Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические конфликты: сущность, типы, этапы, пути разрешения.




Понятие «конфликт» довольно часто употребляется в обыденной жизни и, как правило, как само слово, так и психологическая реакция на конфликт, связывается с негативными и тревожными ощущениями.

Слово «конфликт» происходит от латинского «conflicts», т.е. столкновение. И в этом заключается сущностный смысл определяемого явления. Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические и политико-экономические организации, а также социально-политические системы в целом. Суть политического конфликта заключается в таком столкновении сторон, где главным объектом выступают вопросы власти, распределения ресурсов, господства и подчинения, цели политики.

Содержание и сущность конфликтов в политике во многом определяются их ролью в общественном развитии. В рамках общей теории конфликта существует два основных подхода к этой проблеме. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, а впоследствии К.Боулдинг, Л.Козер, А.Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политического процесса, как норму политической жизни общества.

Противоположной точки зрения придерживаются Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс, Д.Дьюи и ряд других исследователей. Они исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум и политическую систему. В их представлении единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика, в свою очередь, наделялась целями оказания «педагогического воздействии» на общество для воспрепятствования конфликтам. При таком видении проблемы вовсе не отвергается сама возможность поиска согласия в остроконфликтном обществе.

Таким образом, можно утверждать, что лишь отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же своевременное выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

Социальное значение конфликта лучше всего можно понять через его функции. Они заключаются в том, что конфликт

- содействует установлению равновесных отношений в политике и обществе, способствует интегративным процессам в них через выяснение взаимных претензий и позиций сторон;

- является источником развития политических и общественных процессов через вскрытие разноплановых, противоположных интересов и их осознание, обеспечивает изменения в обществе, динамизирует политический процесс;

- способствует интеграции групповых интересов, усилению внутригрупповой лояльности, тем самым дифференцируя новые потребности и уточняя структуру общества;

- повышает адаптированность политических институтов к общественным изменениям, усиливая коммуникативные возможности политической системы.

Каковы же причины политических конфликтов? Большинство исследователей выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Первая – это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Эта причина политических конфликтов, как правило, чаще всего детерминирует противоречия между правящей и оппозиционной элитой, различными группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти.

Вторая причина политических конфликтов кроется в расхождении людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и иных актуальных событий. Такого рода конфликты наиболее часто возникают в странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса.

И, наконец, третья причина политических конфликтов заключается в том, что процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и иным общностям определяют понимание ими своего места в социальной и политической системе общества, культурного прогресса, духовного самоопределения. Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (как это, к примеру, происходит с русскоязычным населением в Прибалтийских государствах). Такого рода противоречия возникают и в странах, где напряженность в отношениях с властью вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной группы, желание повысить ее властный статус (например, католиками Северной Ирландии, франкоязычным населением Канады и т.п.).

Выделением трех основных причин возникновения политических конфликтов их круг не ограничивается, ибо причины этих явлений также многообразны и сложны, как и сама политическая жизнь.

Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо знать их типологию. Как и политические действия политические конфликты можно классифицировать по различным основаниям.

С точки зрения зон и областей проявления политические конфликты можно разделить на внешне - и внутриполитические, которые в свою очередь подразделяются на целый ряд разновидностей. Так, внешнеполитические (международные) конфликты включают в себя конфликты межсистемные (т.е. между различными социально-политическими системами), между государствами, между военно-политическими блоками (союзами), конфликты внутри военно-политических коалиций, между регионами, между мировыми религиями, конфликты между международными политическими организациями.

Самым крупным по масштабу является глобальный конфликт. Это война одной коалиции стран против другой, имеющая всемирный характер (например, вторая мировая война). Наиболее распространенными среди внешнеполитических (международных) конфликтов в истории человечества являются межгосударственные конфликты. Они происходят между двумя или большим количеством стран за обладание территорией, ресурсами и т.д. Межгосударственные конфликты могут быть как вооруженные, так и невооруженные.

Вооруженные конфликты представляют собой попытку достичь реализации своих интересов при помощи военной силы. Невооруженные межгосударственные конфликты часто проявляются как дипломатическое противоборство, как «таможенные», «финансовые» войны и др.

