Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования, предъявляемые к историкам




 


[1] Имеется в виду одобряемое и порицаемое шариатом.

[2] “Семейство ‘Имрана”, 110.

[3] Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих.

[4] То есть людей, переселившихся из Мекки в Медину вслед за пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

[5] “Ихсан”. Здесь имеется в виду искренняя убеждённость, подкреплённая соответствующими словами и делами.

[6] “Покаяние”, 100.

[7] Здесь имеется в виду, что исчезновение звёзд будет предшествовать началу Дня воскресения.

[8] Эти слова являются указанием на разногласия между сподвижниками и смуту, которая возникла среди мусульман через непродолжительное время после смерти пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[9] Здесь речь идёт о конфликтах и нововведениях в сфере религии, которые получили распространение среди мусульман с уходом поколения сподвижников.

[10] Аллах Всевышний сказал: «А те, которые придут после них, будут говорить: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере*, и не помещай в сердца наши ненависти по отношению к тем, кто уверовал! Господь наш, поистине, Ты - Сострадательный, Милосердный!”» (“Собрание”, 10). Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если (при вас) упомянут о моих сподвижниках, то воздержитесь**...» (Ат-Табарани).

* То есть уверовавших раньше нас.

** То есть воздержитесь от обсуждения причин возникновения разногласий между ними.

[11] Рафидиты – одно из распространённых прозвищ шиитов.

[12] Хабар (мн. ч. - ахбар). Название “Ахбар” носят сборники шиитских хадисов.

[13] Таким образом, предположительно этот период продолжался до конца правления Омеййадов и мог включить в себя время правления первых халифов из династии Аббасидов. Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар пишет: «(Все улемы) сходились на том, что последний из последователей последователей, слова которого имели вес, дожил примерно до 220 г. х. В это же время возникли и начали распространяться нововведения в религии, открыто выступили му‘тазилиты*, подняли головы философы, а улемов стали подвергать испытанию**, добиваясь, чтобы они заявили о сотворённости Корана. Произошли большие изменения, и положение продолжает ухудшаться до сих пор***, а смысл слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказавшего: “...а потом распространиться ложь”, стал абсолютно очевиден, и сказанное им касается слов, дел и воззрений людей».

* Му‘тазилиты - представители первого крупного направления в каламе. Калам - спекулятивная дисциплина, которая даёт догматам ислама толкование, основанное на разуме.

** “Михна” - испытание, которому с 833 г. при аббасидских халифах аль-Мамуне, аль-Му‘тасиме и аль-Васике подвергались богословы для установления их лояльности властям. Лояльными считались те улемы, которые признавали тезис о сотворённости Корана во времени. Подобных взглядов придерживались джахмиты и му‘тазилиты. Этот период закончился в 849 г., когда халиф аль-Мутаваккиль запретил всякие дискуссии о происхождении Корана.

*** Ибн Хаджар родился в 773 и умер в 852 г.х.

 

[14] В хадисе, который приводит в “Сунан” ат-Тирмизи, сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, среди прочего сказал: «...а моя община разделится на семьдесят три группы, и все они, кроме одной, окажутся в огне». (Люди) спросили: «Что же (это за группа), о посланник Аллаха?» (В ответ пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «(Её составят те, которые будут придерживаться того же,) чего придерживаюсь я и мои сподвижники».

Передают, что имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, сказал: «Последние члены этой общины могут прийти к благочестию лишь с помощью того же, с помощью чего пришли к нему первые». Таким образом, то, что привело эту общину от мрака к свету, будет хранить её и исправлять негодное до самого Дня воскресения, а никакого иного или параллельного пути не существует.

[15] “Победа”, 29.

[16] “Железо”, 10.

[17] “Семейство ‘Имрана”, 110.

[18] “Аль-Хиджр”, 9.

[19] Марван бин аль-Хакам стал эмиром в 42 г.х. при халифе Му‘авийе бин Абу Суфйане, который отстранил его от этой должности в 49 г.х. и назначил на его место Са‘ида бин аль-‘Аса. В 54 г.х. халиф сместил Са‘ида бин аль-‘Аса и снова назначил эмиром Медины Марвана, которого во второй раз сместил в месяце зу-ль-ка‘да 58 г.х., поставив вместо него аль-Валида бин ‘Утбу бин Абу Суфйана (см. “Тарих” ат-Табари, 5/172, 232, 309).

[20] Здесь автор указывает на хадис, передаваемый со слов Абу Бакра бин ‘Абд ар-Рахмана бин аль-Хариса, который сообщил, что Хишам аль-Махзуми сказал:

