Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиограмма педагога профессионального образования.




1. Общие сведения о профессиограмме: педагог профессионального образования может работать в профессиональных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитательное и профессиональное обучение обучаемых, передавая их знания и социальный опыт.

2. Обязанности педагога профессионального образования:

- осуществлять политехническую, общетрудовую профессиональную подготовку учащихся;

- формировать у учащихся способность к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию;

- обеспечивать профессиональную ориентированность учащихся;

- воспитывать у учащихся личную ответственность за результаты своего и общего труда.

3. Работа, выполняемая педагогом профессионального образования:

- преподавание учебных предметов в образовательном учреждении, соответствующих его специальности;

- разработка содержательных и методических основ преподаваемых предметов;

- анализ учебно-программной документации по учебному предмету;

4. Требования профессии к личности педагога профессионального образования:

Предметом труда инженера- педагога являются люди (“человек-человек”), группы, коллективы, поэтому личности инженера-педагога присущи:

- высокие моральные качества, целеустремленность;

- высокое профессиональное мастерство- любовь к своей профессии;

- профессионально- педагогическая направленность включающая интерес и любовь к детям;

- технические способности стремление работать с инструментами;

- познавательная направленность и способность к самосовершенствованию; интеллектуальная активность, чувство нового;

- высокая подвижность нервных процессов (быстрое переключение с одного вида работы на другой);

- психическая устойчивость; адаптивность, эмоциональная стабильность;

- адекватная самооценка, способность к эмпатии, искренность, общительность, эмоциональность и пластичность поведения.

 

 

5. Требования к знаниям педагога профессионального образования:

1) знает:

- виды конструкторской документации;

- основные сведения о технологическом оборудовании;

- основы электротехники;

- основные свойства металлов;

- основы маркетинга и менеджмента;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности;

- меры по поддержанию чистоты экологической среды;

- основы трудового законодательства;

2) владеет:

- системой знаний о сфере образования;

- о человеке как субъекте образовательного процесса;

- о закономерностях психического развития;

- о законах общения и способах управления индивидом и группой.

 

6. Требуемые умения и навыки:

1. Перцептивные (“перцепция”- с лат. восприятие отражение действительности органами чувств) - умения адекватного восприятия и понимания психологии ребенка (ученика);

2. Дидактические - способность планировать учебный процесс;

3. Конструктивные - способность проектирования и формирования личности воспитанника.

4. Коммуникативные - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями коллегами; доброжелательность;

5. Организаторские - иметь способности к организации индивидуальной и групповой деятельности;

6. Экспрессивные (функциональные - с лат. выражение, выразительность)- способность к внешнему выражению мыслей, знаний, убеждений посредством речи, мимики, пантомимики;

7. Академические - способность к познавательной деятельности, к научной деятельности;

8. Технико-технологические:

- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;

- владеет навыками одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки;

-владеет навыками конструирования деталей, узлов и механизмов, проекционного черчения, использования вычислительной техники.

Противопоказания к профессии:

равнодушное отношение к детям, безнравственность, лживость, эгоистичность, безответственность, неумение сдерживать раздражение, отсутствие собранности, инициативы, находчивости, наличие некоторых признаков психических заболеваний, дефекты речи, хронические заболевания органов зрения и слуха.

 

 

Тема: Культура и техника труда студента в вузе.

Студент как субъект учебной деятельности.

 

Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятыми, как предполагается, усердным учебным трудом.

Как социальная группа оно характеризуется:

- профессиональной направленностью;

- сформированностью отношения к будущей профессии.

Заслуга постановки проблемы студенчества принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева. В исследованиях Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, (В.А. Сластенина – педаг.) накоплен большой материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (декватно – неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе.

Чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.

Студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта. Учебные задания вуза всегда одновременно направлены на:

- понимание,

- осмысление,

- запоминание,

- структурирование в памяти усваиваемого материала,

- сохранение,

- актуализация усваиваемого материала.

Такая постановка вопроса находит отражение в учебниках и учебном процессе вуза.

Учебная деятельность определяется мотивами. Существуют два типа мотивов:

- мотивация достижения,

- познавательная мотивация.

Основа учебно – познавательной деятельности: познавательная мотивация (соответствует самой природе мыслительной деятельности человека).

Во время обучения в вузе формируется основа профессиональной деятельности.

Средства профессиональной деятельности: усвоенные в обучении знания, умения, навыки.

Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.

Существенным показателем студента является его умение выполнять все виды и формы учебной деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют:

- слушать и записывать лекции;

- конспектировать литературу;

- не умеют выступать перед аудиторией;

- вести спор;

- давать аналитическую оценку проблем.

 

37,5 % студентов – стремятся хорошо учиться,

53,6 % студентов – не всегда стараются,

8 % студентов – не стремится хорошо учиться (но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2 % случается, что учеба не идет хорошо).

Основная психолого-педагогическая задача в процессе обучения в вузе – формирование студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает наличие умений:

- планировать и

- организовывать свою деятельность.

Лекции НОТ студента

Основа - педагогическая система немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841)

Философские воззрения Гербарта - идеалист – метафизик: мир состоит из множества вечных сущностей – реалов, которые недоступны познанию человека; сущность бытия – неизменна; отрицательное отношение к идеям французско й революции; путь к идеальному обществу лежит через воспитание, основанное на общих (внеклассовых) нравственных идеях; «правильно воспитанный человек не будет вступать с окружающими в конфликт»; разрабатывал идею широкого общего образования, идею воспитывающего обучения.

Душапростая и неразрушимая реальность; - сложное целое, состоящее из:

- ощущений,

- чувств,

- идей,

- желаний, все это может зародиться в душе лишь под влиянием воздействия со стороны других реальностей.

 

Неразрушимая реальность – душа входит в соприкосновение с другими реальностями, которые стараются проникнуть в ее существо и ослабить его. Душа сопротивляется таким вторжениям. Эти сопротивления мы и испытываем как ощущения, идеи, чувства и стремления.

Сопротивления души – состояния сознания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...