Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ положения товаров на рынках сбыта




От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида про­дукции на рынках сбыта за последние 3—5 лет.

Из табл. 7.5 видно, что за последние два года спрос на продук­цию Б и уровень ее рентабельности начали падать, а объем продаж и доходность изделия А увеличились как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре катего­рии товаров:

«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;

Анализ динамики рынков сбыта продукции

«дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая использу­ется на финансирование «трудных детей»;

Таблица 7.5
Показатель Внутренний рынок Экспорт
1дды 1оды
ХХХ1 ххх2 хххЗ ххх1 ххх2 хххЗ
Изделие А
Объем реализации продукции, шт.            
Цена единицы продукции, тыс. руб. 3,4 4,4 5,8 3,7 5,2 6,5
Себестоимость единицы продук­ции, тыс. руб. 2,8 3,6 4,6 3,2 4,2 5,0
Прибыль, тыс. руб.            
Рентабельность, % 21,4 22,2 26,1 15,6 23,8 30,0
Изделие Б
Объем реализации продукции, шт. 10 200     - - -
Цена единицы продукции, тыс. руб. 2,2 2,7 3,5 - - -
Себестоимость единицы продук­ции, тыс. руб. 1,9 2,4 3,1 _ _ _
Прибыль, тыс. руб.       - - -
Рентабельность, % 15,8 12,5 12,9 - - -

 

«трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающие­ся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;

«мертвый груз», или «неудачники», — нежизнеспособные това­ры, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.

Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «труд­ных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способ­ствующих финансированию «трудных детей».

При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:

а) нулевая стадия — изучение и апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;

б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рек­ламу;

в) вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и ста­новится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;

г) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находит­ся в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;

д) четвертая стадия (насыщение и спад) — вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенство­вания или замены другим требует определенного мастерства. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия

разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией, требованиями рыночной конъюнктуры и имеющимся экономиче­ским потенциалом.

В процессе анализа необходимо также выявить реальных и по­тенциальных конкурентов, проанализировать показатели их дея­тельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, фи­нансовые возможности, цели и стратегию в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.

Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предпри­ятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произ­веденной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандар­там;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высо­коразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание же­леза в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и техно­логических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную про­дукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удель­ный вес продукции, на которую поступили претензии (реклама­ции) от покупателей, потери от брака и др.

Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных по­казателей, выполнение плана по их уровню, причины их измене­ния и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

Как видно из табл. 7.6, за отчетный год на предприятии проде­лана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует уве­личение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

Таблица 7.6

Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель Прошлый Отчетный год
год план факт.
Средневзвешенный балл качества продукции 0,70 0,75 0,74
Удельный вес, %:      
продукции высшего качества 75,0 76,0 78,0
экспортируемой продукции 29,0 35,0 36,5
забракованной продукции 0,55 0,40 0,50

 

Вторая задача анализа — определение влияния качества про­дукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции в текущих ценах (АВП), выручку от реализации продук­ции (ЛВ) и прибыль (ЛП). Расчет производится следующим обра­зом:

АВП = (Ц10)УВП1;

АВ = (Ц10)УРП1;

АП = [(Ц, - Ц0) • УРП,] - [(С, - С0) • VPnj,

где Ц0 и Ц, — соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С, — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

УВП, — объем произведенной продукции повышенного качества;

УРП, — объем реализации продукции повышенного каче­ства.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произо­шло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчи­тать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск про­дукции, выручку и прибыль от ее реализации.


Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее произ­водства в стоимостном выражении можно произвести способом аб­солютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (AYflj) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Ц,), ре­зультаты сложить и умножить на общий фактический выпуск дан­ного вида продукции в натуральном выражении (УВПобш|):

АВПсорт = Е(АУдгЦю)-УВПобщ1.

Как видно из табл. 7.7, в связи с улучшением качества продук­ции (увеличением доли первого сорта и уменьшением, соответ­ственно, доли второго сорта) средняя цена реализации по изделию А выше базовой на 70 руб. Стоимость всего фактического выпуска данного изделия увеличилась на 931 тыс. руб. (70 руб. • 13 300 шт.1), а сумма выручки — на 878,22 тыс. руб. (70 руб. • 12 546 шт.).

Таблица 7.7 Влияние сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия А
Сорт продукции Цена базис­ная, руб. Структура продукции Изменение средней цены, руб.
fo   +, -
Первый сорт   0,70 0,75 +0,05 (+0,05) • 5400 = +270
Второй сорт   0,30 0,25 -0,05 (-0,05) ■ 4000 = -200
Итого - 1,00 1,00 - +70

 

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава (табл. 7.8).

Таблица 7.8

Влияние сортового состава на изменение среднего уровня себестоимости изделия А

Сорт продукции Себестои­мость изделия базисная, руб. Структура продукции Изменение среднего уровня себестоимости за счет сортового состава, руб.
fo    
Первый сорт   0,70 0,75 +0,05 (+0,05) -4200 = +210
Второй сорт   0,30 0,25 -0,05 (-0,05) ■ 3500 = -175
Итого - 1,00 1,00 - +35
1 См. табл. 7.4. 142

 

После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

ДП = (АЦ - АС) • УРП к, =

сорт v ^сорт сорт7 общ1

= (70 - 35) • 12 546 шт. = 439 110 руб., где ДЦсорт — изменение среднего уровня цены за счет сортово­го состава;

ДСсорт — изменение среднего уровня себестоимости изде­лия за счет сортового состава; УРПобщ1 — общий объем выпуска продукции в натуральном

выражении отчетного периода. Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по кото­рым установлены сорта, и результаты обобщают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...