- Мой отец решил совершить умру и перед самым отъездом сказал: «О сынок, надо бы зайти к эмиру и попрощаться с ним». Я сказал: «Как пожелаешь», и мы явились к Марвану, у которого находилось несколько человек, в том числе и ‘Абдуллах бин аз-Зубайр. Они упомянули о молитве в два раката, которую Ибн аз-Зубайр совершал после послеполуденной /‘аср/ молитвы, и Марван спросил его: «У кого ты научился этому, о Ибн аз-Зубайр?» (‘Абдуллах) ответил: «Об этом мне сообщил Абу Хурайра, передавший слова ‘Аиши». Тогда Марван послал к ‘Аише (человека, велев ему спросить у неё): «О каких двух ракатах говорит Ибн аз-Зубайр, (утверждающий,) что Абу Хурайра передал ему с твоих слов, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда совершал их после послеполуденной молитвы?» (На это) она дала ему (такой ответ): «(Об этом) мне сообщила Умм Салама». Тогда Марван послал к Умм Саламе (человека, велев ему сказать ей): «‘Аиша утверждает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда совершал молитву в два раката после послеполуденной молитвы, так о каких же двух ракатах идёт речь?» (Умм Салама) сказала: «Да простит Аллах ‘Аишу, которая поставила меня в неудобное положение! (Дело в том, что однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, которому доставили деньги, совершил полуденную молитву /зухр/, а потом сел и раздавал эти деньги, пока к нему не пришёл муаззин, объявивший о наступлении времени послеполуденной молитвы. И он совершил эту молитву, а потом ушёл ко мне, поскольку это был мой день, и совершил (молитву в) два лёгких раката. Я спросила: “Что это за два раката, о посланник Аллаха? Тебе было велено совершать их?” Он сказал: “Нет, эти два раката я всегда совершал после послеполуденной молитвы, но (на этот раз) я занимался распределением денег, пока ко мне не пришёл муаззин, объявивший о (наступлении времени) послеполуденной молитвы, однако я не захотел отказываться от (совершения этих двух ракатов)”».

[21] Здесь автор указывает на хадис, передаваемый со слов ‘Абдуллаха бин Шаддада, который сказал:

- Я слышал, как Абу Хурайра, передававший Марвану хадис, сказал: «Совершайте омовение, (поев того,) чего коснулся огонь». И тогда Марван послал к Умм Саламе (человека), который задал ей вопрос об этом, на что она сказала: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, находившийся у меня, откусил кусок (жареной) лопатки, а потом вышел на молитву, не прикоснувшись к воде».

Разногласия относительно необходимости совершения омовения после употребления в пищу того, чего касался огонь, возникли уже давно, причиной же их послужило то, что сподвижники видели, как поступал пророк, мир ему, в разных обстоятельствах. Так, в своём “Сахихе” (1/272 – 273) Муслим приводит и те хадисы, в которых содержится веление совершать омовение после употребления в пищу того, чего коснулся огонь, и те, в которых об омовении ничего не говорится. После упоминания о разногласиях по данному вопросу в комментариях к “Сахиху” Муслима имам ан-Навави пишет: «Далее, те расхождения, о которых мы рассказали, существовали в начальный период истории ислама, но потом улемы пришли к единому мнению относительно необязательности омовения после употребления в пищу того, чего коснулся огонь, а Аллах знает об этом лучше».

[22] Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари (194 – 256 гг.х.) был вольноотпущенником племени бану джу‘ф; ан-Ну‘ман бин Сабит Абу Ханифа (80 – 150 гг.х.) по происхождению являлся персом, как и улем Египта своего времени аль-Ляйс бин Са‘д (94 – 175 гг.х.); Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин аль-Мубарак (118 – 181 гг.х.) по происхождению был турком. Все они являлись вольноотпущенниками, однако ислам объединил их, и благодаря этой благословенной религии они стали выдающимися людьми и имамами, знания и дела которых служили образцом для подражания.

[23] См.: “Фатх аль-Бари”, 6/ 6 – 7.

[24] “Сахих” Муслима, 1/ 130, №№ 145 – 146.

[25] Здесь имеется в виду, что людей, исповедующих эту религию, было мало.

[26] К их числу относятся передатчики шиитских хадисов и ранние шиитские авторы, а также некоторые лжецы и фальсификаторы, например:

- Абу Михнаф Лут бин Йахйа аль-Азди аль-Куфи (ум. в 157 г.х.). См.: “Сийар а‘лям ан-нубаля’”, 7/301.

- Абу Хишам Мухаммад бин ас-Са’иб (ум. в 146 г.х.) и его сын Хишам (ум. в 204 г.х.). См.: “Сийар а‘лям ан-нубаля’”, 6/248; 10/102.

- ‘Иса бин Йазид бин Бакр бин Дабб аль-Ляйси аль-Мадини (он жил в начале правления Аббасидов). См.: “Лисан аль-мизан”, 4/408.

- Шаукар, о котором Ибн Шабба сказал: «Шиит, сочинявший хадисы и стихи». Вот почему Халаф аль-Ахмар сказал: «Одни хадисы сочинил Шаукар, другие же являются сочинением Ибн Дабба». См.: “Лисан аль-мизан”, 3/158.

- ‘Умар бин Са‘д аль-Асади (ум. ок. 180 г.х.), который являлся одним шейхов Насра бин Музахима и Абу-ль-Фараджа аль-Исбахани. См.: “Лисан аль-мизан”, 3/199.

- Наср бин Музахим аль-Минкари (ум. в 212 г.х.), автор книги под названием “Вак‘ат Сиффин”. См.: “Лисан аль-мизан”, 6/157.

- Шу‘айб бин Ибрахим аль-Куфи, передатчик книг Сайфа бин ‘Умара ат-Тамими. Ибн ‘Ади сказал: «В своих сочинениях он порицает праведных предшественников и подвергает их нападкам». См.: “Лисан аль-мизан”, 3/145.

- Известный рафидит Абу Хузайфа Исхак бин Бишр аль-Бухари (ум. в 206 г.х.). См.: “Лисан аль-мизан”, 1/184.

