роли катализатора. Чем

больше функциональных частей, подсистем в медико-производственной системе, тем выше энергетический потенциал поля взаимодействия - фоновое значение активности. Но при этом происходит усложнение системы, затрудняющее управление.

4. Взаимодополняемость составных частей МПК. С усилением взаимодополняемости служб, звеньев и подразделений МПК расширяется пространство допустимых вариантов групповых решений, действий, улучшаются возможности выбора наиболее приемлемых из них. В то же время взаимодополняемость требует высокой культуры взаимосвязей и взаимодействия, преодоления взаимной отчужденности.

5. Функциональная специализация медико-производственных структур и профессионально­специализированное разделение труда. Разделение обязанностей при выполнении дифференцированных функций в здравоохранении способствует росту производительности труда, повышению качества оказываемых услуг, выполняемых работ, изготавливаемых изделий и лекарственных препаратов.

6. Взаимозаменяемость структурных элементов МПК. Частичная взаимозаменяемость служб, звеньев и подразделений здравоохранительного комплекса в разумных пределах, без ненужного дублирования и функционального параллелизма необходима для обеспечения устойчивости работы МПК в случае временного или полного прекращения функционирования некоторых из них.

Большое практическое значение имеет изучение особенностей влияния человеческого фактора на возникновение и развитие синергии непосредственно в медицинских и фармацевтических организациях. С одной стороны, все члены трудового коллектива организации должны быть, естественно, удовлетворены аффилиацией - своей принадлежностью к группе, чувством общности. Однако, с другой стороны, в силу приверженности групповым ценностям многие из них могут склоняться к вполне естественному в такой ситуации конформизму, что обычно крайне негативно сказывается на эффективности функционирования организации как целостного образования.

В силу данного обстоятельства относительная автономность структурных подразделений организаций МПК может стать причиной разобщенности их усилий, когда каждое подразделение будет иметь свою собственную мотивацию поведения, ориентированную исключительно на его частные ценности и принципы, не всегда совпадающие с ценностями и принципами организации. В конечном счете разобщенность, эгоизм, противопоставление и противостояние способствуют частичной или полной дезорганизации, деформации предпринимательского и управленческого сознания, особенно на фоне постоянного дефицита средств и общей низкой обеспеченности работников здравоохранения. Сказанное в равной мере относится и к более сложным подсистемам МПК: к организациям здравоохранения как структурным подразделениям служб и звеньев МПК; к службам и звеньям МПК как составным частям единого комплекса в сфере здравоохранения; к данному комплексу как к одной из социально значимых отраслей народного хозяйства.

Устанавливая внутренние связи между структурными подразделениями организаций МПК, необходимо прежде всего «соединить» специалистов друг с другом и со средствами труда, определить, какое отношение они должны иметь к продуктам труда и на какую часть от общего дохода «своих» фирм могут претендовать с учетом как их вклада в общее дело, так и задач долгосрочного развития, сезонности в активности предоставления медицинских услуг и возможных длительных периодов паралича платежеспособного спроса.

С точки зрения человеческого фактора, основными источниками возникновения синергизма в здравоохранении являются: овладение смежными профессиями, функциональное резервирование и расширение рабочих мест, концентрация усилий на достижении конечных результатов труда, создании дополнительной мотивации и производственной идеологии. В немалой степени этому могут способствовать также организационная культура и «прозрачность» управления, системный подход к постановке целей и формулировке задач организации, информированность работников о стратегии ее развития, использование количественно измеримых объективных критериев оценки деятельности каждого члена трудового коллектива.

Существенную роль в получении положительного синергического эффекта играют рациональное распределение ресурсов, прав и обязанностей отдельных структурных подразделений и организации в целом, высокий уровень стандартизации применяемых медицинских производственных и организационных технологий. И разумеется, всегда и везде в центре внимания менеджеров медицинских и фармацевтических организаций должно быть главное - формирование, сохранение и укрепление команды коллег-единомышленников, способных эффективно работать в разных экономических условиях, производственных и клинических ситуациях.

Вопросы для повторения

1. Что означают синергия и синергический эффект?

2. Каким образом эффект целого оказывается больше суммы эффектов его частей?

3. Какова форма проявления синергизма в МПК?

4. В чем состоят преимущества и опасности интеграции?

5. Что означает эмерджентность? Назовите приметы проявления эмерджентности в медицине.

6. Каким образом обеспечивается системное взаимодействие частей МПК?

7. Какова связь синергизма с человеческим фактором?


