Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 финансы в здравоохранении 28 глава

Рассматривая состав МСК, следует иметь в виду, что он вбирает в себя подотрасли, службы и виды социально-экономической деятельности, использующие труд в материально-вещественной и интеллектуально-духовной сферах. При этом, объединяясь в единое целое в соответствии со своим функциональным назначением в ходе обеспечения воспроизводственного процесса и решения задач реализации политики государства, его подотрасли и секторы, отдельные виды социально-экономической деятельности выполняют единые задачи охраны и укрепления здоровья людей, обеспечения граждан квалифицированной доступной медицинской помощью.

Основу в определенной мере условного деления МСК на производственную и непроизводственную сферы хозяйства составляют принципы оценки результатов общественного труда в процессе функционирования конкретной отрасли, службы, организации, подразделения или вида медико-социальной, экономической деятельности. К подотраслям сферы материального производства относятся те объекты и виды деятельности, в которых результаты труда представляют собой материальные услуги или вещественные товары, способные удовлетворить многообразные потребности населения в охране здоровья и его воспроизводстве, лечении, диагностике и реабилитации. К числу подобных подотраслей можно отнести медицинскую и фармацевтическую промышленность, производство протезов, ортопедических изделий.

Отрасли непроизводственной сферы - это подотрасли и виды медикосоциальной и экономической деятельности, результаты труда которых проявляются в виде нематериальных услуг, санитарно-противоэпидемических и медико-профилактических благ, информационного продукта. Сюда входит основная часть производимых лечебно-диагностических услуг.

Еще раз отметим, что разделение производственной и непроизводственной сферы МСК носит условный характер, во многих случаях одну и ту же деятельность можно отнести к разным сферам. К тому же правомерно говорить о производстве медицинских услуг и даже интеллектуальном, информационном производстве. Поэтому, рассматривая столь сложное интегральное понятие, как МСК, сочетающий в себе многообразные формы деятельности, нельзя подходить к нему упрощенно, используя разделение деятельности на производственную и непроизводственную, что не связано с результатом труда. В ряде подотраслей, служб и секторов МСК используемый труд имеет одновременно производственный и «непроизводственный» характер. С учетом этого рациональным признаком отнесения подотраслей и видов деятельности к МСК является их функциональная роль в системе общественного воспроизводства здоровья населения.

При таком подходе критерием отнесения подотраслей, секторов и видов деятельности к медико-социальной сфере экономики выступает производство услуг социального характера и социально значимых товаров, способствующих укреплению здоровья людей. В данном случае результаты труда выступают и в качестве деятельности (услуги или работы), и в качестве товара (вещи).

В итоге в состав МСК органично входят и взаимодействуют в нем субъекты деятельности по созданию материально-вещественного продукта, оказания медицинских услуг материального и нематериального характера, а также виды деятельности в сфере социально-культурного обслуживания населения. Во всех отраслях имеют место разнообразные и масштабные процессы воспроизводственно-социального характера, сопровождаемые обменом и потреблением товаров и предметов личного потребления (фармпрепаратов, предметов личной гигиены и протезирования).

В условиях формирования, преобразования, совершенствования экономических отношений в обществе эти виды деятельности призваны создавать нормальные условия жизнедеятельности общества, функционирования национальной экономики. В наиболее общей форме подотрасли и виды медико-социальной и экономической деятельности, входящие в состав МСК национальной хозяйственной системы, представлены на рис. 58.

 

Рис 58 Укрупненная структура МСК

Из определения сути и состава МСК следует, что в его структуре можно выделить несколько блоков подотраслей, служб и звеньев, различных видов деятельности, играющих различную роль и имеющих разное по приоритетам значение в процессе воспроизводства здоровья населения.

Наряду с представленным на схеме делением МСК на подотрасли производства товаров медицинского назначения и оказания услуг, обеспечения здравоохранения, правомерно также разделить подотрасли МСК и свойственные им виды деятельности на 3 группы в соответствии и с их назначением.