- Аль-‘Аббас бин Баккар ад-Дабби (ум. в 222 г.х.), автор книги под названием “Китаб аль-вафидина ва-ль-вафидат мин ахль аль-Басра ‘аля-ль-Му‘авийа”, крайний шиит. См.: “Лисан аль-мизан”, 3/237.

- Аль-Хасан бин ‘Али бин Фаддаль аль-Куфи (ум. в 224 г.х.), один из шиитских авторов. См.: “Лисан аль-мизан”, 2/225.

- Ахмад бин Мухаммад Абу Исхак аль-Харави (ум. в 234 г.х.), автор сочинения под названием “Тарих Хират”, которого обвинял во лжи ад-Даракутни и который передавал непроверенные сообщения. См.: “Лисан аль-мизан”, 1/291.

- Сулейман бин Дауд бин Бишр аль-Минкари аш-Шазкуни (ум. в 234 г.х.), которого аз-Захаби назвал одним из погибающих. См.: “Сийар а‘лям ан-нубаля’”, 1/679.

- Ахмад бин Сабит ар-Рази (жил в III в.х.), известный также как Фарахвийа и являвшийся одним из шейхов ат-Табари во время написания им его сочинения “Ат-Тарих”. См.: “Аль-джарх ва-т-та‘диль”, 2/44.

- Абу Ханифа Ахмад бин Дауд ад-Динавари (ум. в 282 г.х.), автор сочинения под названием “Китаб аль-ахбар ат-тиваль”. См.: “Сийар а‘лям ан-нубаля’”, 3/422.

- Ибрахим бин Мухаммад ас-Сакафи (ум. в 283 г.х.), являвшийся крайним шиитом. См.: “Лисан аль-мизан”, 1/102.

- Ахмад бин Исхак бин Вадих аль-Йа‘куби (ум. в 284 г.х.), автор сочинения под названием “Тарих аль-Йа‘куби”, историк из числа шиитов-имамитов, на что указывает содержание его сочинения. См.: “Му‘джам аль-удаба’”, 5/153.

- Мухаммад бин Йазид аль-Мубаррид (ум. в 285 г.х.), автор “Китаб аль-камиль”, где собраны сведения о подобных ему литераторах и передатчиках различных сообщений и забавных рассказов. В этой книге многое преувеличено и приукрашено. См.: “Тахзиб ат-тахзиб’”, 3/153.

- Ахмад бин А‘сам аль-Куфи (ум. в 314 г.х.), крайний шиит и автор “Китаб аль-футух”. См.: “Лисан аль-мизан”, 1/138.

- ‘Али бин аль-Хусейн бин ‘Али аль-Мас‘уди (ум. в 346 г.х.), автор сочинения под названием “Мурудж аз-захаб” и ряда других. В его книгах более чем достаточно указаний на то, что он являлся шиитом и му‘тазилитом. См.: “Лисан аль-мизан”, 4/224.

[27] См.: Мус‘аб аз-Зубайри, “Насаб курайш”, сс. 42 – 43; Аль-Макдиси, “Ат-табййин фи ансаб аль-курашийин”, с. 114.

[28] “Насаб курайш”, 42/348; “Ат-табййин”, сс. 111 – 112.

[29] “Ат-табййин фи ансаб аль-курашийин”, сс. 98, 111.

[30] “Насаб курайш”, с. 83; “Ат-табййин”, с. 96.

[31] Ибн Хазм, “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, с. 68. В этом сочинении упоминается, что одного из сыновей ‘Абдуллаха бин Джа‘фара звали Йазид.

[32] См.: “Насаб курайш”, с. 83 и “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, с. 38, где его имя приводится как ‘Амр.

[33] “Насаб курайш”, с. 61; “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, с. 53.

[34] “Насаб курайш”, с. 50; “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, с. 39. Её звали Умм Исхак бинт Тальха Ибн ‘Убайдуллах.

[35] Аль-Хусейн женился на ней после смерти своего брата аль-Хасана, и она родила ему дочь Фатиму. См.: “Насаб курайш”, с. 59.

[36] См.: “Насаб курайш”, с. 59.

[37] Имеется в виду аль-Хасан бин аль-Хасан бин ‘Али. См.: “Насаб курайш”, с. 59.

[38] Мухибб аддин аль-Хатиб указывает на то, что он является потомком сына ‘Абдуллаха бин аль-Хасана бин аль-Хасана бин ‘Али и Фатимы бинт аль-Хусейн бин ‘Али. Этот его предок получил прозвище “Махд” (чистый), что указывает на чистоту его происхождения, поскольку он являлся потомком ‘Али как по отцовской, так и по материнской линии. См.: “Насаб курайш”, с. 51.

[39] См.: “Насаб курайш”, с. 83.

[40] Аль-Хаджжадж Ибн Йусуф (ум. в 714 г.) - прославившийся своей жестокостью наместник Oмеййадского халифа ‘Абд аль-Малика Ибн Марвана (685 - 705) в Ираке и Хиджазе.

[41] На самом деле Умм Кульсум была дочерью ‘Абдуллаха бин Джа‘фара, матерью же её была Зайнаб, дочь ‘Али бин Абу Талиба от Фатимы, дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Умм Кульсум несколько раз выходила замуж. Когда аль-Хаджжадж бин Йусуф был наместником халифа ‘Абд аль-Малика бин Марвана в Медине и Мекке, он женился на ней, но потом развёлся по приказу халифа.

