Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы по теме




Рис. 17. Схема строения сетчатки глаза. (I- слоя светочувствительных клеток: П – палочек, К – колбочек; II – слой биполярных клеток: ПБ – палочковая биполярная клетка, ПлБ – плоская –“–, МВ – миниатюрная (карликовая) –“–, А – амакриловая клетка, Г – горизонтальная клетка; III – ганглиозный слой: МГ – миниатюрная ганглиозная клетка, ДГ – диффузная ганглиозная клетка

 

 

 

Рис. 18. Концентрические рецепторные поля ганглиозных клеток сетчатки.

 

Занятие 13. Физиология гипоталамической области

Цель занятия

1. Знать расположение основных вегетативных центров в гипоталамусе.

2. Усвоить роль гипоталамуса в регуляции поведенческих реакций.

3. Получить представление о структурно-функциональной основе регуляции работы гормональных систем организма.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 320.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 137-140.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 214-222.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 223-228, 230-242.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 167-175.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 80-97.

7. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

Методические указания

Успешно освоить материал данной темы позволят Вам знания анатомии гипоталамуса и вегетативной нервной системы организма. Вспомните основные группы гипоталамических ядер, их расположение, основные структурно-функциональные свойства. Обратите внимание на значение гипоталамуса в регуляции различных поведенческих реакций.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Физиология гипоталамической области.

1.1. Механизмы регуляции температуры тела, водного баланса, пищевого и полового поведения, страха и ярости

1.2. Гипоталамо-гипофизарная система.

1.2.1. Контроль функций эндокринной системы.

1.2.1.1. Гипофиз.

1.2.1.1.1. Функции нейрогипофиза.

1.2.1.1.2. Функции аденогипофиза.

1.3. связь гипоталамуса с вегетативными центрами ствола мозга: сосудодвигательным и дыхательным центрами.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Охарактеризуйте механизм контроля функций эндокринной системы.

2. Приведите примеры гормональных веществ, регулирующих функции внутренних желез и располагающихся в клетках гипофиза?

3. Какова роль гипоталамуса в регуляции водного баланса в организме.

4. Какова роль гипоталамуса в регуляции пищевого поведения.

5. Приведите примеры центров регуляции вегетативных функций, расположенных в гипоталамусе?

6. Назовите функции вегетативной нервной системы.

7. Перечислите структуры, относящиеся к периферической части вегетативной нервной системы (симпатической и парасимпатической).

Задачи для самоконтроля

При недостатке воды в организме раздражается центр жажды и животное начинает искать воду. Однако уже после нескольких глотков возбуждение нейронов, входящих в центр жажды, начинает снижаться, хотя вода ещё не всосалась в кровь. Какой тип регулирования осуществляется в данном случае?

 

Методические материалы по теме

 

Рис. 19. Схема гипоталамуса.

 

Рис. 20. Механизм гипоталамо-гипофизарных взаимодействий в регуляции выработки гормонов. (АКТГ – адренокортикотропный гормон (кортикотропин), ТТГ – тиреотропный гормон (тиреотропин), ФСГ - фолликулостимулирующий гормон (фолликулотропин), ЛГ – лютеинизирующий гормон (лютропин), АДГ – антидиуретический гормон (вазопрессин))

 

 

Занятие 14. Физиология лимбической системы

Цель занятия

1. Изучить значение отдельных структур лимбической системы для организма.

2. Выяснить характер участия лимбической системы в процессе формирования эмоций.

3. Разобрать участие лимбической системы в высших психических функциях организма.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 222-228.

2. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 243-255.

3. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 181-185.

4. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 77-80, 97-102.

5. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

Методические указания

При подготовки к данному занятию необходимо вспомнить основные структуры, входящие в состав лимбческой системы и их расположение. Подробно разберите участие отдельных структур лимбической системы в процессах формирования эмоций и памяти.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Лимбическая система: функции и структуры в неё входящие.

1.1. Основная функция лимбической системы.

1.2. Эмоциональный круг Пайпетца.

1.3. Вегетативные эффекты лимбической системы.

1.4. Гиппокамп: строение, связь с другими мозговыми структурами.

1.4.1. Участие гиппокампа в процессах обучения, памяти и протекании условно-рефлекторной деятельности: «Корсаковский синдром».

1.5. Физиология миндалины.

1.5.1. Строение и связи миндалевидного комплекса с другими структурами мозга.

1.5.2. Роль в формировании эмоций.

1.5.3. Последствия повреждения миндалины: снижение эмоциональной окраски реакций и исчезновение агрессивных аффектов.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какая структура лимбической системы принимает наибольшее участие в процессе формирования условного рефлекса?

2. Повреждение какой структуры лимбической системы приводит к нарушению кратковременной памяти?

3. Какие структуры формируют круг Пайпетца?

4. Приведите примеры нарушения вегетативных функций при стимуляции структур лимбической системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...