Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникации методом контент-анализа




Изучение содержания массовой коммуникации может проводиться в связи с различными исследовательскими задачами. В наиболее общем плане можно говорить о том, что изучение материалов предполагает выявление цели обращения коммуникатора к аудитории, определение «послания» тех или иных передач, программ радио или телевиде­ния, печатных изданий. Вместе с тем, анализ содержания может быть ориентирован на получение систематических данных о возможных, планируемых и не планируемых эффектах массовой коммуникации.

Существуют различные подходы к изучению содержания массо­вой коммуникации. В рамках семиотических подходов в центральной является задача «раскодирования» смысловых структур текста, особое внимание при этом отдается анализу культурного контекста, жанровой специфике сообщения. Информационный анализ сообщений сосредо­точен в первую очередь на изучении точности передачи материалов, качестве информационного процесса, а также способов и приемов, способствующих уменьшению помех и, соответственно, повышению адекватности понимания текстов. Содержание может исследоваться с точки зрения социальных норм функционирования медиа. Здесь тексты изучаются в связи с такими критериями, как объективность, разнообразие, независимость и т. п. В рамках критической традиции содержание материалов массовой коммуникации изучается в связи с их ролью в поддержании отношений доминирования.

Ниже рассматривается метод традиционного контент-анализа ма­териалов массовой коммуникации. При этом важно иметь в виду следующее. Во-первых, метод контент-анализа является одним из наи­более распространенных в практике изучения содержания массовой коммуникации. Во-вторых, контент-анализ относится по своему типу к методам позитивной эмпирической науки. В этом контент-анализ принципиально отличается от рассмотренных выше семиологических подходов к анализу текстов, эмпирическая верификация которых весь­ма проблематична. Напомним, что в целом для эмпирических подхо­дов свойственным является выдвижение гипотез, сбор и классифика­ция данных, разработка экспериментальных методов проверки гипотез и надежности результатов.

Концептуальные основания метода контент-анализа Метод контент-анализа ориентирован на проведение объектив­ного, измеряемого и проверяемого исследования содержания сооб­щений массовой коммуникации. С помощью контент-анализа можно


 

Опыт прикладных исследований массовой коммуникации

определить степень соответствия сообщения намерениям коммуни­катора и специфике канала, изучить связи между характеристиками сообщения и установками аудитории, а также ее реальным и ком­муникативным поведением. Используя этот метод можно ответить на такие, например, вопросы. Какие качества кандидата наиболее часто упоминались в материалах на предвыборную тему, опубликованных в конкретном издании? Каким в информационных и общественно-политических передачах того или иного телеканала предстает совокуп­ный образ сторон, вовлеченных в этнический конфликт? В чем состоят отличия в освещении забастовочного движения в материалах централь­ных и региональных изданий? Заметим, что круг вопросов подобного плана может быть весьма широким.

Несмотря на то, что контент-анализ включает в себя различаю­щиеся между собой процедуры, все они так или иначе имеют об­щие черты. Одним из наиболее распространенных является определе­ние контент-анализа, предложенное Б. Берельсоном. «Контент-анализ является объективным, систематическим и количественным описанием явного содержания коммуникации»26.

Перечислим далее некоторые базовые посылки контент-анализа. В рамках этого метода предполагается, что на основе знания о со­держании материалов массовой коммуникации исследователь может делать выводы о намерениях коммуникатора или возможных эффектах сообщения. Т.е. смысл сообщения относительно просто может быть восстановлен из него самого. Не случайно, что среди перечисленных выше целей контент-анализа выделяются как мотивы коммуникатора, так и вероятные эффекты влияния содержания на аудиторию.

Контент-анализ ориентирован на изучение явного, очевидного со­держания. Причем важным обстоятельством является смысловое или «интерпретационное» единство в трактовке содержания всеми участ­никами коммуникационного процесса, равно как и исследователем. Другими словами, классифицируя фрагменты содержания по тем или иным категориям, исследователь предполагает, что соответствующие фрагменты аналогично и однозначно понимались и коммуникатором, и реципиентом. Именно поэтому, контент-анализ приложим в первую очередь к ясному, четко выраженному содержанию.

Важной является и количественная ориентация метода контент-анализа. Посылка здесь состоит в том, что количественные характе­ристики текста являются его важными параметрами, позволяющими делать те или иные выводы. Показательно, что в рамках контент-ана­лиза не делается различий по степени значимости между исследуемыми единицами — в центре внимания лишь частота их появления.

Berelson В. Content Analysis in Communication Research. Glencoe. 1L: Free Press, 1952. P. 15.


Возможность проверки выдвигаемых гипотез в отношении кон­кретного содержания предполагает оперирование с конкретными еди­ницами, позволяющими классифицировать материал с необходимой степенью подробности. В этой связи перед исследователем встает за­дача определения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета. Наиболее высоким по уровню абстракции элементом в техни­ке контент-анализа является категория анализа. Категории анализа должны соотноситься с понятийной схемой исследования в целом. В сложившейся практике исследований в качестве категории анализа рассматривается краткое выражение некоторой проблемы, относитель­но которой будут классифицироваться составляющие содержания.

Единица анализа представляет собой фрагмент содержания, кото­рый соответствует той или иной категории анализа. Обычно выделяют смысловые и качественные единицы анализа. Смысловой единицей анализа может быть, например, какая-либо идея, социально значимая тема. В качестве единицы анализа часто используется слово, высказы­вание, заголовок, абзац, персонаж и т. д.

