Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.




• Приветствие

• Выбор формы обращения (ты, вы, имя, имя-отчество).

• Основные правила проведения тре­нинга (тренер знакомит родителей с правилами: активность, постоянство участия в работе, закрытость группы, откровенность, правило «стоп» (если человек не хочет при­нимать участие в данный момент).

• Знакомство. Упражнение «Продол­жи предложение»:

Меня зовут…

Больше всего мне нравится…

Мне бы хотелось…

• Написание бейджа с именем (ро­дители пишут свои имена на бейджах и прикрепляют их к одежде).

• Игра «Традиции» (цель игры — сформировать оптимистическое на­строение у всех участников группы, создать доверительную атмосферу).

Инструкция: «В нашем городе есть традиция: все жители города в пол­день собираются на старой площа­ди и гуляют там. Если жители слы­шат один хлопок в ладоши, то здо­роваются друг с другом за руку и говорят свое имя, два хлопка — обнимают друг друга за плечи и прогуливаются вместе. Если зве­нит колокольчик, — кивают друг дру­гу и говорят приветственные сло­ва». Игра проводится под спокой­ную музыку.

 

1. Мини-лекция «Что такое аг­рессивность?» Агрессия — это действие, агрес­сивность — готовность к совершению таких действий. Агрессия, как прави­ло, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различ­ных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокация могут в от­вет вызвать физические действия (на­падение, насилие и т. д.).

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии — «доброкачествен­ная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и но­сит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокаче­ственная» агрессия представляет со­бой жесткость и деструктивность и бы­вает спонтанной и связанной со струк­турой личности.

Виды агрессии (по А. Бассу и А. Дарки), которые мож­но наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с раннего детства:

- Физическая агрессия (физические действия против кого-либо)

- Косвенная агрессия

- Раздражение (вспыльчивость, грубость)

- Негативизм (оппозиционная манера поведения)

- Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.)

- Направленная (сплетни, злобные шутки)

- Ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.)

Существует непосредственная связь между проявлениями детской аг­рессии и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в при­сутствии родителей, но это не гаран­тирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка так­же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети час­то используют агрессию и непослуша­ние, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на кап­ризы и вспышки гнева, с помощью ко­торых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

2. Упражнение «Портрет агрес­сивного ребенка». Группа делится на 2—3 подгруппы. Каждой выдается кар­точка (см. При­ложение 11). Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивному ре­бенку, после чего проводится общее обсуждение.

Родители заполняют анкеты «При­знаки агрессивности», «Критерии выяв­ления агрессивного ребенка» (см. При­ложение 12).

 

3. Мини-лекция «Как помочь аг­рессивному ребенку?»

Коррекционную работу можно проводить в четырех направлениях:

I. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

II. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

III. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

IV. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

 

Содержание работы по данным направлениям:

I. Следует помнить, что существует четыре основных способа выражения гнева:

1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмо­циям.

2. Выразить гнев в косвенной фор­ме, вымещая его на человеке или пред­мете, который представляется разгне­ванному неопасным. Человеку необходимо выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернет­ся» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева по­лучило название переноса.

3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чув­ства будут способствовать возникнове­нию стресса

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используется два приема:

• учить детей прямо заявлять о сво­их чувствах;

• выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

II. Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, осо­бенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей полезны любые релаксационные упраж­нения. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал ра­ботать, необходима многодневная тре­нировка.

III. Агрессивные дети иногда прояв­ляют агрессию лишь потому, что не зна­ют других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Это можно сделать с помощью ролевой игры.

IV. Эмпатия — это способность со­переживать другим людям. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во вре­мя совместного чтения взрослого и ре­бенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно со­чинять с ребенком сказки, истории. В процессе чтения желательно, чтобы родители беседовали с детьми о чув­ствах и эмоциях, которые будят в них те или иные действия героев.

 

Как контролировать агрессию?

В арсенале взрослого есть следу­ющие основные способы контроля по­ведения ребенка — позитивные, нега­тивные и нейтральные.

• Позитивные способы просьбы, мягкое физическое манипулиро­вание.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны­ми при взаимодействии с ним. Напри­мер, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхнос­ти. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующе­го его объекта, а потом объяснят, поче­му они так сделали. Это и будет приме­ром мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Негативные способы наказания, приказы. Приказы и наказания могут вызы­вать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэто­му наказывать следует только в край­нем случае. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ре­бенок не всегда посмеет противосто­ять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может на­чать действовать исподтишка, специ­ально делать что-то «назло», напри­мер, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в гос­ти, в театр, и т. д.

Нейтральные способы модифи­кация поведения.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за пло­хое — наказание или лишение привиле­гий. Однако этот метод не стоит исполь­зовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?».

Шесть рецептов избавления от гнева

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

2. Следите за собой, особенно в те ми­нуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

5. Старайтесь предвидеть и предотвра­тить возможные неприятности, которые мо­гут вызвать ваш гнев.

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подго­товить ребенка к предстоящим событиям.

Пути выполнения

Проводите вместе как можно больше времени. Слушайте своего ре­бенка. Делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, по­старайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое вни­мание каждому из них в отдельности. Рассказывайте ему о своем дет­стве, детских поступках, победах и неудачах.

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раз­дражения.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или: «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

Примите теплую ванну, душ. Позвоните друзьям. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Выпейте чаю. Послушайте любимую музыку.

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте пред­чувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допус­кайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.

Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, про­думайте, как накормить его во время длительной поездки, и т. д.

4. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе». Упражнение прово­дится в два этапа. Каждый из участ­ников получает карточку с любой ско­роговоркой. Имитируя ситуацию раз­дражения, участники ходят по комнате и бормочут себе под нос скороговор­ку. На втором этапе участники ходят по комнате, останавливаются друг перед другом и трижды сердито выкрикивают текст своей скороговорки. Во время

обсуждения участники отвечают на во­прос тренера: «Что вы чувствовали пос­ле проведения первого и второго эта­пов игры?»

5. Игра «Обзывалки». Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необид­ными словами начиная со слов: «А ты…» Это могут быть названия деревьев, фруктов, цветов… В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное.

6. Упражнение «Работа с гне­вом». Группа делится на 2—3 подгруп­пы, каждой из которых выдается список выражения гнева (см. Приложение 5). Подгруппы в результате обсуждения вы­бирают наиболее приемлемые спосо­бы общения с детьми. В процессе об­щего обсуждения список дополняется и уточняется.

7. Обратная связь. Каждый участ­ник, по кругу передавая мяч, отвечает на вопросы: Чем полезна для вас дан­ная встреча? Какие конфетные приемы вы будете использовать?

8. Упражнение «Пожелания». Уча­стники стоят по кругу и, передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю себе…», «Я же­лаю тебе…».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...