Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к изучению темы




Целью познания в науке и на практике является достижение достоверного, объективно истинного знания для активного воздействия на окружающий мир. Результаты научного и практического познания признаются истинными, если они прошли тщательную и всестороннюю проверку.
В простейших случаях на ступени чувственного познания проверка суждений осуществляется непосредственным обращением к фактическому положению дел. На ступени абстрактного мышления результаты процесса познания проверяют, главным образом, сопоставлением полученных результатов с другими, ранее установленными суждениями. Процедура проверки знаний в этом случае имеет опосредованный характер: истинность суждений устанавливается логическим способом – через посредство других суждений. Такая опосредованная проверка суждений называется операцией обоснования, или аргументацией. Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Выдержавшие логическую проверку суждения выполняют функцию убеждения и принимаются лицом, которому адресована выраженная в них информация. Убеждающее воздействие суждений в коммуникативном процессе зависит не только от логического фактора – правильно построенного обоснования. Важная роль в аргументации принадлежит и внелогическим факторам – лингвистическому, риторическому, психологическому и др.

Необходимо обратить особое внимание на то, что понятие "аргументация" является более широким (родовым), чем понятие "доказательство".

Термин " доказательство " употребляется в нескольких значениях:

1) под доказательством понимают факты, с помощью которых обосновывается истинность или ложность того или иного суждения;

2) "доказательство" означает источник сведений о фактах (летописи, документы, рассказы свидетелей и т. д.);

3) доказательство – это процесс мышления (в логике данный термин употребляется именно в этом значении).

В случаях, когда исходный материал установлен с достоверностью и достаточен для применения в процессе обоснования демонстративных рассуждений, аргументативный процесс обеспечивает получение достоверного, объективно истинного знания. Такого рода аргументация приобретает характер строгого рассуждения и именуется доказательством.

Студенту следует осознать, что доказательство – это логическая основа аргументации, устанавливающая истинность суждения на основе других истинных суждений. Структура доказательства полностью входит в структуру аргументации, но не исчерпывает ее полностью. Это связано с тем, что знание воспринимается не только разумом, но и чувствами человека. Однако, чтобы убедить людей в правильности своих идей, важно использовать не силу авторитета, психологическое влияние или красноречие, а, прежде всего, силу логики – последовательное и строгое доказательство исходной идеи. Доказательное рассуждениехарактерная черта научного стиля мышления.

Требование доказанности предъявляется и к познанию в судопроизводстве: судебное решение по уголовному или гражданскому делу считается правосудным, если оно получило объективное и всестороннее обоснование в ходе судебного разбирательства.

Важно хорошо представлять субъекты аргументации (пропонент, оппонент, аудитория), внимательно изучить структуру доказательства (тезис, аргументы, демонстрация) и разобраться с видами доказательства. Необходимо усвоить, что доказательные рассуждения различаются по своему отношению к выдвинутому тезису: можно или подтверждать истинность тезиса, или опровергать, доказывая его ложность.

При изучении темы особое внимание необходимо обратить на правила и ошибки в аргументации.

Обсуждения дискуссионных вопросов в практических делах, как
и научные рассуждения, приводят к истинным результатам, если используются рациональные приемы мышления и соблюдаются правила аргументации и критики по отношению к тезису, аргументам, демонстрации. При их несоблюдении в рассуждении появляются логические ошибки.

Студенту следует четко определить содержание таких понятий, как «логическая ошибка», «паралогизм», «софизм», «парадокс».

Важно осознать, что теория аргументации, безусловно, опирается
на логические концепции, однако в аргументацию входят также риторический, психологический, когнитивный, этический и ценностный компоненты. Аргументирование по своей природе коммуникативно и связано с убеждением собеседника, побуждая его к диалогу, совместному обсуждению; поэтому для достижения успехов в профессиональной деятельности крайне важно овладеть искусством ведения дискуссии.

В результате изучения данной темы студент должен:

Знать логические основы теории аргументации; правила проведения дискуссий, споров с применением доказательств и опровержения; способы определения и устранения ошибок в рассуждениях; позволительные и непозволительные уловки в споре, а также меры против уловок;

Уметь рационально использовать основные правила логического доказательства и опровержения; подмечать и исправлять ошибки оппонентов, возможные при нарушении данных правил; свободно вести различные
виды диалога (дискуссию, спор, полемику, беседу, прения и др.).

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое доказательство и из каких структурных элементов оно состоит?

2. Какие виды и методы доказательства вы знаете? Почему косвенные подтверждения обычно менее надежны, чем прямые?

3. Что называется аргументацией? Чем она отличается от доказательства и как с ним связана? Что такое эристика?

4. Назовите основные условия плодотворной дискуссии. К чему приводит отсутствие или нарушение хотя бы одного из этих условий?

5. Чем отличаются лояльные приемы спора от нелояльных? Какие цели преследует человек, использующий нелояльные приемы дискуссии? Почему не следует вступать в полемику с таким оппонентом?

6. Как проявляется логическая сущность паралогизмов и софизмов? Что такое логический парадокс и какова его роль в теоретическом познании и практической деятельности?

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...