Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекарственные средства, действующие на парасимпатический отдел вегетативной нервной системы




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ПОСОБИЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НЕЙРОФАРМАКОЛОГИИ

Для студентов факультета клинической психологии

Курск - 2009

 

УДК: 615.03 (075)

ББК: 52.81 я73

 

Печатается по решению Центрального методического совета Курского государственного медицинского университета (2008 г.)

Литвинов С.А. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по нейрофармакологии для студентов факультета клинической психологии. /Курск: ГОУ ВПО КГМУ, 2009. – 41с.

 

Методические указания по каждому из семи занятий включают в себя задания на самоподготовку и план работы на занятии. Сформулирована цель самоподготовки, указан исходный уровень знаний, необходимый для подготовки к занятию, перечислены препараты для изучения и обязательные для выполнения в процессе самоподготовки задания.

 

Рецензент: д.м.н., профессор кафедры клинической фармакологии Курского государственного медицинского университета Поветкин С.В.

 

ISBN:

 

© С. А. Литвинов, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Предисловие ……………………………………………………………………....  
Занятие 1. Лекарственные средства, действующие на парасимпатический отдел вегетативной нервной системы (М–холиномиметики, антихолинэстеразные средства, М–холиноблокаторы, Н–холиномиметики, ганглиоблокаторы и миорелаксанты) …..............................................................  
Занятие 2. Лекарственные средства, действующие на симпатический отдел вегетативной нервной системы (адреномиметические и антиадренергические препараты) …………………………….................................      
Занятие 3. Причины и виды нарушений сна. Снотворные средства. Принципы лечения инсомний. Противоэпилептические и противопаркинсонические средства ……………………………………..................    
Занятие 4. Причины развития психозов. Средства терапии неврозов и психозов (транквилизаторы, нейролептики, седативные средства, соли лития) ….  
  Занятие 5.   Препараты наркотического действия (анальгетики, спирт этиловый, психодислептики). Формирование токсико - и наркоманий................    
  Занятие 6.   Фармакологическая коррекция утомления. Актопротекторы и психоэнергизаторы. Психостимуляторы. Ноотропы. Адаптогены. Антидепрессанты ………………………………..............................    
Занятие 7. Заключительное занятие….............................................................  
Приложение 1. Самостоятельная работа …………………………………..  
Приложение 2. Терминологический словарь ……………………………….....  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нейрофармакология в системе подготовки клинических психологов является важным составляющим разделом фармакологии, осуществляющей взаимосвязь причинно-следственных факторов в развитии заболеваний с их адекватной фармакотерапией.

Основной целью преподавания нейрофармакологии является содействие студенту в освоении знаний по оптимальному использованию нейротропных и психотропных лекарственных средств для обеспечения качественной, эффективной и безопасной фармакотерапии различных состояний.

Методическое пособие предназначено для самоподготовки к предстоящему лабораторному занятию, а также служит руководством для работы непосредственно на самом занятии.

Вопросы для самоконтроля применяются на занятии для проверки исходного уровня знаний и при обсуждении узловых вопросов темы.

Достижение цели самоподготовки по освоению дисциплины «нейрофармакология» позволяет решить основные задачи:

· формирование основополагающих знаний о частных и общих закономерностей в действии основных групп нейротропных и психотропных лекарственных средств на различные отделы и структуры центральной нервной системы;

· формирования основополагающих знаний о применении в практике классических и современных нейротропных и психотропных средств;

· выявления главных направлений и тенденций развития фармакотерапии основных неврологических и психических расстройств (инсомнии, неврозы, фобии, психозы, депрессии, наркомании и др.), а также некоторых психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, импотенция и др.).

В процессе подготовки к занятиям и изучения дисциплины студент должен знать и уметь:

1. основные медиаторы вегетативной и центральной нервной системы и их роль в реализации фармакологических эффектов вегетотропных и психотропных лекарственных средств;

2. классификацию лекарственных средств, объединенных по их действию на различные отделы ЦНС и по направленному применению при различных нарушениях функционирования ЦНС;

3. общую характеристику наиболее типичных эффектов и основное применение различных психотропных средств, с учетом психологических и психосоматических особенностей организма;

4. принципы лечения основных патологических состояний ЦНС (бессонница, неврозы, фобии, психозы, депрессии, наркомании и др);

5. уметь анализировать действие лекарственных психотропных средств по совокупности их фармакологических эффектов, механизмов и локализации действия;

6. уметь формулировать мероприятия и оценивать возможности использования психотропных лекарственных средств в фармакотерапии основных неврологических и психических расстройств (инсомнии, неврозы, фобии, психозы, депрессии, наркомании и др.), а также некоторых психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, импотенция и др.) на основании представлений об их свойствах.