1. Группа подотраслей, деятельность которых связана с непосредственным удовлетворением потребностей людей в лечебно-диагностической помощи и созданием, обеспечением нормальных (цивилизованных) условий жизнедеятельности (медицинская помощь, санитарно- противоэпидемиологический надзор, санаторно-курортная служба, лечебная физическая культура, оздоровительный туризм и т.п.). Деятельность подотраслей этой группы, в которой ведущее место занимают службы здравоохранения, связана с обес­печением предусмотренных Конституцией РФ государственных гарантий обязательности предоставления квалифицированных медико-санитарных услуг всем без исключения гражданам страны.

2. Группа подотраслей, создающих укрепляющие здоровье материальные блага и удовлетворяющих разнообразные личные потребности людей в материально-вещественной форме (лекарства, зубопротезирование, предметы гигиены и санитарии). Деятельность подотраслей этой группы находит свое отражение в форме производимой продукции, поступающей к конечному потребителю преимущественно через акты купли-продажи и лишь в отдельных случаях, хотя и в достаточно больших размерах, бесплатно или на льготной основе.

3. Виды деятельности, задача которых состоит в осуществлении специальных видов медико-социального обслуживания людей, больных, нуждающихся в медсестринском уходе, лечении на дому, медико-бытовом обслуживании. Такие потребности в принципе должны удовлетворяться на бесплатной основе за счет средств государственного либо местного бюджета, общественных организаций и объединений граждан, спонсоров и благотворителей, между тем реально они в значительной степени удовлетворяются посредством оплаты за счет больных и их родственников или вообще не удовлетворяются.

Функциональная роль и значение подотраслей МСК, его качественная специализация, формы и способы функционирования по-разному проявляются на федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном уровнях в зависимости от конкретных организационно-правовых форм организаций, учреждений, служб медико-социальной ориентации. Посредством деятельности подотраслей, служб, звеньев и секторов этого комплекса осуществляются взаимосвязь и взаимодействие социальных и экономических начал в хозяйственной системе страны, строятся взаимоотношения между звеньями производственной и непроизводственной социально-культурной сферы экономики.

Вопросы для повторения

1. Какие потребности удовлетворяет МСК?

2. Какие виды деятельности охватывает МСК?

3. Охарактеризуйте производственную и непроизводственную сферы деятельности МСК. Почему разделение этих сфер носит условный характер?

4. Охарактеризуйте структуру МСК. Назовите входящие в его состав подотрасли, службы.


 

6.9. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

МСК призван обеспечивать: а) единство всех воспроизводственных процессов охраны и укрепления общественного здоровья; б) оказание гражданам квалифицированной доступной медицинской помощи в целях достижения социального прогресса; в) решение текущих и перспективных задач реализации социальной политики государства.

В условиях расширения и углубления социально-экономических преобразований, становления рыночных отношений, либерализации экономических процессов в России роль и значение МСК в целом и входящих в его состав подотраслей и служб возрастает. Это обусловлено, с одной стороны, повышением общего уровня напряженности жизненных процессов в условиях трансформации социального уклада, перестройки экономической системы, сказывающихся на состоянии здоровья людей. С другой стороны, сама система здравоохранения и особенно экономика здравоохранения претерпевают существенные изменения, во многом меняется облик медико-социальной системы. В этих условиях возникает объективная необходимость пересмотра приоритетов функционирования МСК, реструктуризации его составных частей в рамках решения социальных задач общества и государства, т.е. задач социального развития, защиты и поддержки человека, идущих на смену ранее приоритетным производственно-хозяйственным задачам.

Соответственно становятся необходимыми:

1. Уточнение целей и задач функционирования лечебно-диагностических и профилактических подсистем, т.е. переход от традиционной централизованно планируемой службы здравоохранения на иные принципы управления, свойственные и адекватные хозяйственной системе социально ориентированного МСК рыночного типа.

2. Более тесное сочетание интересов, мотивов и установок деятельности работников здравоохранения с результатами их труда, прежде всего на личностном уровне.

3. Становление рыночных механизмов регулирования частнопредпринимательского сектора в сфере здравоохранения в процессе осуществления рыночных преобразований в экономике страны.

4. Развитие и совершенствование организационно-экономических основ хозяйственной деятельности, предполагающих плюрализм форм собственности, более тесное сочетание механизма управления МСК с интересами участников лечебно-диагностических и профилактических процессов.

