Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к адаптации учебно-методического обеспечения дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов




Требования к адаптации учебно-методического обеспечения дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов определены в Положении об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «РЭУ им.Г.В.Плеханова». (http://www.rea.ru)

Набор адаптационных методов обучения, процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется исходя из специфических особенностей восприятия, переработки материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, программы реабилитации инвалида с учетом индивидуальных психофизических особенностей.

 

 


 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины «Философия», описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения ОПОП ВО представлено в таблице 2.1

.                                                                                                                                                                                                                                                                     Таблица 2.1

Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) Образовательные технологии

Семестр 3. Раздел 1. Сущность философии и история ее развития от античности до Нового времени.

Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека. Цели, задачи и предмет философии. Социальные и духовные предпосылки возникновения философии. Сущность философии. Философия как теоретическое мировоззрение. Основной вопрос философии. Назначение и функции философии. Культура философского мышления. ОК-1  Знать: основные понятия предмета философии и предпосылки возникновения философии. Уметь: применять мировоззренческие знания на практике. Владеть: навыками системного философского мышления.   Лекция, интерактивное семинарское занятие, дискуссия, самостоятельная работа, входной контроль
Тема 2. Философия античности. Зарождение античной философии (Милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит). Вклад Сократа в преодоление субъективизма и релятивизма софистов и в зарождение традиций европейской трансцендентальной философии. Сущность философского учения Платона: объективно-идеалистическая онтология, учение о душе и познании. Сущность социально-политических воззрений Платона. Сущность философии Аристотеля: непоследовательность в решении вопроса о соотношении материи и формы, вклад в развитие античных представлений о душе и познании. Сущность и содержание социально-политического учения Аристотеля ОК-2 Знать: основные этапы развития античной философии. Уметь: применять на практике знание об античной философии. Владеть: навыками системного анализа по античной философии.   Лекция, интерактивное семинарское занятие, «круглый стол», самостоятельная работа  
Тема 3. Средневековая философия      Средневековая философия: социальные, духовные и философские предпосылки возникновения; основные черты и направления. Сущность европейской средневековой патристики. Сущность и основное содержание философско-теологического учения Августина Блаженного: Бог не только творец, но и попечитель мира, примат веры над разумом, априористская теория познания, разделение «Града Земного» и «Града небесного», теодицея и эсхатология. Сущность средневековой схоластики. Сущность и основные положения Философия Фомы Аквинского: разделение предмета теологии и философии, поиск «золотой середины» между рациональным и иррациональным постижением бытия Бога, оспаривание попечительской функции Бога, новое понимание сущности человека, правомерность сосуществования церковной и светской властей. Сущность полемики средневековых «номиналистов» и «реалистов». Причины крушения средневековой схоластики. ОК-2 Знать: основные этапы развития средневековой философии. Уметь: применять на практике знание о средневековой философии. Владеть: навыками системного анализа по средневековой философии.   Семинарское занятие, собеседование, самостоятельная работа  
Тема 4. Философия эпохи Возрождения. Европейское Возрождение как историческая эпоха. Мистический пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно как смена основополагающей парадигмы средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли возрождения. Социальные утопии эпохи Возрождения. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. ОК-2 Знать: основные этапы развития философии эпохи Возрождения. Уметь: применять на практике знание о философии эпохи Возрождения. Владеть: навыками системного анализа по  философии эпохи Возрождения. Семинарское занятие, собеседование, самостоятельная работа

Семестр 3. Раздел 2. Классическая и постклассическая философия.

