Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефиниции политики и её соотношение с другими сферами человеческой жизнедеятельности. Виды власти.




Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.

Общество – это совокупность отношений между, самодостаточным для воспроизведения необходимых сторон жизни, множеством людей, в большей мере взаимодействующих и прочнее связанных между собой, чем с другими индивидами. Короче говоря, общество тождественно совокупности общественных отношений.

Гражданское общество – это совокупность добровольных, сознательных, открытых и устойчивых общественных отношений между личностями.

Гражданин – это полноценный участник соответствующего гражданского общества.

Народ – это совокупность всех сограждан.

Общность (коллектив) – это совокупность объединившихся, или самоопределившихся по определённому признаку граждан. Можно сформулировать и короче: «общность – часть народа».

Политика – борьба за максимальное целенаправленное влияние на развитие общества, другие сферы жизнедеятельности его участников и их поведение.

Право – регулирование общественных отношений на основе формально определенных, общеобязательных и соответствующих исторически сложившимся в данном обществе системе ценностей и мировоззрению, правил поведения и принципов.

Государство – это комплексная организация, которая в интересах соответствующего социального субъекта монопольно, легитимно и систематически применяет (наряду с другими способами) насилие для управления жизнедеятельностью людей, находящихся на «своей» территории, либо (и, кроме того) принадлежащих к определённым этническим, или (и) религиозным общностям, защиты этих людей и территории от насилия и разграбления со стороны любых других «внешних» и «внутренних» субъектов, а также от подчинения (истребления) «чужих» людей и присвоения их территорий.

Научные определения термина "политика" разнообразны и могут быть разделены на несколько групп. Критериями выделения таких групп служат общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления), системный, а также выделенные в определениях политики ее важнейшие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

1. Социологические определения политики характеризуют ее через общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

А) Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов). С точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Б) Стратификационные (социальные) дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп - за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

В) Правовые концепции определяют политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д. Примерами правовых концепций политики являются контрактивистские ("общественного договора") теории (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант). Противоположные правовым концепциям политики теории рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.

Г) Этические (нормативным, ценностным) дефиниции проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, - писал он, - имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве". Политика рассматривается в этом случае как деятельность, направленную на достижение общего блага, исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. При этом общее благо включает такие ценности, как справедливость, мир, свобода и др., цель - служение этому общему благу, нормы - конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

В нормативном подходе проявляется стремление окультурить, гуманизировать и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало, отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.

2. Субстанциальные определения - вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики: как действия по отношению к власти и институты власти.

А) Самая распространенная из них - это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использование. Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций".

Б) Институциональные дефиниции характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт - государство. Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства".

3. Современные дефиниции политики.

ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio – определение) - логическая операция, раскрывающая содержание (смысл) термина посредством описания отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным термином (денотата имени).

А) Антропологические определения рассматривают политику как форму цивилизованного общения людей на основе права и способ коллективного существования человека. Аристотель считал, что человек - существо политическое, поскольку он - существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обретение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония. Антропологические трактовки политики дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. "Политическая теория, - пишет известный французский политолог М.Дюверже, - колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости <...> означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество".

Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

Б) Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

В) Телеологические определения политики рассматривают ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей и выделяют два качества:

= коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, наций, государств и т.п.)

= сознательный, целенаправленный характер (в политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосударственных).

Телеологические определения политики широко используются в рамках системного анализа общества.

Г) Системная интерпретация. С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботится о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных потребностей, важнейшая из которых интеграция общества. Этот подход к политики получил развитие в разнообразных теориях политических систем, из которых наиболее значительными были концепции американских политологов Д.Истона и Г.Алмонда.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей».

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Существуют и другие подходы к выделению видов власти.

Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

— государственную;

— партийную;

— профсоюзную;

— армейскую;

— семейную и т.п.

По функциям государственных органов различается власть:

— законодательная;

— исполнительная;

— судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

— тоталитарную;

— авторитарную;

— либеральную;

— демократическую.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...