Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы государственного правления.




С точки зрения формы правления, подразумевающей определенную структуру и правовое положение высших органов государственной власти, а также порядок их формирования, принято выделять монархии и республики.

Монархия (от греческого manarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства – монарха и передается по наследству. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституционными законами, либо законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Монарх занимает свой пост в установленном порядке престолонаследия, как правило, пожизненно. Его власть не считается производной от какого-либо другого органа или населения. Особа монарха – символа национального единства и сплочения – священна и неприкосновенна. Монарх рассматривается как суверенный верховный представитель и верховный носитель государственной власти. Он не несет ответственности за свою деятельность. В настоящее время в мире насчитывается 30 монархий. Среди них есть одна империя, королевства, княжества, герцогства, султанаты, эмираты, папское государство – Ватикан.

Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является совещательным органом. В настоящее время абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней, Даруссалам, Ватикан.

В конституционной монархии власть главы государства ограничена парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархию В дуалистической – монарх ограничен в сфере законодательства, но обладает достаточно широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним, назначать верхнюю палату парламента, распускать парламент, использовать вето на законы, принимаемые парламентом и т.п. Форма правления подобного рода существует в Марокко, Кувейте, Иордании, Бахрейне. В парламентской монархии власть главы государства фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управленческих полномочий. Монарх «царствует, но не правит», его функции носят, как правило, символический, чисто представительский характер. Подобные монархии в реальной жизни мало чем отличаются от республик. Сегодня они существуют в таких странах, как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Япония и некоторых других.

Республика (от лат. respublica – общественное дело) отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. В современном мире существует 141 государство с республиканской формой правления. Почти все они в своей государственной структуре имеют пост президента. Выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

В президентской республике президент одновременно является главой государства и главой правительства. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство и руководит его деятельностью. Отличительная черта президентской республики – жесткое разделение властей, при котором органы законодательной и исполнительной ветвей власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. У правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность контролировать деятельность правительства и президента, ограничивать их действия с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, обладает правом отлагательного вето (от лат. veto – запрещаю) на законопроекты парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством или 2/3 парламента при повторном голосовании.

Классическим примером президентской республики являются США, где на основе Конституции 1787 года впервые была введена эта форма правления. В последующем она получила распространение в некоторых других государствах, особенно в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика и др.)

Парламентская республика отличается тем, что правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент издает законы, обязательные к исполнению правительством, утверждает государственный бюджет, определяя финансовые рамки активности правительства, осуществляет над ним контроль. Парламент вправе выразить всему правительству или некоторым его членам вотум недоверия, что влечет за собой отставку членов правительства. Правительство осуществляет исполнительную власть, но под контролем парламента. Оно обладает, как правило, законодательной инициативой, иногда может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Членство в правительстве обычно совместимо с исполнением депутатских обязанностей и позволяет привлечь в правительство лидеров партий, видных политических деятелей. Это обеспечивает партийную поддержку политическому курсу правительства

В парламентских республиках главой государства является президент. Он избирается, как правило, парламентским путем, то есть либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Однако в системе органов власти его роль незначительна. Полномочия президента обычно ограничиваются представительными и церемониальными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в парламентских монархиях. Ведущую роль в политической жизни играет правительство во главе с премьер-министром, который фактически реально является первым лицом в государстве.

В современном мире подавляющее большинство устойчивых демократий является парламентскими республиками. Они существуют в Германии, Италии, Израиле, Ирландии, Швейцарии и т.д.

Наряду с этими устоявшимися формами республиканского правления в мире существуют также смешанные, которые трудно отнести однозначно к первому или второму типу. Среди смешанных форм правления можно выделить так называемую суперпрезидентскую и президентско-парламентскую или полупрезидентскую республики.

В суперпрезидентской республике (Боливия, Колумбия, Гондурас) президент предельно концентрирует в своих руках все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве. В то же время прерогативы законодательной ветви власти здесь резко ограничены. Парламенты в этих странах не обладают реальными законодательными полномочиями, а потому не могут выступать противовесом президентской власти. Назначаемые лично президентом премьер-министр, министры, представители судебной власти также зависимы от главы государства. В некоторых суперпрезидентских республиках президентская власть не терпит оппозиции, даже легальной, а президент нередко объявляет чрезвычайное положение в государстве, распускает парламент и правит посредством собственных указов, а не законов.

Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская или полупрезидентская республика (Австрия, Болгария, Польша, Португалия, Финляндия, Франция и др.) Ее главной отличительной чертой является двойная ответственность правительства – перед президентом, и перед парламентом. Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте, вправе распустить парламент и назначить новые выборы и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения им резолюции порицания (вотума недоверия).

В республиках СНГ, где институты гражданского общества, демократии находятся в неразвитом состоянии, для политической элиты характерно игнорирование оправдавшей себя в мировой практике системы сдержек и противовесов, не допускающей узурпации или накопления полномочий одной ветви власти за счет другой. Практически все конституции, принятые в странах СНГ после 1993г, восприняли идею сильной президентской власти, подчинения (ответственности или подотчетности) правительства президенту и ограничения прерогатив парламента. Среди большинства лидеров стран Содружества преобладает авторитарное восприятие власти при внешних знаках внимания к ценностям плюралистической демократии. Они полностью контролируют правительство, ход законотворческой работы и обладают необходимыми полномочиями для принятия решений по всем важнейшим вопросам государственной жизни. Правительство обычно становится частью президентской команды и неукоснительно подчиняется ее неписанным законам. Ответственность правительства перед парламентом при таком режиме правления носит формально- декларативный характер. Дело в том, что вотум недоверия ему со стороны парламента невозможно реализовать в связи с несогласием президента, который может осуществлять ответные меры против парламента в виде его досрочного роспуска. В результате полномочия главы государства приобретают не только доминирующее, но явно «подавляющее» значение, а республиканская форма правления – черты суперпрезидентской власти.

В заключение следует отметить, что такая пестрота и полярность государственных институтов мира обусловливается множеством различных как объективных, так и субъективных факторов, зависит от состояния экономического развития, соотношения социально – политических сил, характера действующего законодательства, международной обстановки, исторических традиций и географической среды, от конкретной ситуации и отдельной личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...