Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительные упражнения.




Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упраж­нений.

Упражнение. Произнесение звука, ими­тирующего звук т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты.

Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, ими­тирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упи­рается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голос не вклю­чать. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.

Примечание. Кончик языка упи­рается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упраж­нения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближен­ных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, пе­реходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, по­лезно упражнение «цоканье» (раздел «По­становка звука р»).

Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна на­тянутая «уздечка». Глубоко вдохнув, силь­ным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.

Воздух выходит посредине языка, когда кон­чик языка резко отскакивает от альвеол.

Расстояние между зубами в упражне­нии равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без исполь­зования пальцев. Зубы в упражнении сбли­жены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произне­сение (чтение) слогов и слов с использова­нием пальцев. При чтении слов пальцы ис­пользуются только для произнесения слогов со звуком ч.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ач, оч, уч, ыч, яч, ёч, юч, ич, еч.

ач — оч — уч ыч — яч — ёч

юч — ич — еч ач — еч — яч

оч — уч — юч уч — ёч — ич

ыч — еч — ач еч — юч — оч

ич — уч — ёч ич — яч — уч

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: мяч, коч-ка, при-выч-ка.

ач

Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.

оч

Дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.

Уч, ыч

Луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычки.

Яч, юч

Мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, ко­лючки.

Ич, еч

Дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колеч­ко, уздечка, навечно.

2. Без ударения на слоге.

Образец: быч-ки, яч-менъ, но-вич-ки.

Ач, уч

Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жуч­ки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.

Ыч, ич, яч

Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николае­вич, Сергеевич, ячмень.

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Затопили печку. Потеряли ключ. У де-во-чки калач.

Ванечка на речке. Верочка ловит бабочку. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. Снесла курочка яичко. Ниночка — опрят­ная девочка. В окошечко залетела бабочка. Белочка прыг на ёлочку. Ела Таня булочку, запивала молочком. Ветер, ветер, тымогуч, ты гоняешь стаи туч. Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз. Испугалась Олечка и сидит тихонечко. Куда ни глянешь — одуванчики, как маленькие лампочки. Миновало лето, солнце из-за туч с ласковымприветом не бросает луч. Сосны-невелички, а на соснахптички. У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки. Лесная земляничка росточком невеличка.

Загадка

Рыльца — пятачками, хвостики — крючками. (Поросята.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

(Удочка.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Облачковое молочко

Было жарко. Трава и цветы пожелтели.

— Хотите молочка? — спросил их лягушонок.

— Хотим, — сказали цветочки и травка. — Но нам нужно не простое, а облачковое молочко.

Взял лягушонок ведёрко и пошёл за молочком.

— Я дам тебе молочка, — сказала корова.

— Не нужно мне твоего молочка, — ответил лягушонок и ушёл.

На полянке он увидел козочку. Козочка сказала:

— Хочешь, я дам тебе молочка?

— Нет, — квакнул лягушонок и пошёл дальше.

Он увидел облачко и попросил у него молочка. Облачко дало молочка. Вернулся лягушонок и говорит:

— А я облачковое молочко принёс!

Улыбнулась мама.

— Какое же это молочко? Это просто водичка. Кто её пить будет?

— Как кто? Цветочки и травка.

И лягушонок напоил их облачковым молочком.

(По Г. Цыферову.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ча, чо, чу, чи, чё, че.

ча — чо — чу чи — чё — чу

чо — чу — ча чё — чи — чу

чу — чи — че ча — чё — чи

чи — чо — чу чо — чу — чё

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: чай, кри-чу, пе-чён-ка.

ча

Чай, чан, чайник, чайка, чашка, кочан, причал, кричал, качал, бахча, начал, мочалка, каланча.

Чо, чё

Бачок, бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бечёвка, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, про­чёл, пчёлка, копчёный.

чу

Чуб, чудо, хочу, кричу, уплачу, драчун, каучук, коль­чуга, дочурка, молчу, кричу.

чи

Чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, кричи, личинка, овчинка, волчица, горчица.

че

Чей, ручей, мячей, грачей, горячей, зачем, качели, ле­ченье, печенье, вечерний, черви.

2. Без ударения на слоге.

Образец: ку-ча, колю-чий.

Ча, чу

Дача, куча, удача, добыча, задача, передача, чудак, чулок, чугун, чулан, чурбан, мальчуган, плачу, кончу, жемчуг.

чи

Зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, горючий, пахучий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вылечил, лётчик, кончик, пончик, волчий, заячий, огурчик, голубчик.

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Мальчик с пальчик. Из чулана вылез кот. На чемодане чехол.

Ученики учили урок. Нику лечили врачи. У девочек мячи. У мальчугана черепаха. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи. Мальчики у печи жуют калачи. Ежик очень колючий. Грачи таскают личинки и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчики качались на качелях. Он кричал что есть мочи. Воробей чирикал: чик-чирик! В траве замол­чал кузнечик. Ученик прочёл рассказ по учебнику.


Загадка

Чёрный, проворный, кричит: «Крак!», червякам враг. (Грач.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) тексты.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Кто чей?