Тема 5. Философия Нового времени. Научная революция и её влияние на философию ХУП века.Эмпиризм и рационализм - основные направления философии Нового времени. Сущность и содержание философии - основоположника эмпиризма - Ф. Бэкона: критика «идолов», индукция как основной метод научного познания, превращение философии в науку. Сущность и содержание философии рационализма Р. Декарта: исходный принцип философствования, врожденные идеи, «правила руководства для ума», приравнивание материи к протяженности как условие внедрения математики в естествознание, дуализм. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. ОК-2 Знать: основные этапы развития философии Нового времени. Уметь: применять на практике знание о философии Нового времени. Владеть: навыками системного анализа по  философии Нового времени.   Лекция, интерактивное семинарское занятие, «круглый стол», самостоятельная работа  
Тема 6. Немецкая классическая философия. Особенности немецкой классической философии. Трансцендентальная философия И. Канта: априорные формы чувственности и рассудка, деятельность рассудка, разум как способность рождать идеи, антиномии разума, практический разум и категорический императив. Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля: сущность диалектической логики, триада, философия природы, диалектика философии духа, «хитрость Мирового разума» и критерий исторического прогресса. Достижения и упущения гегелевской философии. Философия Л. Фейербаха как выражение заката немецкой классической философии. ОК-2 Знать: основные этапы развития немецкой классической  философии. Уметь: применять на практике знание о немецкой классической философии. Владеть: навыками системного анализа по немецкой классической философии.       Лекция, семинарское занятие, дискуссия, самостоятельная работа  
Тема 7. Постклассическая философия 19-н. 20 в. в. Философия марксизма: сущность и основные положения. Влияние идей марксизма на историю. Классический позитивизм и его атака на философию. Три стадии развития человеческого духа по Конту. Развитие идей позитивизма в философии эмпириокритицизма. Сущность и содержание иррационализм А. Шопенгауэра: воля к жизни, животный эгоизм человека, пути ограничения инстинктивной воли к жизни, отказ от тезиса, что мир создан Богом; пессимизм. Сущность и основные положения философии Ф. Ницше: нигилизм, воля к власти, имморализм и антихристианство; «Бог умер» и упование на «сверхчеловека». ОК-2 Знать: основные этапы развития постклассической  философии 19-н.20 в.в.. Уметь: применять на практике знание о постклассической философии 19-н.20 в.в.. Владеть: навыками системного анализа по постклассической философии 19-н.20 в.в..   Семинарское занятие, коллоквиум, самостоятельная работа  

Семестр 3. Раздел 3. Русская философия и западная философия ХХ - н. ХХ1 в.в.

Тема 8. История русской философии. Становление русской философии. Философия П.Я. Чаадаева как начало самобытной русской философии. Сущность и основные положения «Западничества» и «славянофильства». Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Сущность и основные положения «философии всеединства» Вл. Соловьева: понимание Абсолюта, Мировая душа как источник отпада мира от Абсолюта, София как принцип всеединства. Сущность и основные идеи «философии свободы» Н. А. Бердяева: первосвобода, вторая и третья свобода; «восьмой день» творения бытия. ОК-2 Знать: основные этапы развития русской философии. Уметь: применять на практике знание о русской философии. Владеть: навыками системного анализа по русской философии. Интерактивное семинарское занятие, «круглый стол», самостоятельная работа  
Тема 9. Западная философия 20 - н. 21в.в.   Особенности западной философии ХХ-началаХХ1 вв. Основные направления западной философии ХХ - началаХХ1 вв. От логического позитивизма к философии науки: принцип верификации неопозитивизма, ослабленная верификация и крах поиска безусловного эмпирического базиса науки; принцип фальсификации Поппера и разрушение линии демаркации между наукой и метафизикой; концепции развития науки Т.Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Сущность и основные идеи философии экзистенциализма: свобода, экзистенциалы, «пограничная ситуация», причины падения влияния экзистенциализма во второй половине ХХ века. Сущность философии постмодернизма: плюрализм и релятивизм, агностицизм и антисциентизм, отрицание традиций модерна и гуманизма. ОК-2 Знать: основные этапы развития западной философии 20-н.21 в.в.. Уметь: применять на практике знание о западной философии 20-н.21 в.в.. Владеть: навыками системного анализа по западной философии 20-н.21 в.в..   Семинарское занятие, дискуссия, самостоятельная работа  

Семестр 3. Раздел 4. Теоретическая философия.

Тема 10. Бытие.     Историко-философское развития понятия «бытия». Уровни бытия. Материя как философская категория. Историко-философское становление категории бытия. Атрибутивные свойства материи: движение пространство, время. Формы движения материи. Сущность субстанциальной и релятивистской концепций пространства-времени. Особенность атрибутивных свойств социальной материи. ОК-1 Знать: основные онтологические понятия. Уметь: применять на практике понятийный аппарат раздела онтологии. Владеть: навыками философского мышления в разделе онтологии. Интерактивная. лекция, семинарское занятие, контрольная работа, эссе / реферат, самостоятельная работа
Тема 11. Системность и самоорганизация Сущность синергетики и методологическая роль синергетического подхода. Понятия «хаоса», «порядка», «диссипативной структуры», «флуктуации», «точки бифуркации». Неравномерность и нелинейность незамкнутых природных систем. Сущность структурных связей бытия и их основные понятия: элемент, структура систем. Сущность системного подхода.Основные характеристики формы и содержания, сущности и явления. Сущность детерминационных связей бытия и их основные категории: причина и следствие. необходимость и случайность, возможность и действительность. Сущность и основные виды развития. Понятие закона. Законы развития. система и метод познания и преобразования действительности. Сущность и методологическая роль законов диалектики.                  ОК-1 Знать: основные понятия синергетики и диалектики. Уметь: применять на практике понятийный аппарат синергетики и диалектики. Владеть: навыками синергетического и диалектического подходов. Реферат, самостоятельная работа  
Тема 12. Сознание. Сущность отражения. Генезис форм отражения в живой природе. Сущность психического отражения. Загадка возникновения человека. Роль труда, языка и агрессивности в возникновении сознания. Сущность и структура сознания. Сознательное и бессознательное: основные характеристики, отличие и формы взаимодействия. Сущность фрейдизма и психоанализа и их роль исследовании человеческого сознания и культуры. ОК-1 Знать: содержание понятий «отражение», «сознание» и «бессознательное». Уметь: применять на практике понятийный аппарат раздела онтологии. Владеть: навыками философского мышления в разделе онтологии. Интерактивная лекция, семинарское занятие, «круглый стол»; самостоятельная работа  
Тема 13. Познание. Сущность процесса познания. Многообразие форм духовно-практического освоения мира. Основные характеристики чувственного, рационального и интуитивного познания. Проблема истины. Понятие объективной истины. Сущность диалектики относительной и абсолютной. Сущность и основные характеристики конкретной истины. Теоретический и эмпирический уровни научного познания: их сущность, отличие и формы. Сущность и специфика социально-гуманитарного познания. ОК-1 Знать: содержание процесса познания. Уметь: применять на практике понятийный аппарат раздела гносеологии. Владеть: навыками философского мышления в разделе гносеология. Лекция, семинарское занятие, собеседование; самостоятельная работа  