Пособие составлено в соответствии с действующими учебными планами по подготовке клинических психологов и сложившимися традициями преподавания фармакологии в Курском государственном медицинском университете.

В заданиях на самоподготовку определены цель самоподготовки (мотивация, обязательные знания и умения), исходный уровень знаний, необходимый для изучения темы, обязательные для изучения препараты, литература по теме.

Информация по заданиям, указанным в разделе «Цель самоподготовки», содержится в материалах лекций и рекомендуемой к занятию литературе.

Работа на лабораторных занятиях представляет собой основную форму закрепления теоретических знаний, получаемых при самостоятельном изучении материала лекций и учебных материалов по нейрофармакологии.

Организация занятий предусматривает максимум самостоятельной работы студента, обеспечивает возможность контроля преподавателем усвоения материала занятия.

Занятия построены по следующему единому плану:

- вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы;

- контроль подготовки студента к занятию и усвоения материала (осуществляется путем обсуждения узловых вопросов в ходе выполнения заданий);

- подведение итогов занятия, задание на самоподготовку к следующему занятию.

Сочетание указанных выше форм самостоятельной работы студента (при систематическом контроле и консультации преподавателя) с анализом и обсуждением узловых, наиболее трудных для усвоения вопросов материала занятия при участии всей академической группы создает необходимые условия для полноценного усвоения учебного материала.

 

Занятие 1.

Лекарственные средства, действующие на парасимпатический отдел вегетативной нервной системы

(М–холиномиметики, антихолинэстеразные средства, М–холиноблокаторы, Н–холиномиметики, ганглиоблокаторы и миорелаксанты)

 

Актуальность темы. М - холиномиметики и антихолинэстеразные средства широко применяются во многих областях медицинской практики для повышения тонуса холинергической иннервации (в офтальмологии, неврологии, терапии, хирургии).

М - холиноблокаторы периферического действия широко применяются при спазмах гладкомышечных органов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астме, для премедикации, глазной практике (для осмотра глазного дна, иммобилизации радужки при травмах глаза).

М - и Н - холиноблокаторы центрального действия применяются в неврологической практике (при спастических параличах, болезни Паркинсона), реже при спазмах сосудов, гладкой мускулатуры внутренних органов.

Н – холиномиметики играют важную роль в комплексной терапии неотложных состояний в качестве стимуляторов дыхания. Применяют их и при отвыкании от курения.

Вещества, блокирующие Н – холинорецепторы ганглиев, применяют в неотложной терапии (гипертонические кризы, отек легких, обострение эндартериита и др.). Они необходимы в хирургии для создания контролируемой гипотонии.

Миорелаксанты являются основными препаратами для расслабления скелетной мускулатуры во время хирургических операций.

Цель занятия.

После самостоятельного изучения темы студент, должен уметь:

· локализацию М и Н – холинорецепторов;

· анализировать действие М - холиномиметиков, антихолинэстеразных средств и М - холиноблокаторов по совокупности их фармакологических свойств;

· оценивать возможность использования указанных средств по различным показаниям с учетом фармакодинамических и фармакокинетических свойств отдельных препаратов, их побочных эффектов;

· оценивать токсическое действие М – холиномиметиков и М-холиноблокаторов и меры помощи при отравлениях;

· проводить сравнительную характеристику М-холиноблокаторов (в сравнении с атропином);

· оценивать механизм действия и фармакологическую характеристику холиноблокаторов центрального типа действия;

· классификацию Н – холиномиметиков;

· фармакологическую характеристику Н - холиномиметиков (механизм действия, эффекты, показания к применению);

· медико-токсикологические и социально-экономические последствия табакокурения;

· классификацию Н - холиноблокаторов;

· фармакологическую характеристику ганглиоблокаторов (механизм действия фармакодинамику, фармакокинетические особенности, показания и противопоказания к применению);

· принципы классификации миорелаксантов;

· фармакологическую характеристику миорелаксантов;

· сравнительную характеристику миорелаксантов.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала необходимо знать: из курса физиологии – локализацию холинорецепторов и их подтипов, медиацию возбуждения в холинергических синапсах, эффекты возбуждения и блокады холинорецепторов, механизм проведения возбуждения в Н – холинергических синапсах, эффекты возбуждения и блокады М и Н – холинорецепторов.

