Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разговорный стиль. Использование элементов разговорного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.




Основные понятия стилистики. Стилистическое значение и его компоненты. Понятие о функциональном стиле. Устная и письменная форма существования стиля.

 

СТИЛИСТИКА - учение о языковых стилях как функциональных вариантах языка и речи. Различают лексическую, фразеологическую, синтаксическую, стилистику словообразования и частей речи. Первым понятие стиля в отечественную науку ввел Ломоносов. Дело Ломоносова продолжили такие ученые, как Щерба, Винокур, Виноградов.
Остановимся подробнее на взглядах Виноградова. В книге "Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика" он пишет:" В кругу стилистики можно различать три круга исследований, которые тесно соприкасаются друг с другом, взаимно пересекаются, однако наделены своей проблематикой, задачами и категориями:

Стилистика языка как "система систем" или структурная стилистика.

Стилистика речи, т.е. разных видов и актов общего употребления языка.

Стилистика художественной литературы."

1. Стилистика языка изучает стили, которые обычно называют функциональными. В связи с различиями в понимании основных функций языка, представляется различные соотношения стилей.
Пример. Выделяя три важнейших функций языка (общение, сообщение, воздействие), можно разграничить стили следующим образом:

обиходно-бытовой - общение;

обиходно-деловой, официально-документальный и научный - сообщение;

публицистический, художественно - беллитристический - воздействие.

Стили отчасти соприкасаются, но в значительно большей степени противопоставляются. Иногда находятся в глубоком взаимодействии и даже смешении.

2. Стилистика речи базируется на стилистике языка. В этом разделе на первый план выступают способы употребления языка и его стилей в разных видах монологической и диалогической речи. Стили речи представляют собой реализацию этих средств языка по законам функционирования языка, соответствующих тем же сферам общения;

3. Стилистика, ед. художественной речи. Структурный раздел стилистики, изучающий вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости. Проблематика с. х. р. включает: 1) проблему «образа автора»; 2) построение разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога [2]; 3) отбор языковых элементов, в том числе и нелитературных, ненормированных, их трансформацию в контексте художественного произведения, художественной речи в целом; 4) внутреннюю организацию художественного повествования с позиций автора, рассказчика, персонажа, типологию композиционно-синтаксических форм повествования в данном художественном тексте; 5) вопрос о соотношении литературного языка и языка художественной литературы. стилистика художественной литературы; она рассматривает все элементы стилей литературных произведений и писателей

Стилистическое значение слова - дополнительное значение, коннотация, которое

содержит информацию о субъекте речи и воспринимается неосознанно. Компоненты

стилистического значения: экспрессивный, эмоциональный, оценочный, социально-

жанровый и др.

Нейтральная (межстилевая) лексика - общеупотребительная лексика, не связанная с

определёнными функциональными стилями и не имеющая эксспрессивной окраски.

Книжная лексика - слова, характерные для письменного изложения, несвойственные

живой устной речи.

Разговорная лексика - стилистически окрашенная лексика, составляющая основу

разговорной речи, неоднородная по своему составу. В современном русском языке

трудности представляет разграничение разговорной лексики, просторечия и жаргона.

Литературный язык - высшая форма существования языка, понимаемая носителями

языка как образцовая.

Арго - условный язык, применяемый какой-нибудь обособленной социальной или

профессиональной группой

Жаргон - речь какой-либо социальной, профессиональной или иной группы,

содержащая много отличных от общенационального языка, в том числе искусственных

и условных, слов и выражений.

Сленг - слова и выражения, употребляемые людьми определённых возрастных групп,

профессий, социальных прослоек; особая манера говорить.

Канцеляризмы - слова, имеющие окраску официально-делового стиля, неоправфданно

употребляющиеся в других функцинальных стилях.

Клише - шаблонная фраза, речевой штамп, свойственный, как правило, письменной

форме речи.

Коннотация - добавочное к основному - лексическому, предметно-логическому

значение слова, компонент значения, который выражает субъективную оценку

выраженного в слове понятия, его эмоциональную направленность, функциональную,

социально-жанровую, национально-культурную или иную принадлежность.