5. Более широкое использование источников, ресурсов экономического роста за счет личностного фактора социального прогресса, проявляющегося в такой сфере жизнедеятельности человека, социальных слоев, классов и групп, как сфера охраны здоровья, с целью получения доступной квалифицированной медицинской помощи.

6. Расширение круга задач МСК, включающих как социальные гарантии охраны здоровья, так и социальные процессы, связанные с уровнем и качеством жизни.

В силу сложившихся обстоятельств (относительное снижение размеров финансирования, спад объемов оплачиваемых государством услуг, коммерциализация медицинской помощи) развитие подотраслей МСК заметно затормозилось. Одновременно существенно сократилось число бесплатных государственных объектов этого комплекса, в том числе за счет ликвидации, например, большинства медико-санитарных частей на промышленных предприятиях, а также из- за перепрофилирования тех из них, деятельность которых стала частично или полностью частнопредпринимательской, особенно стоматологической, андрологической, гинекологической, репродуктивной, реабилитационной служб.

Возросла конкуренция услуг и импортных лекарственных средств, медицинского оборудования евроуровня. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что многие объекты сферы здравоохранения, ранее находившиеся на балансах государственных и других предприятий различных отраслей экономики (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.), практически прекратили свое существование в прежнем качестве, переданы на баланс муниципальных органов. Нынешнее состояние отраслей МСК определяется совокупным действием ряда причин, воздействующих не только на сложившуюся ситуацию в медико-социальной системе, остающейся крайне затратной, но и на тенденции последующих изменений в области медицинских услуг в целом и отдельных подотраслей и видов медико-социальной деятельности в частности.

Прежде всего сюда относятся причины, которые сформировали стартовые условия деятельности объектов сферы здравоохранения к началу рыночных преобразований, - это своего рода наследственные причины. Вторая группа причин связана с задачами, особенностями и реально сложившейся практикой рыночных реформ в сфере МСК.

Состояние МСК в период централизованно планируемой и управляемой хозяйственной системы характеризовалось:

• остаточным принципом финансирования отрасли здравоохранения, согласно которому средства на нее выделялись после финансирования отраслей, считавшихся более значимыми;

• хроническим недообеспечением служб, звеньев и подразделений МСК основными ресурсами их развития (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными и др.);

• постоянным отставанием в качественном развитии большинства подотраслей и служб МСК в целом по сравнению с зарубежными стандартами;

• несоответствием структуры медицинских услуг, их качества и объемов потребностям населения;

• неравномерным размещением и диспропорцией развития подотраслей МСК по территории страны.

В то же время обеспечивалась общедоступность простейших медицинских услуг на безвозмездной основе всем слоям населения.

В условиях становления рыночных отношений проявились следующие неблагоприятные последствия в МСК и входящих в его состав подотраслях, звеньях и подразделениях:

• сужение масштабов воспроизводства услуг и товаров медицинского назначения из-за потери рынков союзных республик бывшего СССР, снижения платежеспособного спроса населения, сокращения государственных инвестиций в развитие объектов комплекса;

• расширение импорта лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, вытесняющего с внутреннего рынка отечественных производителей;

• коммерциализация рынка клинико-фармацевтических услуг и товаров медицинского назначения, не подготовленная в экономическом, организационном, социально-психологическом аспектах.

Указанные явления возникли на фоне резкого сокращения объемов оказания медицинских услуг и производства лекарственных средств, медицинского оборудования и материалов, спада производства в подотраслях медицинской промышленности, входящих в состав МСК или связанных с его деятельностью технологически, и носят депрессивный характер.

Состояние и функционирование медико-социальной системы тесным образом связаны также с возрастной демографической структурой населения страны, ее административно-территориальными и административно-хозяйственными образованиями, наличием и возможностью доступа к природно-рекреационным ресурсам, используемым в процессе функционирования объектов санаторно-курортного комплекса.