Внутриполитические конфликты – это конфликты, происходящие внутри общества, внутри его политической системы. Среди такого рода конфликтов можно выделить социально-классовые, межнациональные, организационные, межконфессиональные, межличностные, а также конфликты непосредственно политической жизни – от предвыборной борьбы кандидатов, внутрипарламентской борьбы до гражданской войны между различными группами или классами как выражения непримиримости их интересов. Кроме того, внутриполитические конфликты могут происходить между правящей и оппозиционной элитами, между политическими партиями или иными общественно-политическими организациями, а в ряде случаев и между фракциями внутри этих объединений. Могут иметь место и межличностные политические конфликты между представителями одной и той же политической партии или иного объединения. Все эти конфликты обуславливаются различными интересами их субъектов по поводу политической власти, способов организации общества, кадровой политики или занятия политически значимых должностей.

По направленности действия и значимости для деятельности политических институтов и политической системы в целом конфликты делятся на конструктивные, способные привести к устранению недостатков, слабых мест в функционировании данной системы, к её лучшей адаптации к изменившимся условиям среды, к большей эффективности её деятельности, и деструктивные, которые в своём развитии могут привести к снижению деятельности органов власти или организации, (например, политической партии), иногда к их разрушению. Наиболее опасными для политической жизни общества являются конфликты между структурными подразделениями власти: центр-регионы, законодательные – исполнительные органы и т.д.

По временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон политические конфликты делятся на долговременные и кратковременные. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например, отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (например, конфликт между Израилем и рядом арабских государств, в первую очередь Палестиной).

С точки зрения публичности конкуренции сторон политические конфликты можно классифицировать на открытые (выраженные в гласных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытые (летентные), в которых доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий.

В соотнесении со строением и организацией режима правления выделяют конфликты вертикальные и горизонтальные. Вертикальные конфликты – это конфликты между различными уровнями власти: органами центрального и местного управления, центральными и местными элитами. Горизонтальные конфликты происходят внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.

Каждый тип конфликта обладает теми или иными свойствами, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.

Политические конфликты по-разному проявляются в демократических и недемократических системах. Демократические системы изначально по своему характеру предрасположены к конфликтности и в силу этого имеют соответствующие политико-правовые институты, призванные содействовать разрешению конфликтов и поиску согласия или консенсуса.

Что касается авторитарных, тоталитарных политических режимов, то их цель состоит в том, чтобы ликвидировать конфликты во имя всеобщей гармонии, единомнения и всеединства. Такие системы оказываются неизлечимо конфликтными, причём в наиболее болезненных и разрушительных формах. Противоречия, которые накапливаются годами, не разрешаются, а загоняются внутрь, чтобы в конце концов прорваться в насильственных, внеинституциональных формах – революциях, стихийных бунтах, военных переворотах, которые очень дорого обходятся обществу.

Те конфликты, которые сегодня имеют место в политической жизни независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, можно было бы рассматривать «нормой» в переходном обществе, если бы они развивались институционально и легитимно. Политическая практика ряда стран СНГ показывает, что конфликты в сфере власти могут развиваться то спокойно, внешне сглажено, то могут вспыхнуть, разгореться с особой силой, приобретать формы ожесточённых схваток различных политических сил, выходящих за рамки законности (свидетельством тому являются так называемые «розовые», «оранжевые» и иные цветные революции в 2004-2005 годах в Грузии, Украине, Киргизии и др.).

Беларусь обошли стороной акции массового протеста, носящие насильственный, угрожающий стабильности и единству общества характер, кровавые разборки за распределение властных полномочий и др. Но и в нашей стране в условиях продолжающейся системной трансформации общества, незавершенности политических процессов имеет место ряд тенденций для возможного возникновения конфликтов в политической сфере. Среди них можно назвать такие, как:

- значительное снижение жизненного уровня значительной части населения и усиления социальной поляризации в обществе, которые привели многих граждан к разочарованию в демократических институтах и ценностях;

- преобладание исполнительной власти над представительной;

- достаточно сильная централизация власти при слабо развитой системе местного самоуправления;

- наличие непримиримой оппозиции, которая не желает искать пути к достижению разумного компромисса и налаживанию конструктивного диалога и сотрудничества с властью в интересах эффективного национально-государственного строительства;

- отсутствие в обществе устойчивых демократических традиций и демократического политического опыта у населения;

- противоречие между доминирующим патриархально-подданическим типом политической культуры и современными тенденциями демократизации общественной жизни.

Эти и другие тенденции современного политического развития Беларуси говорят о том, что в переходных обществах, к которым относится и наша страна, ещё слабы реальные политические силы и политические институты, способные создать эффективный механизм урегулирования возникающих социально-политических противоречий. Да и сама достаточно сложная социально-экономическая и политическая обстановка в молодых независимых государствах пока благоприятствует конфликтному сценарию событий. Важно понимать наличие этой ситуации и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...