Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ряд методов, приведенных выше, дети могут осуществить самостоятельно и при этом индивидуально, а некоторые из них — в групповой деятельности.




 

Если более подробно рассмотреть пути развития познавательных стратегий, то можно использовать следующие:

· составление памятки/инструкции для воспроизведения шагов стратегии;

· разработка системы упражнений по развитию каждого шага стратегии (технология самообучения);

· демонстрация учителем шагов стратегии с комментариями к каждому шагу выполнения;

· прохождение шагов стратегии под руководством учителя с комментариями по ходу и последующим анализом процесса и результата;

· создание дидактической сказки с инкорпорированной нормативной познавательной стратегией в тексте;

· тренинг развития познавательных стратегий;

· проектирование образовательной технологии (урока, занятия, модуля, цикла уроков и занятий) — междисциплинарной или предметной;

· организация надпредметного курса «Учись учиться».

В данной части работы приводятся разработанные листы анализа стратегий, специальный вопросник, язык графической записи стратегий (для психологов и педагогов).

В третьей главе «Анализ результатов эмпирического исследования познавательных стратегий школьников» рассматриваются содержание и результаты констатирующего и ряда формирующих психолого-педагогических экспериментов.

В констатирующем эксперименте принимали участие 67 учителей, семь психологов, 46 классов (с 1-ого по 11-й класс) — 1191 школьник. А также в качестве экспертов дополнительно были задействованы 27 человек.

В течение пяти лет при поддержке учителей-экспериментаторов учениками самостоятельно было выявлено более 9200 индивидуальных познавательных стратегий (общеучебных и специальных) школьников (со 2-го по 11-й класс). При этом в процессе индивидуальных структурированных интервью на основе специального вопросника было выявлено более 1200 познавательных стратегий (общеучебных и специальных).

Уже на первом этапе эксперимента стало очевидным: целенаправленное выявление и развитие познавательных стратегий не может проходить без одновременного развития рефлексивной деятельности, они взаимосвязаны и взаимно обуславливают развитие друг друга. Это принципиально важно, прежде всего, для развития рефлексии, которая воспринималась нами средством выявления познавательных стратегий. Таким образом, эксперимент является констатирующим только в отношении выявления, анализа и последующего развития познавательных стратегий, а с точки зрения развития рефлексии — формирующим.

Также отмечается, что лист анализа познавательной стратегии является инструментом развития репродуктивной рефлексии, так как формирует у школьника отстранённую позицию от собственной познавательной деятельности и анализ её процесса и результатов, таким образом, непроизвольно формируя осведомлённость учеников о различных интеллектуальных актах и предметных действиях. Специальный вопросник для анализа познавательной стратегии является инструментом развития продуктивной рефлексии, так как побуждает к самостоятельному обращению мышления на собственный опыт, без какой-либо опоры на предварительный опыт и знания.

В работе приводится развернутое описание познавательных стратегий различных уровней, которые почти не представлены в научной психологической литературе (в том числе по педагогической и когнитивной психологии). Их формализация, с нашей точки зрения, представляет собой особый интерес, являясь одним из важнейших, качественных результатов констатирующего эксперимента.

В качестве примера индивидуальных общеучебных познавательных стратегий приведем пример познавательной стратегии освоения теоретических знаний (на примере освоения правила). Данная стратегия, являясь общеучебной, также относится к познавательным стратегиям самообучения. Приведем одну из успешных стратегий.

· Из слов учителя понял, что будет что-то необычное, захотелось все выполнить быстрее других.

· Открыл учебник, нашел там правило.

· Вдумался в название, чтобы понять, о чем правило. Также вспомнились слова учителя, и я сразу понял, что оно для наречий на и .

· Начал читать текст, представляя, как я буду использовать его в сочинении.

· Увидел, что у правила две части: «слитно» и «раздельно».

· Также заметил, что каждая часть делится на подгруппы.

· Убедился, что могу отличить наречие от других частей речи, задав вопрос «как?».

· Внимательно разобрал примеры, соотнося их с текстом обоих частей.

· Перечитал текст три раза, каждый раз подбирая свои собственные примеры использования.

· Взял чистый лист бумаги и написал много вариантов наречий на -о, -е, в которых можно использовать правило.

· Попробовал применить правило, глядя в учебник.

· Выписал отдельно такие слова, как далеко не, вовсе не, совсем не и т.д.

· Повторил их «про себя» несколько раз.

· Поискал упражнения в учебнике, где нужно использовать правило.

· Нашел еще много вариантов слов.

· Затруднений не было, понял, что все понимаю.

· Закрыл учебник и «своими словами» пересказал текст.

· Проверил правильность пересказа — все оказалось верно.

· Смог выполнить все упражнения без ошибок.

· После того как получил хорошую отметку за диктант, понял, что правило больше повторять не нужно.

 

В качестве примера индивидуальных специальных познавательных стратегий приведем познавательную стратегию пересказа иностранного (английского) текста одного из учеников.

· Прочитал название рассказа.

· Прочитал весь рассказ.

· Перевёл весь рассказ на русский язык.

· Посмотрел незнакомые слова в словаре.

· Решил, какая мысль в рассказе главная (о чём рассказ).

· Подчеркнул предложения, которые мне бы хотелось рассказать.

· Подумал, какими словами можно заменить те слова, которые мне кажутся трудными.

· Пересказал «про себя».

· Пересказал вслух.

· Подумал, какие предложения можно объединить.

· Посмотрел слова, которые я не помню, в словаре.

· Составил план пересказа.

· Разделил текст на несколько частей по смыслу.

· Озаглавил каждую часть рассказа.

· Подчеркнул главные предложения в каждой части рассказа.

· Проверил себя по тексту, правильно ли я пересказал.

· Нет, не всё правильно. Надо подучить те предложения, где я ошибся.

· Нет, не всё правильно. Надо ещё раз прочитать.

· Да, всё правильно. Я готов получить «пять».

 

Все педагоги в своих отчётах совместно с группой экспертов отметили, что в рамках каждой выявленной стратегии не получено ни одной полностью сходной стратегии.

Отдельно исследовались возможности детей в выявлении познавательных стратегий (на примере выявления и анализа индивидуальных общеучебных познавательных стратегий чтения учебного текста).

Но при выделении «средней выборки», которая отражает результаты, характерные для большей части детей в классе («средняя выборка» — не менее 60%), отчетливо проявилась закономерность.

Полученную нами закономерность для средней выборки учеников (от 60% в первом классе до 90% в 11-ом классе) отражает следующая таблица (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...