Ассоциативно-образный компонент значения - добавочное к основному предметно-

логическому значение слова (коннотация), выражающее связь между основным

значением слова и другими представлениями, которые могут быть обусловлены

индивидуальным опытом человека

Временной компонент значения - дополнительное к основному, предметно-

логическому, значение слова (коннотация), которое содержит информацию о степеми

актуальности слова: устаревшее, новое, актуальное.

Национально-культурный компонент значения - дополительное к основному -

предметно-логическому - значение слова, которое содержит информацию о националь-

ных и культурных особенностях функционирования данного слова.

Оценочный компонент значения - дополнительное к основному - предметно-логичес-

кому - значение слова, которое содержит информацию об отношении (одобрительном

или неодобрительном) к предмету речи.

Территориальный компонент значения - дополнительное к основному - предметно-

логическому - значение слова (коннотация), которое содержит информацию о месте,

территории его распространения.

Экспрессивный компонент значения - дополнительное к основному - предметно-

логическому - значение слова (коннотация), которая содержит информацию о степени,

силе выражения эмоции или себъективной оценки в слове.

Эмоциональный компонент значения - дополнительное к основному - предметно-

логическому - значение слова, выражающее эмоцию, связанную с понятием,

заключённым в слове (гнев, радость, страх, удивление и др.).

Стиль - 1. Способ речевого поведения (с позиции отправителя сообщения). 2.

Дополнительная информация, которая обнаруживается в тексте наряду с его основным

содержанием (с позиции адресата). 3. Функциональная разновидность литературного

языка.

Стилеобразующий фактор - фактор или условие, которое оказывает важнейшее

влияние на форму данного речевого общения (5 основных факторов: форма речи, цель

общения, обстановка общения, особенности говорящих, тема общения)

Стилизация - подражание стилю какого-либо автора, речевым особенностям,

присущим определённой сициальной среде, исторической эпохе, литературному

направлению, тому или иному функциональному стилю.

Функциональный стиль - форма существования литературного (нормированного)

языка. Функциональная разновидность речи, котора используется в конктретной сфере

общественной жизни (право, наука,политика), выполняет функцию, бедущую для этой

разновидности речи, характеризуется определёнными условиями общения и

распологает набором характернх языковых единиц.

Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Каждый функциональный стиль характеризуется особенностями на всех уровнях языка, но определяющим является лексический и синтаксический уровень.

Различают стили:

нейтральный

книжный

разговорный

В пределах книжного стиля выделяются научный, публицистический и официально-деловой стиль.

Научный стиль. Этот стиль охватывает область науки. Он характеризуется употреблением терминов, отвлечённых понятий, причастий, деепричастий, сложных слов, вводных слов. Для него характерна точность изложения. Он употребляется в письменной речи. Употребляется умеренно-книжная и сугубо-книжная лексика.

Публицистический стиль. Этот стиль воздействует на слушателей и читателей и в то же время передаёт определённую информацию. Применяя этот стиль, автор стремится призвать к поступку, к переоценке какого либо явления, побудить чувства, решить проблему. Для него характерна эмоциональность, оценочность, образность, логичность. Форма словесного выражения – рассуждение. Используются глаголы в повелительном наклонении, антитезы, повторы слов и синтаксических конструкций, использование риторических вопросов, много восклицательных предложений и использование тропов.

 

Официально-деловой стиль. Это стиль, с помощью которого точно передаётся деловая информация. Он отличается категоричной требовательностью, адресованной всем. Глаголы употребляются в форме инфинитива или настоящего времени, так как этот стиль выражает приказ. Об этом свидетельствуют слова: обязан, свободен, должен и так далее. Слова в данном стиле употребляются в прямом значении. В тексте содержится только информация и нет выражения личного отношения к ней.

Разговорный стиль. Этот стиль отличается некоторой сниженностью лексики. Для него характерна эмоциональность. Многие слова не только отражают понятия, но и отражают отношение к ним говорящего (личико, мордашка). Эмоциональная лексика должна выражать отрицание или отрицание + оценка. Её называют эмоционально-оценочной лексикой. В разговорном стиле используются междометья. Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что она накладывается на лексическое значение; оно имеет три разновидности:

слова с ярким оценочным значением, однозначные (опорочить, бестолочь, умница)

многозначные (они нейтральные в основном значении, но получают яркую эмоциональность при переносном значении: тряпка, курица, медведь)

слова с суффиксами субъективной оценки, которые передают и положительное и отрицательно значение (деточка, детина)

Разговорный стиль имеет упрощённые синтаксические конструкции (неполные предложения, нет осложнений).

