Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к изучению темы




Для успешного усвоения темы следует обратить внимание на то, что формальная логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания: факты науки, рождающиеся из потребности объяснения фактов жизни; научные проблемы, гипотезы и, наконец, теории, формулирующие законы. Между указанными формами существует глубокая внутренняя связь: каждая последующая форма включает в себя наиболее важные результаты предшествующей.

Необходимо осознать, что познание любого явления действительности начинают со сбора и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Потребность объяснения новых научных фактов создает проблемную ситуацию, позволяющую констатировать, что нам недостает некоторых знаний для ее разрешения.

Под проблемой (от греч. – преграда, трудность, задача) понимают
необходимо возникающий в процессе научного познания вопрос (задачу) или целостный комплекс вопросов (задач), решение которых представляет теоретический или практический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс от постановки проблем
к их решению, а затем к постановке новых проблем.

Студент должен знать общие свойства проблемы и хорошо представлять внутреннюю структуру проблемы.

Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе, поэтому студенту необходимо понять, в чем заключается логическая сущность гипотезы, почему в научной литературе далеко не любое предположение называют гипотезой, а также изучить виды и этапы разработки гипотезы, способы ее доказательства и опровержения, условия состоятельности гипотезы. Гипотеза в науке, как и версия в судебном исследовании, считается состоятельной только тогда, когда она удовлетворяет основным логико-методологическим требованиям.

Разработка и применение гипотезы играют большую роль в познании сложных и противоречивых явлений и процессов. В конечном счете только всесторонне проверенная и подтвержденная практикой гипотеза становится теорией.

Важно уяснить, что теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Теория представляет собой наиболее сложную, совершенную разновидность достоверного знания, в рамках которой осуществляется поиск нового знания, объяснение уже известных и предсказание новых фактов.

Студент должен понять специфику теории как особой разновидности знания, определить основные структурные компоненты теории и ее важнейшие функции.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать основные формы развития знания и их взаимосвязанность; общие свойства и внутреннюю структуру проблемы; логическую структуру гипотезы, этапы ее разработки и условия состоятельности; сущность теории как наиболее развитой формы научного знания и ее функции;

уметь практически использовать общие логические принципы построения гипотез, способы подтверждения и опровержения гипотез; выдвигать множество версий, учитывать специфические признаки, присущие версиям, и единичные признаки, которые свойственны именно данному объекту,
происшествию, событию и т. д.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой проблема как процесс развития знания? Как соотносятся понятия вопрос, проблема, проблемная ситуация? Каковы общие свойства проблемы и ее внутренняя структура?

2. В чем заключается логическая сущность гипотезы? Что составляет объективную основу гипотезы? Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений?

3. Какова логическая структура гипотезы? Как можно охарактеризовать основные виды гипотезы? Какие требования предъявляются к научной гипотезе?

4. Основные этапы разработки гипотезы и способы ее доказательства.

5. Как версия соотносится с научной гипотезой? В чем специфика процесса выдвижения и обоснования версий?

6. Каковы характерные черты теории? Назовите основные функции теории.

 

кОНТРОЛЬНая РАБОТа
И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ОФОРМЛЕНИЮ

Для успешного овладения знаниями по курсу "Логика" студенты должны понять, что изучение теоретических вопросов не является самоцелью, главное – научиться применять логические законы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждения.

Как показывает опыт преподавания, основная трудность, с которой сталкиваются студенты при изучении логики, состоит в неумении решать практические логические задачи, что существенно затрудняет и усвоение теоретического материала. И наоборот, умение решать такие задачи всегда способствует глубокому и сознательному усвоению логической теории, существенно облегчает ее запоминание.

Таким образом, сформировать навыки правильного логического мышления невозможно без решения задач. Если изучающий логику воспроизводит правила, но не может использовать их в практической работе, применительно к конкретным высказываниям, рассуждениям, то можно считать, что он их не усвоил. Поэтому после теоретического изучения каждой темы необходимо сначала ответить на контрольные вопросы, а затем решить задачи и упражнения, которые содержатся в рекомендованных учебниках
и учебных пособиях.

Изучение курса требует регулярных и систематических занятий. Невозможно, не уяснив предыдущего материала, переходить к последующему. Например, тема "Умозаключение" окажется совершенно непонятной, если не усвоен материал тем "Понятие" и "Суждение". Тему "Суждение", в свою очередь, можно понять лишь тогда, когда полностью усвоена тема "Понятие". Решение задач и упражнений избавит от механического заучивания определений, законов и правил логики.

Выполнение студентом контрольной работы является важным этапом изучения курса логики и одним из критериев оценки знаний. В пособии приведены 20 вариантов равных по объему заданий, при составлении которых были использованы материалы из области гуманитарных, экономических, правовых наук, судебной и следственной практики. Решать задачи следует по мере изучения каждой темы и в той последовательности, в какой они даны.

Номер варианта контрольной работы определяется в соответствии с первой буквой фамилии студента по следующей таблице:

А   Е, Ж   Н   Т  
Б   З, И   О   У, Ф  
В   К   П   Х, Ц, Ч  
Г   Л   Р   Ш, Щ  
Д   М   С   Э, Ю, Я  

Решение предложенных практических задач поможет студентам творчески усвоить курс логики и значительно повысить культуру мышления.

Знаком * отмечены задания повышенной степени сложности.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...