Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеологии, их роль в жизни общества. Классический (консерваторы. Либералы, социалисты) и современный (националисты, неолибералы, неосоциалисты) «идеологический треугольник». Политический спектр.




Идеология формирует и развивает сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции общества в целом. Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей. Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации. Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.

Мыслителями идеологии было выработано немало теорий, типологий и систем, перечислять их все здесь не имеет смысла. Для нас интересно, что известный социолог современности Андрей Фурсов через транслируемые по Интернету лекции ввел в широкий оборот удобную метафору «идеологического треугольника».

Выступая перед слушателями, Фурсов говорит о том, что в оценке фактора неизбежности общественных изменений, существует только три основных подхода: негативный; положительный, но с постепенным введением новаций в реальность; и сугубо положительный, требующий ускоренных методов внедрения. Данные подходы в принципе совпадают с классической моделью политических сил, сложившейся в XIX веке в Британии и распространившейся на большую часть мира. Речь идет о монархо-националистических, демократических и марксистских партийных блоках, которые в идеологическом ключе рассматриваются как консервативные, либеральные и социалистические формы.

Эту концептуальную триаду можно изобразить в виде треугольника:

Рассмотрим углы метафорической фигуры в общих чертах.

Позиция консерваторов характеризуется приверженностью к традиционным ценностям, воплощенных в религиозных учениях, народных обычаях и менталитетных мифологемах. И, главное, консерватизм стремится по возможности подавлять любые изменения общества – они рассматриваются как неизбежный деградационный процесс.

Либералы эти самые изменения оптимистически принимают за естественную эволюцию. На их щит подняты идеи широкой демократизации государства и эмансипации индивида от любых форм коллективности. Развитие человечества здесь мыслится длительным пошаговым движением, не терпящим искусственных прыжков. Поэтому принята практика сдерживания радикальных решений, причем, провозглашаемое демократическое равенство в правах и возможностях не распространяется на финансовые элитарные сферы.

И напротив, социалисты предпочитают медленной эволюции – революционные прорывы. Прогресс провозглашается заложенным в сущностную природу человека. Мы призваны активно и ускоренно изменять действительность под свои растущие нужды, чтобы успевать отвечать на возникающие проблемы. Немедленное социальное равенство всех во всем, а затем мобилизация освобожденных масс на решение глобальных вызовов – необходимые условия для выживания нашего вида.

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[1]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Неолиберализм (англ. neoliberalism) — направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х — 1990-е. Неолиберализм, в отличие от классического либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, но оставляет его функцию лишь для установления принципов конкуренции и законов свободного рынка, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

Неосоциализм (фр. Néo-socialisme, англ. Neosocialism) — идеология, социальная доктрина и политическое течение западноевропейских правых социалистов 1930-х годов. Впервые системно сформулирован Анри де Маном (Бельгия), наиболее полное выражение получил у Марселя Деа (Франция). Эволюционировал в направлении фашизма. Впоследствии многие неосоциалистические установки были приняты мировой социал-демократией и другими политическими силами, как правило, без ссылок на первоисточники.

Политический спектр — способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты. Основоположником методики моделирования политических процессов считается Л. Ф. Ричардсон, выпустивший в 1919 г. соответствующую работу. В 1928 г. это направление получило развитие после выхода в свет исследования С. А. Райса «Количественные методы в политической науке». Математическое моделирование в политологии развивалось и в 1950—1960 гг. (Бихевиоризм). Самый широко используемый спектр включает в себя «правое крыло» и «левое крыло», данные понятия исходно относились к расположению мест во Французском парламенте 18 века.

На простейшей классической оси «право — лево» коммунизм, анархизм и экологизм обычно располагают на краю слева, социализм (социал-демократия) — слева от центра, либерализм — в центре, консерватизм — справа от центра, а национализм и фашизм — на крайнем правом фланге. Однако, исследователи часто высказываются о том, что простая ось «лево — право» не успешна в описании существующих различий в политических убеждениях, и поэтому, часто используются иные оси. Игнорируя различия в названиях противоположных полюсов осей в исследованиях, чаще всего можно наблюдать двухосную модель, в которой одна ось представляет культурные аспекты, а другая — политические. Каждая из осей имеет два полюса: индивидуализм и коллективизм. В то время как левых относят к индивидуалистам по общественным и культурным вопросам, и к коллективистам по отношению к экономическим вопросам, правые коллективисты в вопросах культуры и общественной жизни и индивидуалисты в вопросах экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...