Препараты для изучения: пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин, карбахолин, физостигмина салицилат, прозерин, галантамина гидробромид, дипироксим, изонитрозин, атропина сульфат, платифиллина гидротартрат, метацин, пирензепин (гастроцепин), ипратропиума бромид (атровент), скополамина гидробромид, амизил, тропацин, циклодол (акинетон).

Цититон, лобелина гидрохлорид, «Табекс», «Лобесил», бензогексоний, гигроний, арфонад, пирилен, тубокурарин, пипекуроний, панкуроний, дитилин (миорелаксин), диплацин.

План изучения темы (уяснить и запомнить):

1. Виды и локализация холинорецепторов:

· виды холинорецепторов;

· локализация М – холинорецепторов в синапсах периферической и центральной нервной системы;

· локализация постсинаптических М1, М2 и М3 - холинорецепторов;

· локализация Н-холинорецепторов в синапсах периферической и центральной нервной системы.

2. Эффекты возбуждения и блокады М – холинорецепторов разных органов.

3. Классификация М – холиномиметиков.

4. Фармакологическая характеристика М – холиномиметиков (показания и противопоказания к применению).

5. Фармакологическая характеристика антихолинэстеразных средств (классификация, показания к назначению).

6. Классификация М – холиноблокаторов (препараты разных групп).

7. Фармакологическая характеристика атропина сульфата: центральные и периферические эффекты, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты.

8. Фармакологическая характеристика скополамина гидробромида, платифиллина гидротартрата, метацина, пирензепина ипратропиума бромида в сравнении с атропином.

9. Фармакологическая характеристика холиноблокаторов центрального типа действия: основные фармакологические эффекты, связанные с действием на М – холинорецепторы центральной нервной системы (ретикулярная формация, лимбическая система, экстрапирамидная система).

10. Токсикология мускарина, атропина сульфата и фосфорорганических соединений (симптомы отравления, меры помощи).

11. Фармакологическая характеристика Н – холиномиметиков (препараты, механизм действия, эффекты, показания к применению).

12. Токсикология острого и хронического отравления никотином и другими соединениями табачного дыма. Зависимость между табакокурением и возникновением различных заболеваний.

13. Фармакологическая характеристика ганглиоблокаторов (классификации, фармакодинамика, показания и противопоказания к применению).

14. Фармакологическая характеристика миорелаксантов (классификация, эффекты, применение).

Источники информации:

1. Харкевич Д.А.. Фармакология: Учебник.-6-изд. перераб. и доп.-М.: ГЭОТАР Медицина, 2000.- С. 117-130.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2005, С. 193–208, 209-221; 222–238.

3. Материалы лекций.

План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из тестовых вариантов заданий).

2. Ответы на вопросы и выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить действие атропина сульфата и пилокарпина гидрохлорида на глаз кролика

Задание 1. Эффекты возбуждения и блокады М – холинорецепторов (оформить таблицу)

Локализация Эффекты возбуждения Эффекты блокады
Глаз Бронхи Сосуды сердца ЖКТ Потовые железы Матка Мочевой пузырь    

Задание 2. Используя рис 1., указать и объяснить эффекты атропина и пилокарпина на глаз (оформить таблицу).

Эффекты Действие атропина (характер и механизм) Действие пилокарпина (характер и механизм)
Изменение величины зрачка    
Изменение внутриглазного давления    
Изменение аккомодации    

 

Рис 1. Действие пилокарпина (верхняя часть) и атропина (нижняя часть) на глаз (Виноградов В.М.).

1 – радужная оболочка; 2 – венозная пазуха склеры (шлемов канал); 3 – хрусталик; 4 – пространства гребенчатой связки (фонтановы пространства); 5 – ресничная мышца; 6 – роговица.

Задание 3. Фармакологические эффекты ганглиоблокаторов (оформить таблицу).

Органы Эффекты
Глаз Бронхи Сосуды ЖКТ Мочевой пузырь Матка  

Задание 4. Составить краткую характеристику цититона, бензогексония, гигрония, пирилена, дитилина, тубокурарина (оформить таблицу).

 

Препарат Фармакологическая группа Показания к применению
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...