[42] См. её жизнеописание в “Вафайат аль-а‘йан” (5/423), “Сийар а‘лям ан-нубаля’” (10/106) и “Аль-бидайа ва-н-нихайа” (10/262). Она скончалась в 208 г.х. Сведения, приводимые автором, да помилует его Аллах, являются ошибочными или же в тексте имеется какой-то пропуск. На самом деле, как сообщается в “Насаб курайш” (стр. 52) и “Джамхарат ансаб аль-‘араб” (стр. 42), аль-Валид бин ‘Абд аль-Малик, будучи халифом, женился на Зайнаб бинт Хасан бин Хасан бин ‘Али. Её сестра, которую звали Умм аль-Касим, была замужем за Марваном бин Абаном, внуком повелителя правоверных ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах. Аль-Валид правил с 86 по 96 г.х.

[43] См.: “Ат-табакат аль-кубра. Ат-табакат аль-хамиса мин ас-сахаба (1/370)” и “Насаб курайш”, с. 57, где сказано: «...бинт Абу Мурра бин Мас‘уд ас-Сакафи».

[44] “Ат-табакат аль-хамиса мин ас-сахаба (1/225)”; “Насаб курайш”, с. 46; “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, с. 38.

[45] “Насаб курайш”, с. 46.

[46] Такое название получила состоявшаяся в 656 г. битва между сторонниками и противниками избрания халифом ‘Али, да будет доволен им Аллах.

[47] “Насаб курайш”, с. 126.

[48] Матерью Умамы была дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Зайнаб, бабкой со стороны матери - Хадиджа бинт Хувайлид, а со стороны отца - Халя бинт Хувайлид. См.: “Насаб курайш”, с. 230. Её жизнеописание приводится в “Аль-Исаба”, 7/501.

[49] Нет никаких указаний на то, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, следует выделять, обращаясь к Аллаху с подобной мольбой за него. Мы не оспариваем утверждения о том, что Аллах почтил его, и не сомневаемся в этом, однако сомнительно, что следует выделять так одного его из всех сподвижников, и это является признаком людей, придерживающихся нововведений и идущих на поводу у собственных желаний.

[50] Об этом упоминает шейх-уль-ислам Ибн Таймийа в книге “Минхадж ас-сунна ан-набавийа”, 1/308.

[51] “Сахих” аль-Бухари, “Книга о достоинствах сподвижников” (см. “Фатх аль-Бари”, 7/20). Это сообщение в разных местах своего “Муснада” приводит и имам Ахмад. См. “Муснад”, 2/185, хадисы под №№ 932 – 935.

[52] Ибн Таймийа, “Минхадж ас-сунна ан-набавийа”, 1/308.

[53] ‘Абд аль-Джаббар аль-Хамдани являлся шейхом му‘тазилитов своего времени и занимал должность кади Рея и Казвина при Фахр ад-дине Ибн Бувайхе. В том, что касалось ответвлений фикха, он стоял на позициях шафиитов, что же касается основ, то он придерживался воззрений му‘тазилитов. Аз-Захаби сказал: «Он написал прекрасное сочинение под названием “Даля’иль ан-нубувва” и показал себя с наилучшей стороны». Он умер в 415 г.х. (Ибн Хаджар, “Лисан аль-мизан”, 3/386).

[54] Этот автор неизвестен мне как Наср бин ас-Саббах и так его не называют ни Ибн Таймийа, ни аль-Хамдани. На самом деле его звали ‘Абдуллах бин Ахмад бин Махмуд аль-Ка‘би аль-Балхи. Он являлся главой одной из групп му‘тазилитов и жил в Багдаде, а потом вернулся в Балх, где и умер в 319 г.х. (см. Ибн ан-Надим, “Фихрист”, 219; “Тарих Багдад”, 9/384; “Вафайат аль-а‘йан”, 3/45).

[55] Этот отрывок Ибн Таймийа цитирует в “Минхадж ас-сунна ан-набавийа”, 1/13 - 15.

[56] Имеется в виду Ибрахим.

[57] “Скот”, 84 – 85. Ибн Халликан сказал: «Это относится к числу превосходных и редких извлечений».

[58] “Вафайат аль-а‘йан”, 5/174. Ибн Халликан упоминает, что Йахйа бин Йа‘мур умер в 129 г.х., в “Аль-Бидайа ва-н-нихайа” (9/73) указывается, что он умер в 187 г.х., а в “Ас-Сийар” (4/443) аз-Захаби пишет, что он умер до 190 г.х.

[59] См. жизнеописание аль-Хаджжаджа в “Сийар а‘лям ан-нубаля’” (4/343) имама аз-Захаби и “Аль-бидайа ва-н-нихайа” (9/117 – 139) Ибн Касира.

[60] См. сообщения с хорошими иснадами в “Аль-Мусаннафе” Ибн Абу Шайбы (15/224) и жизнеописании ‘Усмана, которое приводится в “Истории” Ибн ‘Асакира (стр. 374). В “Истории” Халифы Ибн Хаййата (стр. 174) приводится это же сообщение с достоверным иснадом, восходящим к Мухаммаду бин Сирину.

[61] Ранее нами уже приводились имена передатчиков ложных сообщений из числа рафидитов и других.