 

6.7. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ

Как показано в предыдущих главах, поддержание и улучшение состояния здоровья населения обеспечиваются не только системой здравоохранения, медициной, но и всем социальным обликом жизни людей, их жизнедеятельности. Поэтому производство, оказание услуг здравоохранения, создание и применение фармацевтических средств, осуществляемые в МПК, - лишь часть гораздо более обширного поля деятельности. Такое поле охватывает потребление услуг здравоохранения вне прямого контакта с медицинским персоналом, общественные последствия потребления медицинских услуг, действие социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье.

Собственно медико-производственную деятельность вместе с кругом общественных процессов, объектов, явлений, от которых существенным образом зависит здоровье людей, будем называть медико-социальным комплексом (МСК). Говоря об управлении системой здравоохранения страны, региона, о рационализации ее функционирования, необходимо иметь в виду, что многие проблемы этой системы могут быть решены только в рамках всего МСК.

Соответственно наряду с понятием МПК будем рассматривать более широкое понятие МСК. В связи с всеобщей мировой тенденцией перехода к социально ориентированной экономике, в которой производство самым тесным образом увязывается с удовлетворением общественных запросов, потребностей населения страны и ее регионов, рассмотрение здравоохранения как части социального комплекса приобретает особую значимость.

Сводя роль организации здравоохранения только к упорядочению исключительно экономических отношений в сфере здравоохранения, пренебрегая техническими, природно-климатическими, наследственными, социально-психологическими, историческими факторами, мы рискуем сильно ограничить возможности данной системы. При таком ограниченном узкими рамками подходе сократится число степеней свободы в принятии организационно-управленческих решений; менее действенным станет влияние на другие, внеэкономические направления медицинской деятельности; еще более увеличится разрыв между теорией организации и жизнью, практикой хозяйствования.

Поэтому в основе организации здравоохранения должны лежать достижения, полученные во всех областях научного знания и способствующие пониманию особенностей организации МПК в масштабах социума, учитывающие высокую сложность, многоуровневость экономики социальной сферы в целом и здравоохранения в частности. Только при соблюдении этого условия может быть осуществлено комплексное воздействие управления на все адекватное объективной реальности многомерное медико-социальное пространство. В пределах такого пространства становится возможным эффективное функционирование субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения, независимо от их организационно-правовой формы собственности, на основе предписаний, правил, диктуемых содержанием медико-правовых норм, регулирующих отношения по поводу здоровья людей и лечебно-оздоровительной деятельности. И тогда решение актуальных проблем организации здравоохранения будет сводиться не к поиску готовых рецептов на все «клинические случаи», а к выбору парадигм, прикладное значение каждой из которых определяется уровнем систематизации соответствующего научного знания, организаторской грамотностью руководителей органов здравоохранения и менеджеров медико-фармацевтических структур.

В условиях реформирования организаций, служб, звеньев медико-социальной системы актуализируются проблемы разработки теоретико-методологических основ, всестороннего учета факторов и тенденций социально ориентированного развития здравоохранения. Становление рынка медицинских товаров и услуг приводит к определенной трансформации целей и задач, видоизменяет содержание, порождает особенности функциони­рования взаимосвязанных, взаимодействующих медико-производственного и потребительского комплекса, образующих единый МСК. Данный комплекс служит основой реализации социальной политики государства в области охраны здоровья людей.

Если экономические методы реализации политики в сфере здравоохранения включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, то административно-распорядительные методы носят разрешительный и запретительный характер, например выдача лицензий на какую-либо деятельность в области медицинского обслуживания населения конкретным субъектам МПК. Организационно-распорядительные меры предусматривают регулирование различных сторон деятельности служб, звеньев и подразделений МСК национальной экономики на основе действующего «пакета» законодательных и нормативных актов. Например, государство устанавливает правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм лечебно-оздоровительного, реабилитационного обслуживания населения, законодательство ограничивает или запрещает деятельность, влекущую за собой нежелательные социальные последствия. Морально-этические установки основаны на сути и восприятии таких нравственно-этических понятий и регуляторов, норм деонтологии, как врачебная этика и врачебный долг («благо больного - высший закон»). Фундаментальная морально-нравственная установка на охрану здоровья человека дает ему право получать медицинскую помощь. В то же время медицинская этика опирается на принципы общественной морали.

Политика государства в области охраны здоровья, направляющая деятельность МСК, строится на следующих основных принципах:

• доступность в получении медицинской помощи;

• гарантии со стороны государства в получении общедоступной медицинской помощи.