— Чей ты, чей, лесной ручей?

— Ничей.

— Но откуда ж ты, ручей?

— Из ключей.

— Ну, а чьи же те ключи?

— Ничьи.

— Чья берёзка у ручья?

— Ничья.

Про бычка

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

— В рот не суй, что

попадётся!

Если мальчик про такого

любит труд, пишут тут:

тычет он

в книжку хороший

пальчик, мальчик.

(В. Маяковский.)

Чижик

Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Маль­чик кормит и поит чижика. Только не поёт чижик. По­чему он не поёт, мальчик не знает.

— Чижик хочет на волю, — сказала мама мальчику. От­крыл мальчик клетку. Вылетел чижик. Сел на дерево чижик и запел.


Весёлые чижи

Жили в квартире Чиж на посылках,

Сорок четыре, Чиж-трубочист.

Сорок четыре весёлых чижа: Печку топили,

Чиж-судомойка, Кашу варили,

Чиж-поломойка, Сорок четыре весёлых чижа:

Чиж-огородник, Чиж с поварёшкой,

Чиж-водовоз. Чиж с кочерёжкой,

Чиж за кухарку, Чиж с коромыслом,

Чиж за хозяйку, Чиж с решетом.

(С. Маршак, Д. Хармс.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Волчонок

Жили мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек.

Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он поло­жил мешок с волчонком на пол.

Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А на­встречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка, лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек поса­дил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно.

Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.

(По Е. Чарушину.)


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА Ч В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: В пе-чке чугунный котёл. Котёночек пьёт моло-чко.

Олечку вылечил врач. Леночка играет с мячом. Девочка выучила урок. Мальчики бегут на речку. У мальчика корич­невые башмачки. Жучка зарычала в будочке. Телёнок пьёт водичку. Грач нашёл червячка. Мальчик купил в булочной калач и печенье. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.

 

Упражнение. Произносить (читать) текст.

Бычок в клевере

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок,

Как барабан,

Его живот.

Он клевер целый день жуёт.

И вдруг

Несётся во весь дух

К бычку рассерженный

пастух.

Бочком из клевера бычок,

Бочком бычок —

И наутёк!

(Я. Райнис.)


Почка

Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться — на веточке почки. Ничем не примечательны почки. Чуть видны. Очень внимательно надо глядеть, чтобы их увидеть. Весной почку не узнать. Любая ветка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как будто была на замочке. Глядь — уже лопнула и выпустила листочки.

 

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Новый голосок

Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко шевели­лось, словно хотело выскочить из гнезда. Это яичко стало хрустеть, и на одном кончике появилась дырочка. В дыроч­ку, как в форточку, выглянул птичий нос. Незнакомый мир ворвался в яичко, где был птенчик. И чайчонок оробел. Но солнечные лучи были ласковы, а ветер чуть качал травку. Чайчонок упёрся, и яичко распалось. Очень напугался чай­чонок и закричал: «Мама!»

Так в мире одной чайкой стало больше. Зазвучал новый голосок. Был он робок и тих. Но он звучал, и мать-чайка его слышала. Чайчонок встал и шагнул. Крылья матери-чайки накрыли его, как руки.

(По Н. Сладкову.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч—С И Ч— С’

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ча — са чу — су чо — со чи — сы че — се

ча — ся чу — сю чо — сё чи — си се — че

са — ча су — чу со — чо сы — чи

ся — ча сю — чу те — чо си — чи

ач — ась оч — ось уч — усь яч — ясь

юч — юсь ич — ись еч — есь ясь — яч

юсь — юч ись — ич есь — еч

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ча — са, ча — ся

чайка — сайка качал — писал причал — присядь

чашка — Сашка стучал — кусал

овчарня — псарня кричал — плясал

Чо — со, чё — сё (со)

бачок — басок курчонок — гусёнок печёнка — сосёнка

пучок — кусок чёрный — сорный копчёный — поросёнок

Чу—су

вылечу — вынесу хочу — несу чудак — судак

точу — косу лачуга — посуда

Чи — си, че — се

перчик — персик обучил — укусил чей — посей

личинка — осинка волчица — лисица качели — сели

точил — косил очень — осень кочерга — серьга


Ач — ас, оч — ось (ос)

плач — квас собачка — колбаска кочки — доски

качка — каска ночка — Моська ночка — носки

Юч — юсь, яч — ясь, ич — ис, еч — ес

колюч — колюсь горяч — борясь печка — леска

линюч — ленюсь косички — сосиски речник — лесник

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ч и с.

Учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скач­ки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Это не бечёвка, а тесёмка. Соня очень любит осень. Пойдём на качели-карусели. Нача­лась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички — торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хны­чет два часа. Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невесёлый, — искусали злые пчёлы. Напал на нас мороз трескучий, кусачий-прекусачий, колючий-преколючий. Зайчишка-трусишка спрятался у пе­нёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

В чисто убранной светличке

Дремлют сёстры-невелички.