[62] В июле 657 г. при Сиффине (Южный Ирак) произошло сражение между сторонниками ‘Али и Му‘авийи бин Абу Суфйана, претендовавшего на верховную власт в Халифате. Разбив войска Му‘авийи, ‘Али не воспользовался своей победой, приостановил сражение, длившееся девять дней, и согласился на третейский суд.

[63] Хвала Аллаху, в наше время в ходе научного подъёма осуществилось многое из того, к чему призывал Мухибб ад-дин аль-Хатиб, да помилует его Аллах. Речь идёт о возвращении к чистым истокам истории мусульманской общины, использовании правильной научной методологии и критике сообщений с учётом сведений об их передатчиках и их оценки, осуществляшейся путём отвода и подтверждения.

[64] Здесь автор, да помилует его Аллах, имеет в виду книги, в которых приводятся снабжённые иснадами сообщения, например “Табакат” Ибн Са‘да, “Тарих” Халифы бин Хаййата, “Тарих” ат-Табари и тому подобные труды. В те времена было общепринято делать упор на иснад, а то, что авторы этих трудов приводили слабые и неудовлетворительные сообщения, не умаляет их достоинства как учёных, поскольку эти люди не упускали из виду подобные вещи, а приводили такие сообщения вместе с их иснадами только для того, чтобы их можно было распознавать.

[65] Одним из важнейших источников такого рода является “Тарих” Ибн Джарира ат-Табари. Я написал статью, посвящённую описанию и анализу этого труда, которая была опубликована в 24 т. журнала “Аль-Азхар”, сс. 210 – 215. С этой статьёй полезно будет ознакомиться для того, чтобы научиться извлекать пользу из этих источников и знать, какие из них можно использовать, а какие следует отвергнуть (Мухибб).

[66] Речь идёт о нашем времени, когда некоторые люди уделяют особое внимание распространению и переизданию ряда книг. Примером могут служить такие книги, как “Вак‘ат Сиффин” Насра бин Музахима, “Тарих” аль-Йа‘куби, “Мурудж аз-захаб” аль-Мас‘уди, “Аль-имама ва-с-сийаса”, авторство которой ложно приписывается Ибн Кутейбе, и тому подобные сочинения.

[67] Подобных исследований существует так много, что точное количество их определить невозможно. В пример можно привести сочинения Ахмада Амина, Таха Хусейна, Мухаммада Хусейна Хейкала и ряда университетских профессоров, попавших под влияние идей востоковедов.

[68] Ибн Абу-ль-Хадид (ум. в 656 г.х.) был одним из пособников предателя Ибн аль-‘Алькамы (ум. в 656 г.х.), стараниями которого была подготовлена почва для уничтожения мусульманского государства (Мухибб).

[69] Примером могут служить “Аль-‘авасим мин аль-кавасим” Ибн аль-‘Араби, а также труды Ибн Таймиййи и его учеников Ибн аль-Каййима и Ибн Касира, а также жившего позднее Ибн Хаджара аль-‘Аскалани.

[70] Поход на Табук состоялся в октябре 630 г.

[71] Этот достоверный хадис, передаваемый со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, приводят аль-Бухари (“Фатх аль-Бари”, 7/71) и Муслим (4/4/1871, № 2404), а также Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ан-Наса’и. Никто не указывал на недостатки этой версии данного хадиса, а у шиитов нет никаких оснований для использования его в качестве аргумента. Подробнее об этом см.: “Минхадж ас-сунна” шейх-уль-ислама Ибн Таймиййи (1/501; 4/371) и “Фатх аль-Бари” (7/74). Ибн аль-Джаузи не относит этот хадис к числу подложных, но в своей книге под названием “Аль-‘иляль аль-мутанахийа фи-ль-ахадис аль-вахийа” (1/227, № 359) приводит одну из его версий, передаваемую через Абу Бакра бин Абу-ль-Азхара со слов Джабира, да будет доволен им Аллах. В этой версии есть отвергаемое добавление - слова “а если бы он был, то им, несомненно, стал бы ты”. Мухибб ад-дин аль-Хатиб сказал: «Нам неизвестно, чтобы хадис с этим добавлением передавал кто-нибудь, кроме Ибн Абу-ль-Азхара, не относившегося к числу заслуживающих доверия лиц и придумывавшего хадисы от имени тех, кто доверия заслуживал». На это я скажу, что слова шейха Мухибб ад-дина о том, что данный хадис в целом был назван подложным, без упоминания деталей не заслуживают одобрения. Возможно, он по ошибке посчитал, что Ибн аль-Джуази отнёс к числу подложных этот хадис в целом, а Аллах знает об этом лучше.

[72] См. его жизнеописание в “Табакат” Ибн Са‘да (4/205) и “Аль-Исаба” (4/600). Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, оставлял его в Медине за старшего 13 раз.