 

Разговорный стиль. Использование элементов разговорного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям в целом. Этим определяется его особое место в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Разговорный стиль – это наиболее традиционный коммуникативный стиль, обслуживающий бытовую сферу общения. Он предусматривает близкое знакомство, социальную общность участников разговора, отсутствие в общении элемента формальности.

Разговорный стиль характеризуется массовостью употребления. Им пользуются люди всех возрастов, всех профессий не только в быту, но и в неофициальном, личном общении в общественно-политической, производственно-трудовой, учебно-научной сферах деятельности. Он широко представлен в художественной литературе. Разговорная речь занимает исключительное положение в современном русском языке. Это исконный стиль национального языка, в то время как все другие – явления более позднего (часто даже исторически недавнего) периода.

Специфической определяющей чертой разговорной речи является то, что она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном участии говорящих.

Разговорный стиль (РС)

(разговорно-бытовой, обиходно-разговорный, разговорная речь)

 один из 5 основных функциональных стилей РЯ, противопоставлен книжным стилям

вообще: примарная устная форма (есть и письменная)

форма диалога

содержание - преобладают эмоционально окрашенные выражения

· литературный, но не кодифицированный язык - более свободная система, меньшая

степень регламентации

· сфера повседневного бытового общения в неофициальной, непринуждённой

обстановке

· ЦЕЛЬ, ФУНКЦИЯ: функция общения (фатическая, поддержание контакта с

собеседником)

· условия общения в РС: - нет предварительного обдумывания высказывания (-

спонтанность, живость общения, непосредственность)

- непринуждённая обстановка (неофициальные отношения

между участниками общения - эмоциональная окраска, экспрессивность языка,

большая конкретность, личностность языка)

- важная роль окружающего контекста, ситуации (одновре-

менно языковые и внеязыковые средства выражения - жесты, мимика, фонетика, они

замещают чисто языковые средства - неполнные высказывания, эллипсис -

имплицитность)

· в языке: темп речи, ритм, частицы, междометия, неполные предложения, обращения,

повторы слов, вставные конструкции

· экспрессивность - все языковые планы: произношение, лексика, синтаксис, пр.:

Успеем? - Где там успеем!, Какое там успеем!, Так тебе и успеем!, Уж и успели!

ЯЗЫК РС: -неточная семантика и форма (+ эррозивность/ неполнота формы)

ПРОИЗНОШЕНИЕ:

- так наз. неполный произносительный стиль (убыстрённый темп произношения,

редукция гласных - вообще / /, редукция некоторых согласных: ходит / /,

тебя / /, пропуск согласных: тогда / /, поездка / / только / /)

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ: · так наз. бытовая лексика: называют предметы быта (пижама, халат, ползунки, щи,

кастрюля, выспаться) + слова с широким, общим, нередко размытым значением,

которое конкретизируется в контексте (ср.: дело, вещь, штука - приблизительность

наименования + слова - сорняки)

· экспрессивно-окрашенные слова-синонимы: сущ.:

прил.:, мест.:

глагол:, наречие:

союзы:, частицы:

междометия:

· частое употребление эмоционально или экспрессивно окрашенных ФЕ:

· СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: 2 тенденции - 1) сжатые наименования (экономия

языковых средстсв в РС), 2) эмоционально окрашенная лексика

1) универбизация - 1 слово вместо сочетания прилаг. + сущ. (суффикс ”к”):

-

- субстантивизация: употребление прил. вместо прил.+ сущ.:

- усечение: сокращение сложных слов, пр.:

- + ”ик”:

2) субъективная оценка: - суффиксы субъективной оценки:

”-ня”:, ”-уха”:

человек: ”-тяй”:, ”-ун”:, ”-ыш”:, ”-яг-а”:

деминутивы (суффиксы уменьшительной окраски): ”-к/а”:, ”ишк/а”:

, ”еньк”:

увеличительный суффикс: ”ищ-е/а”: бородища, грязища, болшущий

ГРАММАТИКА:

МОРФОЛОГИЯ:

- существительные: разговорная форма предложного падежа: (Х -е)

р.ф. именительного падежа мн.ч.: (Х -ы)

р.ф. родительного падежа мн.ч.: (Х-ов)

р.ф. звательного падежа: (Х-а/я)

- прилагательные: сравнительная степень + ”ей”:

- глагол: широкое употребление разных форм глагольного наклонения (изъяснительное,

сослагательное, повелительное): послушай, скажи, смотри, сходи, дай же, ка

употребление глагола без зависимых слов: Ты сдавать будешь досрочно?