В условиях реформирования МСК, включая входящие в его состав медико-фармацевтический комплекс и МПК, Россия перешла на экономически и социально малоперспективную практику получения многих видов изделий и товаров медицинского назначения за счет импорта из других стран, прежде всего стран дальнего зарубежья. Иностранная экспансия этих товаров привела не только к вытеснению с внутреннего рынка страны отечественных товаропроизводителей, но и способствовала упадку отечественной медико-фармацевтической промышленности. Россия перешла предельную границу ее фармацевтической производственной и товарной зависимости от иностранных поставщиков: на закупку импортных лекарственных средств, медицинской техники тратятся огромные средства, что сводит на нет возможность их инвестирования в МСК, ослабляет государственную поддержку медико-социальной деятельности.

Одновременно усиливается нежелательная структурная деформация комплекса, снижается его восприимчивость к использованию достижений научно-технического и технико-технологического прогресса, растет зависимость здравоохранения от зарубежных поставок, угрожающая самостоятельности страны.

Современное состояние подотраслей и служб МСК, которые связаны с созданием и реализацией рыночных видов услуг и товаров медико-социального назначения, характеризуется множеством неблагоприятных тенденций. Углубляются диспропорции в развитии составных частей МСК и производств медицинского назначения, сложившихся в дореформенный период, что ухудшает структурное качество комплекса и препятствует реализации возможностей повышения его результативности.

Сокращение доли таких составляющих комплекса по охране здоровья, как сфера санаторно-курортного обслуживания, медицинской реабилитации и профилактики, отрицательным образом влияет на состояние здоровья населения. Расширение доли услуг и товаров для высокодоходных слоев и групп населения снижает их доступность для низкодоходных категорий. В то же время наблюдается сокращение объемов бесплатных медицинских услуг вследствие резкого ухудшения финансового состояния государственных ЛПУ и передачи их на балансы местных органов власти.

В свете изложенных проблем остро встает необходимость решения следующих задач:

1. Обеспечение свободного доступа, равенства в возможности приобретения медицинских услуг и лекарственных средств, товаров медицинского назначения гражданам и группам населения.

2. Наиболее полный учет потребностей и спроса населения на услуги и товары медицинского назначения, первоочередное обеспечение и удовлетворение потребностей в размерах не ниже гарантированного уровня.

3. Разумное сочетание предоставления массовых видов медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения на бесплатной, льготной и платной основе.

4. Дифференцированный подход к практике предоставления услуг, товаров различным категориям граждан: пенсионерам, инвалидам, лицам старшего возраста, молодежи и детям.

5. Максимально возможное достижение процессов комплексного медико-санитарного обслуживания.

6. Рационализация потребления и использования всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных, рекреационных), вовлекаемых в хозяйственный оборот в процессе производства услуг медико-социального назначения, лекарств и товаров.

В условиях перехода экономики на рыночные методы хозяйствования заметно возрастают роль и значение медико-экономических и правовых стандартов обеспеченности населения услугами и медико-санитарными благами. В частности, на основе государственных стандартов определяются финансовые нормативы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части финансирования расходов на содержание учреждений, организаций медико-производственной сферы. Размеры финансирования из федерального бюджета рассматриваются как минимально необходимый размер расходов на покрытие потребностей на уровне предельно допустимых значений и гарантированных государством социальных стандартов потребления.

В связи с этим задачами органов управления становятся обеспечение комплексного решения вопросов медицинского обслуживания населения, достижение социальной стабильности в регионах и поиск дополнительных источников средств на удовлетворение нужд и потребностей населения региона сверх минимально допустимых размеров потребления лечебно-диагностических и профилактических услуг.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные проблемы и приоритеты функционирования российского МСК.

2. Каковы причины возникновения острых проблем в МСК?

3. Чем принципиально отличается современная российская система здравоохранения от советской?

4. Каковы неблагоприятные последствия рыночных реформ в российском МСК?

5. Каким образом возможно решить проблемы российского МСК?


 

ГЛАВА 7 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.

Иерархия управления включает 3 уровня:

• стратегический;

• тактический;

• оперативный.

