Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксич-е ср-ва выраж. авторского Я в текстах СМИ.




Под автором поним-ся реал. биогр. личность. Это не одно и то же, что образ автора. Образ А скрыв-ся в глубине текста, откуда извлекается читателем. Повествователь - тот, кто ведет рассказ в тексте, суб-т речи. Суб-ная организация повествов-я- связь повествов-ля с суб/суб-ми речи. Разн. сознания входят в повествов-е.

Корман Б.О.- ед-й исслед-ль, созд-й целостн. концепц, сист. терминов.

Суб-т речи- тот, кому принадл речь в дан отрезке текста. Суб-т сознания - тот, чье сознание воплощ. в дан отрезке текста. Точка зрения- соотнесенность отрезка текста с суб-ом речи и/или суб-ом сознания.

Система форм повествов-я:

1.грамматическая форма повествов-я- в основе. Повествов-е от 1л,3л(от2-редко). 2.полнота изображения- полная осведомленность пов-ля об изображаемом мире.

Суб-сть, объект-сть повествов-я- внешняя или внутр-я повествов-я перспектива. Как только пов-ль входит в изобр-й мир, он перестает быть объект-м.

1.повеств-е от 3л. Позиция олимпийца. Пов-ль хар-ся всезнанием, всеведением. Он знает абсол. все о внутр. мире героев, о всех соб-х. Он не мотивир-т свою осведомл-ть и откров. ее демонстрир-т. Он нах-ся вне и над изображ-м миром. При этом актуализир-ся семантика вымысла и об-сть. Автор не заинтерес-н в происх-х соб-х. Полнота изобр завис т от автор-го произвола. Чит-ль получ-т макс об изобр-м мире.

2.повествов-е от 3л. Пов-ль- сторонний наблюд-ль, но не уч-к соб-й. регистрир-т увид-е, услыш-е, перессказ-т это. При этом его время и простр-во совпад с врем-м и простр-м изобр-го мира. Актуализир-ся семантика правдивости и огранич. полнота знания о мире повествов-м. Неполноту восполн-ют дневники, письма, пересказ-е разговоры.

3.повествов-е от 1л. Пов-ль- глав. герой или 1 из героев, уч-ов соб. Оч. суб-й тип повеств-я. Огранич. полнота знаний пов-ля. Такое пов-е всегда достоверно. Цель- воссозд-ть во всей полноте мир чел.личности. сам реал автор макс самоустран-ся.

Обобщенно-личн.пр-я произв.огр.впечат., воплощают внутрен.интонацию(«Заглядываешь весной в незнакомые окна…»). Собеседник приобщается к переживанию.

Неопред. -личные(3 лицо, мн.ч.)(«Приехали в…») – повествователь-всегда участник событий. Он спустился в описываемый им мир.

Риторич. Вопросы, метатекст. Вопросит.и восклицат.цепочки играют роль эмоц.центров текста.

Парцелляция - мысль выр-ся не в единой синтаксич.структуре, а подается интонационно законченными частями, отдел.др.от др.точками. таким обр.делается синтаксическая актуализация части высказывания, логическое ударение.

Сегментация в письм.речи передает разговорность. Тема выделяется в один сегмент, который предшествует группе сказуемого с местоимением, игр.роль подлежащего(это называется именительным представлением). Напр.: Политики –они ведь все актеры, и каждый не одну играет роль.

Период(от греч. обход) – это гармонич.по форме сложная синт.конструкция, хар.особой ритмичностью и упорядоченностью, полнотой и завершенностью сод-я. Его черта- нарастающая интонация до высш.точки, пауза на ней, а потом понижение. Такая интонация создается за счет построения на парал.синт.конструкциях.

