Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальная база преподавания биологии




Для качественного обучения биологии необх создать условия, т.е. организовать матер базу: кабинет биологии, учебно-опытный участок, уголок живой природы, кот взаимосвязаны и дополняют др друга в комплексной реализации задач обучения и воспитания. Каб биологии – спец оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного проц по биологии. Уголок живой природы дополняет кааб биологии. В нем размещают и содержат живые объекты кабинета. В уг жив прир нах-ся только те растения и животные, кот необх для лаб работ, опытов и наблюдений. Для уг жив прир отводят спец помещение площадью от 15 до 18 кв.м. наличие в школе уголка содействует реализации задач обучения, развитию и воспитанию учащ-ся. Уголок выполняет учеб задачи – здесь учащ-ся ставят опыты с живыми объектами, наблюд за ними. Под руководством учителя дети ухаживают за раст и животным. В проц работы у учащ-ся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда, прививаются навыки бережного отношения. Содержание уголка должно соответствовать биологическим и санитароно-гигиеническим нормам. Растения и животные помещаются с учетом их требований к теплу, свету, влаге и почве. Все объекты живого уголка оснащаются этикетками и паспортами. Этикетки с названием животного или растения размещают непосредственно около объекта, а паспорта хранят в ящике. В подборе растениями можно руководствоваться следующими объектами: комнатные растения с декоративными формами, дикорастущие травянистые, растения размножаемые семенами корнями черенками побегов листьями клубнями луковицами, ветки деревьев и кустарников. Состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать. Формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами. Школьный учебно-опытный участок.Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки, парники и теплицы. Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и с.х. процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др. на школьном участке рекомендуется выращивать растения, изучаемые по программе предмета «Биология». Учащиеся закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану. Учебно – исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитания любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Правильная организация различных видов деятельности на учебно – опытном участке способствует: совершенствованию биологических знаний и умений по их применению на практике, формирование умений и навыков по выращиванию культурных растений, развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными, совершенствованию умений наблюдать биологические явления, устанавливать фенологические фазы, сравнивать опытные и контрольные объекты, формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений. Школьный кабинет биологии – особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология». Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое – для конкретного курса, конкретной темы. Учебно – воспитательная роль кабинета: в кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, большая и хорошо освещенная классная доска, мел и смоченная губка для протирки доски, стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке, на стене размещают экран, сбоку на высокой подставке телевизор, а в глубине кабинета на специальной тумбе кинопроектор. В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Кабинет оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную справочную литературу для учащихся. В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал. Научно – методическая роль кабинета: кабинет – это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находится все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическая литература, журналы биологические, различная методическая литература, справочная литература, определители растений и грибов, животных. Учителю надо иметь в кабинете инструктивные материала Министерства образования РФ и органов управления образованием своего региона, государственные стандарты образования. В кабинете должны быть материалы, отражающие работу биологических кружков и факультативов, дидактические материалы. Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными. Размещение учебного оборудования: натуральные объекты, изображения натуральных объектов, раздаточный материал и дидактические карточки, приборы и приспособления для демонстрации технических средств, лабораторное оборудование, химические вещества, небольшая аптечка для оказания первой помощи. Основная часть учебного материала хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам. Для удобства поиска каждому шкафу присваивается литер, полки нумеруются цифрами. Чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованными в коробочки с нафталином. Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа. Микропрепараты в специальных коробках. Микроскопы и лупы кладут в футляры. Таблицы клеят на картон и хранят в вертикальном положении. Справочная функция кабинета: для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и т.д. Функция учета и планирования кабинета: учитель как заведующий кабинетом обязан вести книгу учета, в которую в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности. Раз в год в кабинете проводят их инвентаризацию. К числу учета относится также паспорт кабинета. Всю основную организационную работу кабинета биологии, хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом биологии. Эта функция принадлежит учителю биологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...