Семестр 3. Раздел 5. Социальная философия.

Тема 14. Природа как предмет философского осмысления. Понятие природы. Исторические формы отношения человека к природе. Жизнь как ценность. Сущность современных экологических проблем. Роль «Римского клуба» в активизации движения в защиту природы. Сущность ноосферного подхода в концепции устойчивого и безопасного развития. Необходимость формирования экоцентрического сознания современного человека. ОК-1 Знать: содержание природных процессов. Уметь: применять на практике ноосферный подход. Владеть: навыками экоцентрического сознания.   Семинарское занятие, эссе/реферат, самостоятельная работа
Тема 15. Общество как развивающаяся система.    Понятие общества и его системные характеристики: целостность, интеграция, самодостаточность, открытость. Генезис историко-философских воззрений на общество. Структура общества: экономическая, социальная, политическая духовная сферы общества. Их основные характеристики. Субъекты и движущие силы исторического развития: объективные и субъективные факторы исторического развития Понятие философия истории. Сущность и основные характеристики линейных и циклических концепций общественного развития. ОК-5 Знать: принципы сотрудничества в коллективе. Уметь: строить отношения в коллективе. Владеть: навыками сотрудничества в профессиональной деятельности. Семинарское занятие, коллоквиум, самостоятельная работа    
Тема 16. Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность. Сущность философской проблемы человека. Понятие и основные характеристики: «человека», «индивида», «личности», «индивидуальности». Структура личности. Социальное и биологическое в человеке. Закономерности формирования личности. Истоки и генезис прав человека. Сущность свободы. ОК-5 Знать: принципы сотрудничества в коллективе. Уметь: строить отношения в коллективе. Владеть: навыками сотрудничества в профессиональной деятельности. Семинарское занятие, контрольная работа, самостоятельная работа  
Тема 17. Человек в мире культуры. Понятие культуры. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе. В поисках «русской идеи». Предназначение России – быть связывающим звеном между «номиналистским» Западом и «реалистским» Востоком. ОК-7 Знать: цели, задачи, содержание и способы самоорганизации и самообразования личности. Уметь: применять на практике способность к самоорганизации и самообразованию. Владеть: навыками саморазвития и самообразования. Семинарское занятие, эссе/реферат, самостоятельная работа  
Тема 18. Человек в информационном мире. «Информационное общество» как результат развития постиндустриального общества. Революционизирующее воздействие информационной технологии на все сферы жизни современного общества. Социально-философские оценки последствий возникновения «глобальной электронной цивилизации». ОК-7 Знать: цели, задачи, содержание и способы самоорганизации и самообразования личности. Уметь: применять на практике способность к самоорганизации и самообразованию. Владеть: навыками саморазвития и самообразования. Семинарское занятие, собеседование, самостоятельная работа  
Тема 19. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Понятие общественного прогресса. Историко-философский генезис воззрений на общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения. Будущее человечества и реальный исторический процесс: необратимость прогресса, ускорение ритма истории, пределы роста и стимулы развития. ОК-7 Знать: цели, задачи, содержание и способы самоорганизации и самообразования личности. Уметь: применять на практике способность к самоорганизации и самообразованию. Владеть: навыками саморазвития и самообразования. Семинарское занятие, тестирование, самостоятельная работа  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...