На стратегическом уровне осуществляется формирование стратегии, включающей в себя: анализ; прогноз; планирование; принятие решения о том, что делать. К стратегическому уровню управления в здравоохранении относятся:

• министерство здравоохранения страны;

• органы управления здравоохранением субъектов Федерации и муниципальных образований;

• руководители самостоятельных медицинских организаций. Тактический уровень управления осуществляет руководство реализацией

стратегии, включающее в себя: планирование и принятие решения о том, как делать. К тактическому уровню управления в здравоохранении относятся:

• руководители основных структурных подразделений органов управления здравоохранением федерального, органа субъекта Федерации и муниципального уровня управления;

• заместители руководителя самостоятельных медицинских организаций; руководители медицинских организаций, входящих в состав медицинского объединения (поликлиника в ЦРБ, поликлиника в составе объединенной больницы).

На оперативном уровне управления осуществляется руководство исполнением конкретных мероприятий стратегии, включающее в себя: организацию, регулирование работ; учет, контроль исполнения, анализ полноты выполнения мероприятий.

К оперативному уровню в здравоохранении относятся:

• руководители низовых структурных подразделений органов управления здравоохранением: отдел департамента (управления);

• руководители структурных подразделений (отделений) медицинских организаций. Стратегическое управление включает:

• системный анализ деятельности организаций;

• стратегическое планирование;

• обеспечение соответствия оперативных планов стратегическим;

• формирование и управление организационными структурами, участвующими в выполнении стратегических планов;

• мониторинг и оценку реализации стратегических планов.

Прежде чем приступать к стратегическому управлению, крайне важно определить цели государственной политики в области развития здравоохранения, отраженной в основных государственных документах: Конституции страны; законодательных актах (законах об охране здоровья); указах Президента страны.

Стратегической целью государственной политики в области здравоохранения в России являются улучшение здоровья людей на основе обеспечения населения доступной качественной медицинской помощью, а также развитие культуры здорового образа жизни и расширение профилактических мероприятий. При этом определяются основные приоритеты и задачи государственной политики.

Основными приоритетами и задачами государственной политики в области здравоохранения являются:

1. Сокращение заболеваний, распространение которых несет особую угрозу здоровью граждан и национальной безопасности:

• Снижение уровня преждевременной смертности:

- от болезней органов кровообращения;

- от несчастных случаев (травм и отравлений);

- от злокачественных новообразований.

• Борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость для демографической ситуации в стране (заболеваниями, угрожающими репродуктивному здоровью матери и отца, здоровью новорожденных).

• Борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации (туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем).

• Расширение мер профилактики заболеваемости и укрепления здоровья:

• массовая диспансеризация здоровых;

• развитие системы восстановительной медицины.

• формирование системы самооздоровления населения.

2. Обеспечение доступности населению качественной медицинской помощи:

• Укрепление ПМСП; развитие института врача общей практики;

• Повышение структурной эффективности здравоохранения посредством оптимизации сети медицинских организаций, уменьшение больничных объемов медицинской помощи при одновременном развитии стационарозамещающих технологий.

• Развитие и внедрение в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации больных.

• Оптимизация финансирования здравоохранения.

• Развитие кадровых ресурсов.

Определив основные цели и задачи государственной политики в области здравоохранения, перейдем к выработке стратегического плана развития здравоохранения.


 

7.1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Планирование является основной функцией управления и стержнем управляющей подсистемы системы здравоохранения.

В широком смысле слова планирование - есть предопределение будущего, построение модели желаемого и намечаемого будущего состояния системы (субъекта) при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей, планируемых действий.

В основе современного подхода к планированию лежит четкое разграничение между планом и программой.

Программа - есть перечень действий субъектов системы (или нескольких систем), необходимых для достижения цели.

Программу нельзя ни перевыполнять, ни недовыполнять, иначе цель достигнута не будет.

Программа всегда должен быть ориентирована на достижение конкретных целей, находящих свое отражение в показателях программы, ее числовых параметрах, фиксирующих меру или степень решения задач продвижения к намеченным целям.

В начале 50-х годов прошлого века в Японии и Германии, а впоследствии и в США ведущими экономистами была существенно доработана методика определения целей программ. В результате этой работы было определено, что цели деятельности субъектов обязательно должны совпадать с целями деятельности системы в целом и носить при этом общественно-значимый характер. Например, целью программы реформы здравоохранения в России должно быть улучшение показателей общественного здоровья, а не, скажем, увеличение зарплаты медиков, поскольку это будет одним из способов достижения общественно-значимой цели.

