Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Серия 1. «Утро, день, вечер, ночь».




Методика экспериментального исследования.

Для успешного решения задач нашего исследования необходимо изучить особенности временных представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса и предложить вариант методических рекомендаций по развитию данных представлений у детей на уроках тематического рисования, что и явилось целью нашего констатирующего эксперимента.

Исходя из цели экспериментального исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Подбор диагностического инструментария для изучения временных представлений у школьников с интеллектуальных недоразвитий.

2. Анализ и сравнение полученных данных.

3. Разработка направлений коррекционной программы по развитию временных представлений у школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках тематического рисования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы № 613 Московского района, г. Санкт-Петербург.

В экспериментальную группу вошли 10 школьников с интеллектуальным недоразвитием второго «А» класса:

1. Олеся Г. – 8 лет.

2. Слава С. – 8 лет.

3. Леша Н. – 8 лет.

4. Маша К. – 8 лет.

5. Миша С. – 10 лет.

6. Коля П. – 8 лет.

7. Соня П. – 9 лет.

Обследование детей проходило в индивидуальном и групповом порядке, полученные результата и характерные для каждого ребенка особенности развития временных представлений, фиксировались в протоколах обследования. Работа начиналась с беседы и постепенным переходом на выполнение необходимых проективных методик и заданий.

В экспериментальной работе предполагалось:

1. Исследовать наличие представлений о частях суток;

2. Исследовать наличие знаний о таких временных про понятиях как «вчера», «сегодня», «завтра».

3. Исследовать наличие знаний об основных признаках каждого времени года;

4. Исследовать наличие знаний о месяцах;

5. Исследовать наличие знаний об одежде для каждого времени года;

6. Исследовать наличие интереса при рисовании;

7. Исследовать наличие понимания темы при рисовании;

8. Исследовать способность рисования по словесной инструкции;

9. Исследовать наличие общих знаний о сезонных изменениях природы и спообность отражать их в рисунке.

Помимо этого, в процессе прохождения эксперимента за учениками проводилось наблюдение по следующим показателям:

- понимание инструкции;

- правильность выполнения задания;

- сосредоточенность на задании на всем протяжении работы;

- способность придерживаться инструкции на всем протяжении работы;

- способность выполнить задание до конца;

- замечает ли ребенок ошибки;

- целенаправленность выполнения задания;

- способность принимать помощь и подсказки с помощью наводящих вопросов.

Эксперимент в зависимости от изучаемого свойства внимания (объем, переключаемость, устойчивость, концентрация) предполагал выполнение шести серий – десяти заданий.

Раскроем содержание методик и заданий констатирующего эксперимента.

Серия 1. «Утро, день, вечер, ночь».

Цель: установить наличиезнаний о частях суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.

Оборудование: набор картинок с изображением мальчика спящего ночью, просыпающегося утром, играющегося днем, смотрящего телевизор вечером, картинки природы утром, днем, вечером, ночью, протокол обследования.

Задание 1.

Ход исследования: школьнику предлагается ответить на ряд вопросов. Затем кладется 4 карточки с мальчиком в режимных моментах; разложить карточки по порядку. Учащийся работает по инструкции: выбрать нужную карточку из четырех; После предлагается ответить на вопросы.

Инструкции: «Скажи, пожалуйста, какие части суток ты знаешь?»

«Сейчас мы с тобой немного поиграем. Посмотри внимательно на другие карточки. Кто на них изображен? Покажи утро; ночь; вечер; день. Как ты понял, что на картинке нарисовано утро; ночь; вечер; день?

Разложи карточки в правильной последовательности, начиная с утра. Что следует за утром?

Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:

Оценка выполнения задания:

Баллы Качественная оценка Уровни сформированности
  Не приступает к выполнению задания; не проявляет интерес; не называет части суток самостоятельно; неверно указывает на части суток на картинках с мальчиком; не раскладывает картинки в верной последовательности. 0 уровень
  Не называет части суток самостоятельно; верно указывает на картинки с изображением ночи, но при аргументации выбора акцент делает на несущественные детали; в остальных картинках путается; раскладывает картинки в неверной последовательности. 1 уровень Очень низкий
  Не называет части суток самостоятельно; верно выбирает только ночь и утро, адекватно обосновывает свой выбор, в остальных картинках путается; не раскладывает в заданной последовательности даже с небольшой помощью. 2 уровень Низкий
  Называет части суток с одной подсказкой; верно указывает на картинки с названной экспериментатором частью суток, адекватно обосновывает свой выбор; верно располагает картинки в заданной последовательности с небольшой помощью. 3 уровень Средний
  Все части суток названы самостоятельно; верно указывает на картинки с названной экспериментатором частью суток, адекватно обосновывает свой выбор; располагает картинки в верной последовательности. 4 уровень Высокий

Задание 2.

Ход исследования: перед школьником кладутся 4 карточки с явлениями природы, свойственной тому или иному времени суток. Задаются вопросы.

Инструкция: «Посмотри внимательно на карточки. Тебе нужно определить, на какой фотографии утро. Покажи. Покажи ночь; вечер; день. Как ты определил, что это утро; ночь; вечер; день?

Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:

Оценка выполнения задания:

Баллы Качественная оценка Уровни сформированности
  Не приступает к выполнению задания; не проявляет интерес; при выборе указывает на первую попавшуюся фотографию; не обосновывает свой выбор. 0 уровень
  Проявляет интерес, но при выборе указывает на первую попавшуюся фотографию; не обосновывает свой выбор. 1 уровень Очень низкий
  Проявляет интерес; верно выбирает фотографии с ночь; в оставшихся путается; при объяснении своего выбора акцент делает на несущественных деталях. 2 уровень Низкий
  Внимательно слушает задание экспериментатора; верно определяет на фотографиях ночь и вечер, в остальных путается; адекватно объясняет совой выбор. 3 уровень Средний
  Внимательно слушает задание экспериментатора; выбирает верные фотографии по просьбе экспериментатора; адекватно обосновывает свой выбор. 4 уровень Высокий

 

Задание 3.

Ход исследования: Школьнику предлагается ответить на вопросы.

Инструкция: « Используя слова утро, день, вечер, ночь, закончи мои предложения: «Мы завтракаем…, а обедаем…. Мы умываемся и ложимся спать…, а крепко спим...».

«Ответь на вопросы: «Что следует за вечером; что перед ночью; что между ночью и днем?»

Представления оценивается по 4-бальной шкале, в соответствии с баллами выделяются следующие уровни сформированности:

Оценка выполнения задания:

Баллы Качественная оценка Уровни сформированности
  Не выполняет задание / отказ от выполнения задания. 0 уровень
  Верно заканчивает предложения только про утро, обед; не ориентируется в понятиях «за», «перед», «между»; не отвечает на вопросы. 1 уровень Очень низкий
  Верно заканчивает предложения; не ориентируется в понятиях «за», «перед», «между» - отвечает на вопросы полностью неправильно или с некоторыми ошибками. 2 уровень Низкий
  Верно заканчивает предложения; путается в расположении времени суток. 3 уровень Средний
  Правильно заканчивает предложения; верно отвечает на все вопросы. 4 уровень Высокий

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...