[73] Представитель знатного рода Абу-ль-Баракат ‘Абдуллах бин Хусейн бин Мар‘и бин Насир ад-дин аль-Багдади ас-Сувайди (1104 – 1174 гг.х.) являлся факихом и образованным человеком. В своё время он уехал сначала в Хиджаз, а затем – в Шам, но впоследствии вернулся в Багдад. Его перу принадлежит целый ряд сочинений, в том числе “Шарх “Сахих” аль-Бухари”, “Аль-мухакама байна-д-Дамамини ва-ш-Шамни” и “Аль-худжадж аль-кат‘ийа ли-ттифак аль-фирак аль-исламийа”. Последнее было опубликовано Мухибб ад-дином аль-Хатибом в 1367 г.х. под названием “Му’тамар ан-Наджаф”. Этот труд представляет собой извлечение из книги “Рихлят иля Макка”, известной также под названием “Ан-нафхат аль-мискийа фи-р-рихлят аль-маккийа”. Махмуд Шукри аль-Алуси с похвалой отозвавшийся об авторе этого сочинения, сказал: «Как считают все улемы, он является шейхом всей земли и украшением шариата». См.: аз-Заркали, “Аль-А‘лям” (4/80), а также предисловие Мухибб ад-дина к посланию “Му’тамар ан-Наджаф”.

[74] В своё время Надирхан-шах являлся одним из военачальников шиитского государства Сефевидов, в период ослабления которого в 1145 г.х. ему удалось свергнуть правящую династию и захватить власть, а потом – расширить его пределы за счёт присоединения некоторых районов Индии, Мавераннахра, Курдистана и Ирака. В 1148 г.х. он объявил себя шахиншахом и попытался объединить всех своих подданных в рамках одного мазхаба. С этой целью в 1156 г.х. он устроил в Неджефе встречу, на которой присутствовали шиитские улемы, а также улемы Афганистана и Мавераннахра. Арбитром состоявшегося между ними диспута был назначен ‘Абдуллах ас-Сувайди. Ему удалось привести собравшихся к единому мнению о необходимости запрещения поношения сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о том, что по степени достоинства праведные халифы занимают места, соответствующие очерёдности их правления, а также о необходимости запрещения временных браков (мут‘а). Об этом было объявлено в пятницу 26 числа месяца шавваль 1156 г.х. с минбара Куфы в присутствии Надиршаха (см.: “Му’тамар ан-Наджаф ли-‘Абдиллах ас-Сувайди ”, сс. 102 – 104).

[75] Как свидетельствуют исторические документы, убийство ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, явилось результатом заговора, а не личной инициативы огнепоклонника Абу Лу’лу’а. В “Ат-табакат аль-кубра” (3/350) Ибн Са‘да приводится сообщение с достоверным иснадом, передаваемое со слов Джарира бин Хазима, который сказал, что слышал, как Йа‘ля бин Хаким передавал, что Нафи‘ сказал:

- Увидев нож, которым был убит ‘Умар, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф сказал: «Вчера я увидел его у аль-Хурмузана и Джуфайны и спросил: “Что вы делаете этим ножом?” Они ответили: “Мы режем им мясо, но до самого мяса не дотрагиваемся*”». Тогда ‘Убайдуллах бин ‘Умар спросил его: «Так ты видел это нож у них?» (‘Абд ар-Рахман) сказал: «Да», после чего (‘Убайдуллах) схватил свой меч, пришёл к этим двоим и зарубил их.

* Огнепоклонники могли брать в руки лишь такое мясо, которого уже касался огонь.

Ибн Са‘д приводит и другое сообщение с достоверным иснадом (3/355). Оно передаётся со слов Ибн Шихаба аз-Зухри, сказавшего, что Са‘ид бин аль-Мусаййаб сообщил ему, что, когда ‘Умар был убит, ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр ас-Сиддик сказал: «(Незадолго до этого) я прошёл мимо убийцы ‘Умара Абу Лу’лу’а, с которым были его самые близкие друзья Джуфайна и аль-Хурмузан. Когда я неожиданно появился перед ними, они вскочили со своих мест, и между ними упал кинжал с двумя остриями и рукояткой посередине, так посмотрите же, каким кинжалом был убит ‘Умар», и люди обнаружили, что это именно тот кинжал, который описал ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр. Услышав это от него, ‘Убайдуллах бин ‘Умар, у которого был меч, вышел (из дома ‘Умара, явился к дому) аль-Хурмузана и позвал его. Когда тот вышел к нему, ‘Убайдуллах сказал: «Пошли со мной, посмотрим на моего коня». ‘Убайдуллах отстал, и как только аль-Хурмузан прошёл вперёд, занёс над ним свой меч. ‘Убайдуллах сказал: «И когда аль-Хурмузан понял, что ему не уйти от смерти, он воскликнул: “Нет бога, кроме Аллаха!”» ‘Убайдуллах сказал: «И я позвал Джуфайну, который был одним из христиан Хиры и обучал людей письму в Медине». ‘Убайдуллах сказал: «И когда я занёс над ним меч, он перекрестил свои глаза».

Кроме того, это сообщение в жизнеописании ‘Умара в “Ансаб аль-ашраф” (стр. 367) приводят аль-Баляги, передавший его со слов Са‘ида бин аль-Мусаййаба, а также Ибн Джарир (“Ат-тарих”, 4/240), ссылавшийся на Сайфа бин ‘Умара, передавшего его со слов Йахйи бин Са‘ида, который слышал это от Ибн аль-Мусаййаба. Все вышеупомянутые сообщения ясно указывают на то, что убийство ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, явилось результатом заговора.

[76] Это сообщение приводится в “Тарих” ат-Табари (4/228). Иснад его является смешанным, поскольку в нём перечислены лица, упоминаемые аль-Мада’ини, с одной стороны, и Абу Михнафом, с другой. Однако в обоих “Сахихах” имеются свидетельства, подтверждающие правильность сообщения о том, что это было сказано ‘Умаром (см. “Фатх аль-Бари”, 13/205; “Сахих” Муслима, 3/1454).