К концу 60-х годов прошлого века группой японских экономистов, американцем Демингом в теорию планирования было внесено понятие планирование в условиях ограниченных ресурсов. В основе этого понятия лежит аксиома: любое общественно-полезное производство сдерживается ограниченными ресурсами.

Экономистами Японии и США была сформулирована методика определения целей программы с учетом постоянного увеличения эффективности использования ресурсов на основе реализации мер по непрерывному улучшению качества работы.

Таким образом, исходя из сказанного выше, можно определить планирование как основной раздел экономики, который является важнейшим мероприятием в определении действий любого субъекта или системы для достижения цели их деятельности, обязательно определяемо с учетом общественной значимости на условиях эффективного использования ресурсов.

Все программы разделяются по целям:

• стратегические - их достижение планируется на 5 лет;

• тактические (промежуточные в достижении стратегических целей) - их достижение планируется на срок от 1 года до 5 лет;

• оперативные (текущие) в достижении тактических целей) - их достижение планируется на месяц, квартал, как правило, до 1 года.

Все программы подразделяются на простые (если мероприятия программы выполняются субъектами одной системы или коллективом одного субъекта) и сложные (если мероприятия программы выполняются субъектами нескольких систем или коллективами разных субъектов).

В отличие от программы планы являются заданиями вышестоящего уровня управления - нижестоящему, и так до субъекта. Плановые задания обеспечивают выполнение отдельных мероприятий, как правило, текущих программ, и включают в себя 3 группы директивных показателей:

• объемы и качественные параметры услуг и изделий;

• сроки исполнения;

• размеры ресурсного обеспечения для выполнения задания. Приступая к стратегическому планированию отрасли, необходимо опираться на следующие методические и целевые установки:

• равнодоступность здравоохранения для граждан;

• всесторонний анализ долговременных решений;

• взаимосвязанное комплексное планирование;

• подкрепление планов прогнозными разработками;

• проведение мер в целях предотвращения потерь.

Таким образом, стратегическое планирование на основе анализа и выделения приоритетов должно обеспечивать четкую оценку целей и направлений деятельности, определять набор действий и решений для достижения этих целей.

Первостепенной задачей стратегического планирования является обеспечение нововведений и изменений в самой системе здравоохранения. Следует отметить, что при научно обоснованном планировании существует устойчивая положительная корреляция между плановыми и достигнутыми результатами.

Непременным атрибутом планирования должно быть организационное стратегическое предвидение, базирующееся на опыте прошлых стратегических решений и на развитии перспективного мышления управленческих кадров. К сожалению, до 75% средств направляется на решение низкоэффективных, но высоко-затратных задач; при этом известно, что даже разовые финансовые инъекции в высокоэффективные цели дают хороший результат.

В этом процессе неоценима роль руководителей; она значительно шире простого инициирования процесса стратегического планирования - необходимо постоянно организовывать, контролировать, анализировать, проводить оценку и вносить адекватные коррективы. А для этого нужны прогрессивно мыслящие и действующие руководители учреждений здравоохранения (управленцы-менеджеры), и здесь простым экономическим всеобучем не обойтись.

Эффективный управленец - это штучный товар, и его надо уметь разглядеть и поддержать, потому что только эффективные менеджеры создают эффективные организации, влияют на уровень работы и результаты, становятся двигателем перемен.

Рис 59. Компоненты современного менеджмента

Таким образом, стратегическая политика без управленцев, которые могут ее реализовывать, недостижима, так как это достаточно сложный процесс, требующий квалифицированного управления. На рис. 59 представлены важнейшие компоненты эффективного менеджмента.

Стратегия должна представлять собой детальный всесторонний план, разработанный с точки зрения всей перспективы системы, а не отдельных ее элементов, но в то же время иметь четкую адресность. При этом план должен оставаться целостным в течение длительного времени, но обладать достаточной гибкостью, чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию и переориентацию отдельных (дополнительных) обстоятельств. Необходимо иметь возможность стратегического маневра и, кроме плана действий, надо держать в резерве и план на случай непредвиденных, дополнительных обстоятельств. Разработка стратегических планов здравоохранения необходима на всех уровнях управления, вплоть до медицинских организаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...