Эти сестры весь денёк

Добывают огонёк.

(Коробок спичек.)

Кулики

— Кто там бродит у реки? Оттого что, не спросясь,

— Это наши кулички. Сунул клювик прямо

— А чего они хотят? в грязь.

— Накормить своих ребят. — Ну, а дочка?

— Где ребята? — Ну, а дочка

— На песочке. Ходит только по песочку.

— Сколько их? Дочка длинноносенькая,

— Сынок и дочка. Дочка длиннохвостенькая.

У сынка на горлышке Ходит дочка не спеша.

Все промокли перышки, Очень дочка хороша.

(Н. Дилакторская.)


Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Лодочки

Из ореховых скорлупок

Вышло десять лёгких шлюпок...

Спичка с красным лоскутком —

Мачта посерёдочке.

И поплыли ручейком

Лодочки-лебёдочки.

Ручейки звенят-поют,

То и знай встречаются.

Наши лодочки плывут,

На волнах качаются.

(Е. Благинина.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Часы спешат

Разбудила мама Соню.

— Вставай, доченька, собирайся в школу.

Пока Соня собиралась, мама вскипятила чайник. Поста­вила на стол чашки, вазочку с печеньем, нарезала калач. Налила в чашки горячий чай.

— Садись, дочка, пей чай. Соня пьёт чай. Мама тоже пьёт. Мама смотрит на часы и говорит:

— Соня, кончай пить чай. Пора идти.

— Мама, часы спешат.

— Нет, часы не спешат. Это ты пьёшь чай медленно.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч—Т И Ч—Т

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ча — та чо — то чи — ты

ча — тя чо — те чи — ти

та — ча — тя то — чо — те ту — чу — тю

ты— чи — ти те — че — те уч — уть

ач — ать оч — оть еч — еть

яч — ять ич — ить уть — уч

ать — ач оть — оч еть — еч

ять — яч ить — ич че — те

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ч и т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галча­та, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чуба­тый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штуч­ка, веточка, ниточка, форточка.

 

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ч и т’.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, сте­речь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ча — тя

чашка — тяжкий качать — катят внучата — утята

чайка — лентяйка ворчат — вертят крольчата — котята

чавкать — тявкать мычат — мостят круча — крутят

Чо — те, чё — тё

бачок — потёк чёлка — тёлка ночёвка — путёвка

бочонок — утёнок прочёл — котёл бечёвка — потёмки

зайчонок — котёнок чёрный — тёмный мочёный — метёный

чёткий — тётка печёный — плетёный

чёсаный — тёсаный

Чу — тю, чи — ти

чук — тюк чижик — тише мычит — летит

каучук — утюг плечи — плети точить — катить

чулан — тюльпан зайчик — зонтик овчина — паутина

Че — те

зачем — затем чернеть —терпеть

качели — хотели чернота — теснота

леченье — плетень черенок — теремок

черно — темно черноголовый — темноголовый

вечер — ветер черноволосый — темноволосый

ачать

калач — желать трубач — срубать кумач — поймать

врач — брать вскачь — искать поплачь — послать

оч (очь)оть, учуть, яч (ячь)ять

толочь — полоть тянуч — тянуть мяч — мять

луч — муть могуч — погнуть впрячь — пять

ич(ичь) — ить, еч(ечь)еть

дичь — водить печка — Петька беречь — белеть

меч — иметь речь — смотреть натечь — надеть

печь — петь речка — редька напечь — запеть


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котё­нок. Тёмный чулан. Чугунный котел. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не кале­чит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек — четыре штучки.

 

Загадки

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

По дороге, по пути весело качу. А с конца меня проч­ти — нож я наточу.

(Колесооселок.)


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадки

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик.

(Перчатка.)

Из железа тучка,

А у тучки — ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка.)

Барсучиха-бабушка А внучата не наелись,

Испекла оладушков, С рёвом блюдцами стучат.

Угостила двух внучат — Ну-ка, сколько барсучат

Двух драчливых барсучат. Ждут добавки

И молчат?

(Т. Белозёров.)

Много в классе школьников — На груди у школьников,

Ленинских внучат. У нас, у октябрят.

В школе октябрятские Этих ясных звёздочек

Песенки звучат. Больше с каждым днём.

Где пятиконечные Хорошо мы учимся,

Звёздочки горят? Смелыми растём.

(3. Александрова.)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворения.

Кто чего хочет

Хочет твой бумажный змей Хочет поле, хочет сад

Взвиться в небо к тучам. Солнечной погоды.

Хочет жёлудь стать скорей Мирно, дружно жить хотят

Деревом могучим. На земле народы.

(С. Погореловский.)

Наша Таня

Наша Таня громко плачет, — Тише, Танечка, не плачь,

Уронила в речку мячик. Не утонет в речке мяч!

(А. Барто.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конеч­но, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном наме­чалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужи­ного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая — наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточ­ку за ниточкой, клеточку за клеточкой — всю паутину ра­зорвала и улетела.

Дёргается паутина — паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок — ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская.)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...