Дочка вам присылает?

Надя в этом году оканчивает и поступает, у нас будет лето не приведи бог.

- местоимение: широкое использование форм 1 и 2 лица ед/мн.ч. (диалог) + усечение:

Я те говорил. Пропуск/ эллипсис: Смотрю - смотрю - ничего не вижу.

- широкое употребление частиц и междометий (субъективное высказывание,

эмоциональная окраска)

СИНТАКСИС: (Е.А. Земская, Н.Ю. Шведова)

- особенности: преимущественное использование формы диалога (Х книжные стили)

неполные синтаксические конструкции (сжатость - пропуск)

эмоционально окрашенные конструкции (предложения по модальности)

- НЕТ: причастий, деепричастий, сложно-подчинённых конструкций с усилённой

логической связью (книжные стили)

1) преобладают простые предложения, среди сложных - сложносочинённые, без союза:

Доберёшься - сразу позвони!; Не хочешь - не ходи.

2) широкое использование вопросительных и восклицательных предложений

1) употребление слов-предложений (реплики в диалоге: утверждение, отрицание итп.):

Да-да. Нет. Вон: Едва ли. Пожалуйста. Ещё бы! Ещё как! Привет. Ну и ну.

2) широкое использование неполных предложений: - пропуск сказуемого:

Вдруг мне навстречу старушка. Я к тебе. На работу я обычно на автобусе, а домой

пешком. Мы по магазинам.

- ситуация: у кассы: Два на девять часов. (роль контекста, ситуации)

5) фрагментарность предложения: - перерывы в речи (разные причины: эмоции,

стеснение, спонтанность речи): Я хотел..... просить Вас..... помочь мне.

- вводные слова и словосочетания (комментарии, поправки, эмоции,

контакт): так сказать, кажется, между прочим знаешь, понимаешь

- вставные конструкции (дополнительная информация, уточнение,

пояснения): Когда это пройдёт (если это пройдёт), тогда увидимся.

- присоединительные конструкции (дополнительные мысли, высказываия):

В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту.

- спонтанность разговорной речи, неподготовленность высказывания, нет строгой,

логической организации текста

6) эмоциональные, императивные предложения: Ох, ох, умираю! Батюшки! Что у тебя с рожей-то!

7) лексические повторы: Да, да, да. Так, так.

Верно! Верно!

Смотрю, смотрю.

очень, очень далеко.

8) осложнённое глагольное сказумое: повторение глагола: Ну, ехали мы, ехали...

”возьми да ” - внезапное, неожиданное действие в прошлом: Он вдруг возьми да

пригласи меня на вечер.

междометие вместо глагола: Я - стук в стекло.

9) порядок слов: инверсия - ядро высказывания перед темой/ основой высказывания

(экспрессивная функция - подчеркнуть смысл выделяемого слова) + особая интонация,

эмфатическое ударение на реме:

Весёлый он!

Я не тебя, я Машу зову!

Ближайшая почта не скажете где?

Улица Луначарского - как мне попасть? - именительный темы, важнейшая часть,

ослабление синтаксической связи

- в сложном предложении: союз в начале, в середине, в конце придаточного

предложения: Холодно, ветер потому что. Я тетрадь взяла, записывать чтобы. Он

вернётся когда, напишите.

10) вместо имени сущ. (1 члена предложения) употребляется предложение,

описывающее предмет, как правило с относительным местоимением:

Принеси посуду для сока. - Принеси во что сок налить.

Оканчивающие заочное отделение уже сдаи экзамены. - Кто заочно кончает уже

сдали.

Под вами живут у них дети есть? - пропуск сущ.: те, люди, соседи

С копюшоном вы не видели? - ребёнка итд.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...