[77] См. сообщения об отказе ‘Абдуллаха бин ‘Умара стать халифом в “Ат-табакат аль-кубра” Ибн Са‘да (4/151).

[78] См. “Тарих” ат-Табари (4/236). Сообщение о хутбе передаётся со слов Сайфа бин ‘Умара, ссылавшегося на слова своих шейхов.

[79] См. “Тарих” ат-Табари (4/434), “Дар аль-ма‘ариф”, Каир. В иснаде этого сообщения перечислены достойные доверия лица.

[80] Фустат - поселение, основанное воинами ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, на том месте, где ныне расположены южные районы Каира. В январе 635 г.х. из этого поселения в Медину отправились 500 воинов, чтобы выразить своё недовольство халифу ‘Усману, да будет доволен им Аллах.

[81] То есть вам решать, кому быть халифом.

[82] Речь идёт о расхождениях относительно принесения ему присяги.

[83] См. “Тарих” ат-Табари, 4/435. Это сообщение приводится в передаче Сайфа, ссылавшегося на своих шейхов.

[84] Этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима (№ 2594), где он передаётся со слов аль-Микдама бин Шурайха, слышавшего его от своего отца, который слышал его от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах. Этот хадис приводится также в “Сунан” Абу Дауда (№ 2478) и “Муснаде” имама Ахмада (6/58, 112), где он передаётся тем же путём.

[85] Этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима (№ 2592), “Сунан” Ибн Маджи (№ 3687) и “Муснаде” имама Ахмада (4/366). Во всех эти источниках он передаётся со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Хиляля аль-‘Абси, ссылавшегося на Джарира бин ‘Абдуллаха аль-Баджали, да будет доволен им Аллах.

[86] Этот хадис, передающийся со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, приводит в своём “Муснаде” имам Ахмад (3/199). Оба исследователя этой части указывают, что данный хадис является хорошим в силу существования других хадисов, и приводят эти хадисы.

[87] Этот хадис приводит в своём “Муснаде” имам Ахмад (1/215). Шейх Ахмад Шакир сказал: «Иснад его является хорошим».

[88] “Рассказ”, 85. Слова “обязательно приведёт тебя к месту возвращения” являются указанием на День воскресения. Говорят также, что здесь подразумевается смерть, и говорят, что подразумевается возвращение в Мекку для её завоевания. Согласно толкованию, которое даёт суре “Победа” Ибн ‘Аббас, завоевание Мекки было указанием на скорую кончину пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Как указывает Ибн Касир в своём “Тафсире” (6/260), все эти высказывания взаимосвязаны между собой.

[89] Тот факт, что проклятый Ибн Саба’ действительно поступал так, признают и сунниты, и шииты. Мы уже приводили нечто подобное из “Танких аль-макаль” (2/184) аль-Мамакани, который цитировал одного из их крупных имамов аль-Кашши. Тем самым они признали, что характеристика ‘Али как “восприемника духовного завещания” является выдумкой Ибн Саба’, пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, ничего об этом не знал, поскольку Ибн Саба’ придумал это, когда халифом был ‘Усман (Мухибб).

Подробнее об это см. “Мас’алят ат-такриб байна ахль ас-сунна ва-ш-ши‘а” (1/134 – 138) д-ра Насира аль-Каффари, который подтвердил, что эти сообщения действительно были взяты из старых шиитских книг. См также “Усуль мазхаб аш-ши‘а аль-исна‘ашарийа” (1/82 – 89).

[90] Это сообщение приводится в “Тарих” ат-Табари (4/340), где оно передаётся со слов Сайфа бин ‘Умара.

[91] “Тарих” ат-Табари (4/341). См. также высказывания Ибн Саба’, которые передаются не со слов Сайфа бин ‘Умара и приводятся в жизнеописании Ибн Саба’ (“Тарих Димашк”, 9/331 – 332). См. также: Сулейман Хамд аль-‘Ауда, “‘Абдуллах бин Саба’ ва асару-ху фи ахдас аль-фитна фи садр аль-ислам”, ч. 2. На стр. 98 автор упоминает, что он показывал иснады сообщений, приводимых Ибн ‘Асакиром, авторитетному мухаддису Насир ад-дину аль-Альбани, который разъяснил, что эти иснады являются либо достоверными, либо хорошими достоверными в силу существования других сообщений.

[92] Этот человек был предводителем воинов, которые явились из Египта к ‘Усману, а когда они лишили ‘Усмана возможности молиться в мечети, проводить молитвы с людьми стал аль-Гафики. Он же являлся одним из тех, кто захватывал дом ‘Усмана и принимал участие в его убийстве (“Тарих” ат-Табари, 4/354, 391).

