Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексический потенциал песни (какие ЛЕ можно отрабатывать).

Значение песни в жизни человека

Методическая рекомендация

Название песни: Песня остаётся с человеком

Автор текста: Сергей Островой

Автор музыки: Аркадий Островский

Исполнитель: Эдита Пьеха

Год: 1964

Аудитория (уровень и национальный уклон). Песня рекомендована для студентов, владеющих русским языком на уровне А2 и выше.

Грамматический потенциал песни (какие грамматические темы можно отрабатывать):

· глаголы в форме настоящего времени3 л. ед. ч. и мн.ч., 1 л. мн.ч.; будущего времени 1 л. мн.ч, 2 л. ед.ч., 3 л. ед.ч.

· форма будущего времени глагола «быть»

· разграничение омонимичных форм предлога «с»: с человеком, с песней, с тобой – значение совместности; с колыбели – темпоральное значение

· восклицательные предложения

Лексический потенциал песни (какие ЛЕ можно отрабатывать):

· образные выражения: «носить в сердце», «с колыбели», «лютый холод»

· синонимичные выражения «сказать до свидания» - «попрощаться»

Дополнительные комментарии.

«Песня остаётся с человеком» – гимн фестиваля «Песня года».

· Культурная ценность текста песни – акцентирование важного значения песни в русской истории и культуре, отношение носителей русского языка к пению. Данная композиция может быть использована в качестве заглавной песни к учебному пособию.

· Сфера применения песни – песня может быть разучена со студентами для исполнения на конкурсах, студенческих вечерах, праздниках.

Песня остаётся с человеком

1. Ночью звёзды вдаль плывут по синим рекам,
Утром звёзды гаснут без следа.
Только песня остаётся с человеком.
Песня – верный друг твой навсегда!

ПРИПЕВ:
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой!

2. Наши песни носим в сердце с колыбели,
С песней всюду вместе мы идём.
Сколько песен мы любимым нашим спели,
Сколько мы ещё с тобой споём!

ПРИПЕВ:
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой!

3. В лютый холод песня нас с тобой согреет,
В жаркий полдень будет как вода.
Тот, кто песни петь и слушать не умеет,
Тот не будет счастлив никогда!

ПРИПЕВ:
Через годы, через расстоянья,
На любой дороге, в стороне любой
Песне ты не скажешь до свиданья,
Песня не прощается с тобой!

 

Бардовские песни

Методическая рекомендация

Название песни: Как здорово

Автор слов и музыки: Олег Митяев

Исполнитель: Олег Митяев

Год: 1978

Аудитория (уровень и национальный уклон). Ввиду особой сложности песни рекомендуется разучивать и испольнять её со студентами, владеющими русским языком на уровне B2 и выше.

Грамматический потенциал песни (какие грамматические темы можно отрабатывать). На материале песни можно изучать следующие аспекты русской грамматики:

· повелительное наклонение глаголов («а ну-ка, улыбнись!»)

· инверсия («гитары жёлтой», «купол большой и звёздно-снежный»)

· глаголы в форме будущего времени 1 л. мн.ч. (вспомним, наполним), 3 л. ед.ч. (пронзит, качнётся, скажет); глаголы в форме настоящего времени 2 л. ед.ч. (обнимаешь, грустишь); глаголы в форме прошедшего времени мн.ч. (собрались, запеклись)

· восклицательные предложения

Лексический потенциал песни (какие ЛЕ можно отрабатывать).

На материале песни можно изучать различные средства художественной выразительности: метафоры (осколком эха, купол неба), олицетворения (костёр пляшет), сравнения (имена как раны…); эпитеты (тугую высь); кроме того, в песне имеется неологизм (звёздно-снежный), на наличие которого следует также обратить внимание студентов.

Дополнительные комментарии.

Песня «Как здорово» - классика туристического жанра, неофициальный гимн движения авторской песни в России. Спустя всего четыре месяца после дебютного исполнения эту песню уже пели по всей стране. В 2016 году в рамках передачи «Песня с историей» на канале «Москва. Доверие» была снята отдельная передача, посвященная этой песне.

· Культурная ценность текста песни – знакомство студентов с феноменом авторской песни в русской культуре, рассказ о фестивалях бардовской песни и их значении для русских.

· Сфера применения песни. Песня хороша для исполнения под гитару (в аудитории или на природе у костра), чтобы студенты могли прочувствовать атмосферу фестиваля бардовской песни. Кроме того, песню можно исполнять на студенческих вечерах, в кругу одногруппников и друзей.

 

Как здорово

1. Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнётся купол неба, большой и звёздно-снежный...
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

2. Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

3. И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

4. Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнётся купол неба, большой и звёздно-снежный...
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

Методическая рекомендация

Название песни: Дом

Автор слов и музыки: Мир Гальперин

Исполнитель: Мир Гальперин

Год: 1970-е гг.

Аудитория (уровень и национальный уклон). А2 и выше

Грамматический потенциал песни (какие грамматические темы можно отрабатывать). На материале песни можно изучать:

  • глаголы несовершенного вида в форме прошедшего времени
  • имена прилагательные в творительном падеже («яростным, добрым, нежным, злым, еле живым»)

· сложные бессоюзные предложения, СПП с разными видами придаточных (придаточным изъяснительным, определительным, придаточным условия, места).

Лексический потенциал песни (какие ЛЕ можно отрабатывать).

Лексические единицы по теме: «Дом, интерьер»: построить дом, стена, окно, стулья, стол.

Дополнительные комментарии:

· Культурная ценность текста песни. Каждому студенту будет понятна и близка песня о доме. После разучивания и исполнения песни можно инициировать дискуссию о том, что значит дом для человека, а также попросить студентов рассказать об их родном городе, их любимых местах и доме.

 

Дом

1. Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
Шёл человек, была дорога нелегка.
И человек мечтал о том, что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме родном.


2. Если в дороге уставал, он неизменно напевал
Песню любимую свою, ту, что пою.
Дом, как известно всем давно, – это не стены, не окно,
Это не стулья за столом – это не дом.

3. Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом – это там, где нас поймут, дом – это где всегда нас ждут,
Где ты забудешь о плохом – это твой дом...

 

Методическая рекомендация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...