Единицей счета является некоторая характеристика текста, на­личие или отсутствие которой позволяет выявлять особенности со­держания. Применительно к телевидению единицей счета может быть, например, время, отведенное освещению того или иного события. Наи­более распространенный способ измерения характеристик содержания состоит в подсчете частот их употребления.

Адекватное использование метода контент-анализа сопряжено с соблюдением ряда условий. Отметим наиболее важные из них при­менительно к анализу печати. Используемые категории должны быть четкими, приемлемыми для описания и понятными для работающих с текстами. Категории анализа должны быть взаимно исключающими, выстроенными так, чтобы один интерпретируемый фрагмент текста одновременно не мог быть отнесен к двум разным категориям. Кроме того, предлагаемые категории должны быть в равной мере приемле­мыми для анализа всех печатных изданий, являющихся предметом исследования. Важно также и то, чтобы систематическое использова­ние категорий различными исследователями позволило бы получить одинаковые результаты. Наконец, контент-анализ предполагает вы­борку из генеральной совокупности исследуемых текстов. В этой связи немаловажной является проблема репрезентативности выборочной со­вокупности.

Практика контент-аналитических исследований Исследования с использованием метода контент-анализа широко распространены в практике изучения массовой коммуникации во всем мире.


 

122 Опыт прикладных исследований массовой коммуникации

Контент-анализ был введен в исследовательскую практику в связи с потребностями журналистики. Первые попытки провести статисти­чески точные измерения различных сторон содержания газет, выявить динамику изменений в их тематике наблюдались в США в 80-х годах XIX века. С тех пор контент-анализ стал неотъемлемым элементом совершенствования редакционной политики. Причем по мере распро­странения контент-анализа все большее внимание уделялось методике исследования, прежде всего вопросам совершенствования критериев классификации текстов.

Естественно, что возможные результаты применения контент-ана­лиза определяются целями и задачами исследования в целом. По­следние могут быть самыми разнообразными. Заметим в этой связи, что поле приложения контент-анализа также чрезвычайно широко. Применяться он может как в обществе находящемся в стабильном состоянии, так и в случае иных, специфических условий. Широко известной в этом плане является практика использования контент-анализа в США во время Второй мировой войны.

Цель этих исследований состояла в определении политической ли­нии той или иной газеты, в выявлении того, какой вклад — позитивный или негативный вносили американские издания в поддержание мо­рального духа народа в связи агрессивными действиями фашистской Германии. По результатам анализа Верховный Суд США принимал ре­шения о закрытии некоторых изданий. Существенный вклад в научное обеспечение этих исследований внес такой известный специалист как Г. Лассвелл". С помощью специально разработанных категорий контент-анализа определялось, например, насколько совпадают публикуемые ма­териалы с тезисами немецкой пропаганды. Кроме того, контент анализ позволял выявить частоту появления про- и антиамериканских, бри­танских и немецких тем в информационном источнике, сравнении его с эталонным изданием. Техника контент-анализа использовалась и для сопоставления характера освещения отдельного события разными изда­ниями, а также для определения соотношения в информационном потоке материалов, предоставленных каждой из противоборствующих сторон.

Контент-анализ является также эффективной исследовательской техникой, позволяющей выявить характер показа или информирова­ния о конкретных проблемах, особенностях формирования образа тех или иных стран, регионов. Так, например, с использованием контент-анализа был изучен вопрос о том, каким в разделах новостей прессы США предстает образ Латинской Америки. Было выявлено, что чаще всего об этом континенте говорилось в контексте землетрясений и вул­канов. В 70-е годы происходили дальнейшие изменения в характере показа континента, преимущественный акцент, по данным контент-

Lasswe/l Я., Leites N. Language of Politics. N.Y.: Harper, 1949.


75. Прикладные исследования аудитории

анализа был сделан на описании смены диктаторов и поверхностном изложении ситуации в банановых республиках28.

Один из известных проектов, построенный в основном на исполь­зовании контент-анализа, связан с деятельностью группы исследовате­лей массовой коммуникации Университета в Глазго (Великобритания) в 70-е — 80-е годы. В течение этого периода ими опубликовано несколь­ко работ, в которых были отражены результаты изучения материалов массовой коммуникации, посвященных индустриальным конфликтам, событиям международной и внутренней жизни Великобритании. Цен­тральным здесь'был вопрос о том, действительно ли материалы телеви­зионных новостей являются объективными и непредвзятыми? В ходе изучения показа, например, индустриальных конфликтов была сделана выборка видеозаписей всех передач новостей британского телевидения за одно полугодие 1975 г. Причем специально рассматривались сюжеты на темы промышленности и экономики. При этом использовались спе­циальные процедуры, повышающие степень точности и адекватности предложенных категорий анализа. Основной вывод авторов состоял в том, что в передачах теленовостей об индустриальных конфликтах характерен выборочный акцент на отдельных отраслях, концентрация внимания на формах осуществления и эффектах конфликтов, а не на их причинах. Идея о том, что новости отнюдь не являются нейтральными сами по себе, а являются продуктом их «подачи» получили подтвержде­ния в ходе других контент-аналитических исследований телевидения. Предметом их были — общенациональная забастовка шахтеров, Фол­клендская война, события в Северной Ирландии29.

Исследования массовой коммуникации с помощью контент-ана­лиза проводились и в нашей стране30.

Тема 15.

Прикладные исследования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...