ПРИМЕР (журнал «Яппи»,октябрь 2004 Влад Шевцов, «Без коммениариев»): «Мне стыдно. Мне стыдно за коллег-журналистов, смакующих в статьях подробности терактов. У мамы печень вырежи, подонок,- гамбургер получится просто бесподобный. Извините, не сдержался. Репортеров можно понять – работа такая, продавать чужое горе. Я не понимаю тех людей, которые читают эти репортажи. Адреналинчик в крови застоялся? Спустись вечером в метро, спроси огонька у скинхедов – быстро разгонят. Состраданием интерес объясняется? А 11 сентября ты помолчал минуту? Ну-ну… ты деньги перевел? Посылку собрал? Или пока читаешь- -определяешься, какие тапочки кому отсылать?(Вопросит. Цепочка).

Тропы. Общие понятия, типы

Троп -это оборот речи,в кот.слово или выражен. употреблен. в переносном знач. В основ тропа лежит сопоставлен. двух понятий,кот. представляются нам в каком-либо отн. близкими.

Эпитет- слово,определ. предмет или действ и подчёрк. в них какое-либо хар-ное свойство,качество. Стил.фун-ция закл. в его худ. выразит.(лучше всего прилаг,прич, сущ-приложение)

Сравнение- сопоставление 2 явлениий,с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Стил. фук-ция- придаёт худ. выразит. тексту.

Метафора- слово или выраж.,кот. употр. в переносн. значении на основе сходства 2 предметов,явлений в каком-либо отн.

Метонимия -слово или выраж.,кот. употр

в переносном знач-ии на основе внешн. или внутр. связи между 2 предм., явлен.

Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении знач-ия с одного явлен. на другое по признак кол-венного отн. между ними.

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувел. силы, размера, знач-ия какого-то явления.

Литота -выражен, содерж. непомерное преуменьш. Другое знач. Литоты- определение какого либо понят,предмета

Путём отрицания противоположного (Не дорого ценю, я сложные слова-Пушкин)

Аллегория - иносказаное изображение отвлеч. понятия с помощью конкретного

жизнен. образа. (басни,сказки)

Ирония - употребление слова или выраж. в смысле обратном буквальному,с целью

насмешки.

Олицетворении -перенесение свойств чел

на неодушев.предметы и отвлеч. понятия.

Перифраза- оборот, состоящий в замене названия предмета лбо явления описанием их существен. признако или указанием на их характерные черты.

 

Фигуры речи.

Фигуры речи- приемы, основыв-ся на некот. отклонениях от нормы.

1.использов-е паралл-х конструкций. Синтаксич-й параллелизм. Это симметрия в располож-и одинаковых синтаксич-х структур на равных отрезках текста. Синт. паралл-м может не сопровождаться синт. повтором. Повторная синт. модель не тождесв. первой.

2.Синт. паралл-м часто сопровожд. лексич. повтором. Сущ-ет 4 приема:

- анафора(единоначалие)

- эпифора(одинак.концовки)

- стык(=подхват)

- кольцо

Анафора- лексич повтор в равн. отрезках текста(предлож, абзац, вступл-заключ). На чит-ля произв. впечатл. не только повтор, но и тот кусок текста, на кот анафора обрывается. анафора может держаться даже на служеб. частях речи. Прием исп-ся в осн в поэтич речи.

Хиазм- лексич. повтор в паралл-х конструкц-х при обратном порядке слов.

Подхват- повтор в конце(главы, абзац) и в начале следующей.

Градация- синонимич. повтор при последовательном усилен/снижении общего компонента лексич. знач-я синонимов. Пр: 10-ки, 100-ни, 1000-чи человек.

Климакс- увелич.знач-я. Антиклимакс- понижение знач-я.

Степень выразит-ти: слова из разных стилл. сфер(общеупотребит, разгов, низкоразговорн).

Антитеза- прием контраста, необходимый, чтобы сделать прозрачными остальные признаки, реализующиеся в узком контексте. Антитеза не всегда держ-ся на антонимах.

Приемы бессоюзия и многосоюзия (намер.частое использ-е союза И). Бессоюзие впервые как прием использ. Карамзин. Он ввел тире. Прид. речи прерывистость, движение толчками. Возн. ощущ-е оч. напряж. речи. Чисто экспрессивный синтаксис. Конструкц. отраж-т состояние не только пишущего, но и суб-ов.

Инверсия- инвертируются слова, чтобы сод-е стало новым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...