Реализация этих принципов осуществляется соответствующими органами исполнительной власти всех уровней управления на основе разработки и выполнения целевых медико-социальных программ и подпрограмм, мероприятия которых охватывают отраслевой и региональный аспекты решаемой проблемы.

В функционировании МСК существенная роль принадлежит правовым основам медицинской деятельности, ее юридической стороне.

В новых социально-экономических условиях, возникших в связи с распространением рыночных методов хозяйствования, подлинная правовая государственность немыслима без наличия развитого и разветвленного законодательства о здравоохранении, исключающего существование в этой сфере крупных «белых пятен» в правовом поле.

В общегосударственном масштабе принципиальные положения организации медико-социальной помощи фиксируются в Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, на основании и во исполнение которых принимаются детально проработанные нормативно-правовые акты - указы Президента и постановления Правительства РФ, всевозможные ведомственные приказы, положения, инструкции. Отдельные вопросы организации здравоохранения решаются в пределах их компетенции субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Устанавливая необходимые ограничительные рамки, институт медицинского права организует отношения по поводу оказания медицинской помощи как между пациентом и врачом, так и между врачом, обществом и государством. В каждом отдельном случае «ширина» этих рамок (пределы поведенческих ограничений) зависит от конкретных особенностей медико-социальной среды, национальных традиций и ожидания россиян. Необходимо соблюдать единые для всех субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения общие принципы организации медико-фармацевтической деятельности, включая правовое регулирование, корпоративное самоуправление и хозяйственную самостоятельность, целевое дотирование ЛПУ и фармацевтических организаций. Конкурсная поддержка медицинских организаций государством посредством системы грантов, направление средств, поступающих в ЛПУ в качестве платы за оказанные ими медицинские услуги, на лечение конкретных пациентов, должны определяться законодательным образом.

Развитие указанных направлений законодательства и их подкрепление требованиями неукоснительного соблюдения законов в организационно-управленческой деятельности, применение конкретных форм и методов организации процессов охраны здоровья в соответствии с духом и принципами законов, сущностью и целями здравоохранения служит предпосылкой повышения уровня медико-социальной организации, устойчивости ее функционирования в рыночных условиях хозяйствования.

В условиях рыночной трансформации экономики медико-социальная политика государства приобретает ряд особенностей.

Во-первых, в силу неизбежного принципа историчности, наследования старых форм и методов хозяйствования, управления экономикой политика несет на себе следы советской системы, которые либо укоренились, либо должны быть сохранены в силу их достоинств.

Во-вторых, наблюдается ориентация МСК на заимствование форм здравоохранения, используемых в зарубежных странах, особенно в развитых.

В-третьих, на медико-социальную политику накладывает существенный отпечаток недостаточность бюджетных ассигнований и внебюджетных средств.

Наконец, в-четвертых, МСК функционирует под сильным влиянием формирующейся в России рыночной среды, коммерциализации медицины, социально-психологического климата, сложившегося в результате экономических реформ.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой медико-социальная среда?

2. Каково соотношение между МПК и МСК?

3. Какие принципы лежат в основе медико-социальной политики государства?

4. Какова правовая основа медико-социальной деятельности?

1. Назовите особенности российской медико-социальной политики, обусловленные рыночной трансформацией экономической системы.


 

6.8. СОСТАВ И СТРУКТУРА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Процессы разработки и реализации политики государства в области охраны здоровья могут успешно осуществляться, если они имеют под со­бой соответствующую материальную основу, требуемые объемы финансирования и организационно-экономический механизм, способный претворить в жизнь цели и задачи этой политики как в масштабе страны, так и в каждой ячейке медико-социальной системы.

Поэтому в процессе динамичного реформирования и функционирования системы здравоохранения в ней исторически объективно складывается масштабный, многоаспектный по своему профилю и сложный по организационной и управленческой структуре МСК. Это совокупность подотраслей, служб и видов медико-социальной и экономической деятельности, занятых производством и обеспечением потребления услуг и товаров медицинского назначения, призванных удовлетворить потребность в полноценном наборе лечебных и санитарно-противо-эпидемических мероприятий. Таким образом, МКС включает все то, что непосредственно связано с охраной и укреплением здоровья населения в целях создания условий и достижения социального и экономического прогресса государства и общества, с формированием здорового образа жизни, с обеспечением воспроизводства трудового и личностного потенциала нации, с решением текущих задач обеспечения нормальной жизнедеятельности в целом, отдельных социальных групп и слоев населения, семей и их членов.

