Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)




Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

Экспериментальный материал

14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. (Приложение №6)

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Проведение исследования

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола:

Имя: Николай. Возраст: 6 лет. Дата: 10.11.96 г.

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми Ему надоело играть +  
2. Ребенок и мать с младенцем Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой +  
3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо   +
4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться +  
5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети +  
6. Укладывание спать в одиночестве Я всегда беру спать игрушку   +
7. Умывание Потому что он умывается +  
8. Выговор Мама хочет уйти от него   +
9. Игнорирование Потому что тут малыш +  
10. Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку   +
11. Собирание игрушек Мама заставляет его, а он не хочет   +
12. Изоляция Они не хотят играть с ним   +
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним +  
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю пить молоко +  

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

 

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%
 

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Опросник для выявления тревожности у ребенка

(Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко)

Примечание: не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка» (см. приложение №7).

Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»

( П.Бейкер и М.Алворд)

 

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте 2-3х лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую минуту появления родителей, на это следует обратить внимание. Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П. Бейкер, М. Алворд):

 

1.Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

4.Постоянный отказ идти в детский сад.

5.Постоянный страх остаться одному.

6.Постоянный страх засыпать одному.

7.Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем то разлучается.

8.Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.

(Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит).

 

Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течении 4-х недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха, который может спровоцировать появление тревожности.

 

 

Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет

Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течении 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т.д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений (см. ниже, и приложение №3). в течении дня необходимо отметить наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками (+) или (-).

(см. приложение №8)

 

 


Коррекционная программа, осуществляемая психологом, состоит из следующих этапов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...