[93] Его жизнеописание приводится в “Табакат” Ибн Са‘да (7/509), “Аль-Исти‘аб” (2/840) и “Асад аль-габа”. По нисбе “аль-Баляви ат-Туджиби” ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Удайса называют Ибн аль-Кальби, ат-Табари (4/368) и Ибн Исхак (4/369), тогда как Сайф бин ‘Умар (4/348) и аль-Вакиди (4/372 – 373) ограничиваются только нисбой “аль-Баляви”. Эта нисба имеет отношение к известному племени баля, обитавшему на северо-западе Аравии. Кроме того, эта нисба может иметь отношение к Баля бин ‘Амру бин аль-Хафи бин Куда‘а (см. “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, стр. 429). В жизнеописаниях ‘Абд ар-Рахмана нисба “ат-Туджиби” не упоминается. Слово “Туджиб” является названием части мест обитания йеменских племён, которых связывают с их прародительницей Туджиб бинт Саубан бин Суляйм бин Музхидж (см. Ибн Хазм, “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, стр. 442).

[94] Его жизнеописание в “Аль-Исаба” (5/653) приводит Ибн Хаджар, передавший со слов Ибн Йунуса, что Кинана принимал участие в завоевании Египта. Свой отказ от упоминания о нём в “Аль-Исаба” Ибн Хаджар объясняет следующим образом: «Я упомянул о нём по той же причине, по которой аз-Захаби упоминает ‘Абд ар-Рахмана бин Мульджама. Этой причиной послужило то, что Кинана застал период пророчества, однако их обоих следует исключить из списков сподвижников, к числу которых они не относились, поскольку просто жили в период пророчества. Кинана, являвшийся одним из непосредственных участников убийства ‘Усмана впоследствии (в 36 г.х.) был убит в Палестине». См. “Тарих” ат-Табари, 4/348, 393, 394.

[95] Имеется в виду Саудан бин Хумран ас-Сакуни аль-Муради, один из предводителей воинов, явившихся из Египта к ‘Усману, и непосредственный участник его убийства. Сам он был убит одним из слуг ‘Усмана во время противостояния в его доме. См. “Тарих” ат-Табари (4/372, 391).

[96] Его кунья - Абу ‘Амр. В период правления ‘Умара бин аль-Хаттаба он был ещё малолетним ребёнком. ‘Абдуллах бин Будайль погиб в сражении при Сиффине. Ат-Табари (“Тарих” (4/139) указывает, что ему было двадцать четыре года. Как отмечает Ибн Хаджар в “Тахзиб ат-тахзиб” (5/156), Абу Ну‘айм считает это сообщение достоверным. Этого ‘Абдуллаха бин Будайля бин Варка не следует путать со сподвижником, которого звали так же.

[97] Его жизнеописание в “Аль-Исаба” (4/623) приводит Ибн Хаджар, упоминающий, что ‘Амр бин аль-Хамик жил в Куфе и явился к ‘Усману вместе с прочими куфийцами, после чего перебрался в Египет и обосновался там. Ибн ас-Сакан относит его к числу сподвижников. В “Тарих Багдад” (4/394) аль-Вакиди сообщает, что ‘Амр бин аль-Хамик принимал участие в убийстве ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и нанёс ему несколько ран. Будучи уже дряхлым старцем, ‘Амр бин аль-Хамик погиб в 51 г.х. от руки правителя Мосула, куда он бежал из Куфы (“Тарих” ат-Табари, 5/265).

[98] Он был одним из участников осады дома ‘Усмана (см. “Тарих” ат-Табари, 4/273, 294; Ибн Хазм, “Джамхарат ансаб аль-‘араб”, стр. 183).

[99] Кутейра ас-Сакуни, имя отца которого неизвестно и о котором упоминает ат-Табари (4/391), был одним из тех, кто ворвался в дом ‘Усмана, да будет доволен им Аллах. В тот день Кутейра был убит одним из рабов ‘Усмана.

[100] Он стоял во главе тех, кто выступил из Куфы, о чём сообщается в “Тарих” ат-Табари (4/349). Его жизнеописания обнаружить не удалось.

[101] Он был родом из племени бану ‘абд аль-кайс, обитавшего в окрестностях ‘Аммана, а по отцовской линии состоял в родстве с людьми из племён са‘са‘а и сихан. Ибн Са‘д упоминает о нём в первом разряде последователей (“Ат-табакат аль-кубра”, 6/123), а его жизнеописание в “Аль-Исаба” (2/610) приводит Ибн Хаджар, который пишет: «Известно, что он жил в эпоху джахилийи, был современником пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которого он не видел, и принял ислам». Ибн ‘Асакир сообщает, что Зайд бин Сухан приезжал к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а во время “верблюжьей битвы” являлся одним из военачальников, сражавшихся на стороне ‘Али, и погиб в этом бою (см. “Тарих Димашк”, 6/629). См. также ат-Табари, “Тарих ар-русуль ва-ль-мулюк”, 4/521, 542.

[102] Ибн Са‘д приводит его жизнеописание в первом “Разряде” последователей Куфы. Он являлся одним из сподвижников ‘Али, вместе с которым принимал участие в “верблюжьей битвы” и сражении при Сиффине. ‘Али назначил его правителем Египта, куда он и уехал. Аль-Аштар умер в аль-‘Арише (Ибн Са‘д, “Ат-табакат аль-кубра”, 6/213).

[103] Сайф упоминает его в числе тех, кто явился из Куфы к ‘Усману с целью отстранения его от власти (“Тарих” ат-Табари, 4/349). Абу Михнаф указывает, что Зийад являлся одним из военачальников ‘Али в битве при Сиффине и что он принимал участие в военных действиях хариджитов против ‘Али (“Тарих” ат-Табари,, 4/565; 5/64 – 65). Ибн Хаджар сообщает, что Зийад застал время про<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...