Наряду с производством медицинских услуг и товаров, МСК способствует их продвижению к потребителю, самому процессу потребления, обеспечению благоприятных последствий потребления продукта медицинской деятельности. Тем самым МСК включает различные группы подотраслей, служб и секторов, связанных с производством услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обеспечением ими населения, воздействием на их потребление людьми. Одни из них, например стоматологическую службу, медицинское протезирование, репродукцию человека, можно назвать материально-вещественным сектором медико-социальной сферы, другие представляют собой различные виды медико-социальной помощи, лечения, рекреационных услуг, мер по защите здоровья, третьи - производство товаров медицинского назначения, четвертые - научное, проектное обеспечение производства и лечебных процессов, пятые - подготовку кадров специалистов.

С этой точки зрения МСК можно определить как совокупность организаций, лиц, средств, видов медико-социальной деятельности, решающих задачи оказания услуг и производства товаров для обеспечения потребностей в охране и укреплении здоровья людей.

В условиях смешанной экономики, в которой представлены государственный и частный секторы здравоохранения и действует рынок ряда медицинских услуг, МСК включает виды деятельности, услуги, продукцию и работы, производимые и реализуемые самыми разными автономными субъектами хозяйствования, относящимися к различным формам собственности. При этом они управляются многими самостоятельными субъектами разной ведомственной принадлежности в рамках законодательства и государственного регулирования.

Вместе с тем отдельные подотрасли, службы и секторы МСК никоим образом не могут быть разрозненными, «размытыми» по предмету своей деятельности - охране и укреплению здоровья людей, а следовательно, и по своей организационной структуре, системе управления. Действуя в рамках единого национального, социального и экономического пространства, отраслевые зве­нья и относительно автономные субъекты хозяйствования потребляют конкретные виды ресурсов, формирующиеся в этом пространстве, реализуют в нем подавляющую массу результатов своего труда. Это требует соблюдения соответствующего баланса между спросом и предложением ресурсов, услуг и товаров на едином национальном рынке и в отдельных его сегментах, а также учета влияния взаимосвязей в процессе производства и потребления ресурсов, услуг и товаров, разработки эффективного механизма государственного регулирования. В рамках этих ограничений субъекты медико-социальной деятельности обладают высокой степенью экономической свободы.

Во-первых, любое предприятие национальной хозяйственной системы, реализующее результаты своего труда как на внутренних, так и на внешних рынках, независимо от формы собственности может производить самый разнообразный ассортимент услуг, продукции, работ.

Во-вторых, многопрофильное предприятие может производить услуги, продукцию, работы, относимые к различным видам медико-социальной и экономической деятельности, разным отраслям экономики.

В-третьих, такие многопрофильные предприятия могут, согласно действующему в России законодательству, объединяться в различные организационно-правовые формы в виде государственных и муниципальных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, ассоциаций, фондов.

В-четвертых, различные виды медико-социальной и экономической деятельности и практика функционирования отдельных подотраслей, служб, звеньев, секторов МСК могут осуществляться как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. Согласно действующему ГК РФ допустима деятельность коммерческих организаций в любом потребительском секторе национальной экономики.

В связи с этим, распадаясь на группы подотраслей, служб и звеньев, МСК представляет собой высокоразвитую, многоуровневую и устойчивую структуру. В частности, в качестве составляющих этого комплекса в него входят: собственно здравоохранение как совокупность лечебно-профилактических учреждений, система ОМС, фармацевтическая служба, медицинская промышленность, санитарно-природоохранная деятельность, санаторно-курортное дело, наука, медико-образовательная деятельность, народная медицина, лечебная физическая культура, оздоровительный туризм, санитарно-просветительская деятельность.

Здравоохранение и медико-социальные услуги охватывают деятельность по охране здоровья человека огромного количества организаций и работников, включая больницы и специализированные лечебные центры, санитарно-профилактические учреждения, врачебные и зубоврачебные амбулатории, научно-исследовательские и проектные институты, санаторно-курортные организации, ветеринарные лечебницы. Это также деятельность членских организаций (коммерческих, предпринимательских и профессиональных организаций, профсоюзов, региональных, политических, общественных и других частных организаций). Кроме того, многие подотрасли и виды деятельности создают товары и работы, способные непосредственно (без участия врачей, медицинского персонала) удовлетворять личные или общественные медико-социальные потребности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...