Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недоразвитием речи (второй год обучения)




В связи с тем что после коррекционного обучения в старшей группе у детей с ОНР наблюдается определенное отставание в развитии языковых средств, трудности в их использовании в по­вседневном речевом общении, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина пред­лагают рекомендации по продолжению логопедической работы в подготовительной группе*.

Логопедическая работа с детьми в подготовительной группе организуется на основе тех же теоретических положений и науч­но-методических подходов, что и в старшей группе.

* Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвити­ем речи в условиях специального детского сада. Часть II. Второй год обучения (подготовительная группа). М., 1993.


Цель: продолжать развитие связной речи детей (монологичес­кой и диалогической) на основе уточнения и расширения сло­варного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

На логопедических занятиях предусматривается последователь­ная работа над словом, предложением и связной речью.

Коррекционно-речевая работа с детьми 7-го года жизни в те­чение учебного года планируется и проводится в той же логике, что и в предыдущей группе. Вновь условно выделяются три пери­ода обучения, в рамках которых определяется основное содержание логопедической работы, тип и количество логопедических занятий.

В / период обучения (сентябрь — ноябрь) проводится 3 фрон­тальных занятия по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию про­изношения.

Во // период (декабрь — март) проводится 2 фронтальных за­нятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произно­шения и 1 занятие по обучению грамоте.

В /// период (апрель — май) проводится 2 фронтальных заня­тия по формированию лексико-грамматического строя, 1 — по формированию произношения, 2 —- по обучению грамоте.

В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, свя­занные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей. Алторы не только раскрывают приемы формирования зву­ковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи, но и иллюстрируют методические положения конспектами лого­педических занятий.

Необходимость ранней диагностики и раннего начала коррек­ционной работы с детьми обусловила разработку Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и включение в целостную систему устранения общего недоразвития речи проекта программы логопедической работы еще с одной группой — детьми средней группы (со JIуров­нем речевого развития при ОНР) *.

* Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у до­школьников: Практическое пособие. М., 2003.


Основными задачами работы с ними являются:

— развитие понимания речи;

— развитие словарного запаса;

— формирование двусоставного предложения и предложения
из нескольких слов;

— развитие фонематического слуха;

— развитие звукопроизношения и формирования слоговой
структуры.

Авторы считают, что наибольшей результативности в обучении детей со II уровнем речевого развития можно достигнуть на заня­тиях с 1—2 детьми (в первые месяцы обучения), при этом продол­жительность занятий составляет 10—15 мин. Спустя два месяца детей целесообразно объединить в подгруппы из 2—3 человек, а время занятий увеличить до 15—20 мин.

Во втором полугодии состав подгрупп может включать 4—5 че­ловек, что дает возможность проводить совместные игры и уде­лять внимание организации взаимоотношений детей в совмест­ной речевой деятельности.

При определении содержания логопедических занятий реко­мендуется выверять посильность требования к ребенку и исполь­зовать средства, стимулирующие не только речевую, но и познава­тельную активность детей, поддерживающие их работоспособность и интерес к ним.

Литература

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть I. Первый год обучения (старшая группа): Пособие для студ. дефек-тол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, вос­питателей детских садов и родителей. М., 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина ТВ. Подготовка к школе детей с об­щим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть II. Второй год обучения (подготовительная группа): По­собие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специ­альных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М, 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обуче­ния и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003.


Учим говорить правильно

(учебно-методический комплект)

Автор Т.А. Ткаченко

Учебно-методический комплект адресован логопедам, воспита­телям и методистам ДОУ, детских домов, поликлиник, санаториев, а также родителям детей, имеющих речевое недоразвитие. В нем представлен авторский взгляд на проблему формирования речи при ее недоразвитии, основанный на научно-методических подхо­дах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. Вошедший в комплект оригинальный прак­тический и наглядный материал — результат 30-летней работы с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Цели:

— проводить коррекцию общего недоразвития речи у детей 5—

6 лет;

— готовить их к школе.

Задачи:

— выработать у детей навык продуктивной учебной деятель­
ности;

— устранить фонетико-фонематическую недостаточность;

— сформировать навыки звукового анализа, а затем и послого-
вого чтения:

— развить связную речь;

— предупредить нарушения письма и чтения, вероятность про­
явления которых особенно велика у детей данной катего­
рии.

Представленная в учебно-методическом комплекте система кор-рекпионно-развивающей деятельности педагогов (логопеда и вос­питателей) включает психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 5—6 лет, рекомендации по планированию работы воспитателя и логопеда в старшей и подготовительной группах, примерные конспекты занятий, другие методические и наглядные материалы.

Литература

Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошколь­ника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и ро­дителей. М., 2001.

Ткаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы. М.,

2004.


Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия: Альбом дошкольника. М, 2001.

Ткаченко ТА. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.

Ткаченко ТА. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: Пособие для воспитате­лей, логопедов и родителей. М., 2005.

Ткаченко ТА. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитате­лей, логопедов и родителей. М., 2005.

Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении

Авторы: Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи I—III (no P.E. Ле­виной) и IV уровня (по Т.Б. Филичевой).

В соответствии с авторским замыслом вся логопедическая ра­бота в ДОУ может быть представлена как логическая и преем­ственная смена ступеней воспитания и обучения дошкольников с ОНР со свойственными каждой из них задачами и содержанием работы.

Первая ступень — младший дошкольный возраст — ориенти­ровочно 3 (3,5)—4 (4,5) года.

Вторая ступень — средний дошкольный возраст — ориентиро­вочно 4,5—5,5 лет.

Третья ступень — старший дошкольный возраст — ориентиро­вочно 5,5—6,5 (7) лет.

В рамках каждой ступени выделены задачи и содержание подго­товительного и основного этапов коррекционного обучения.

Содержание программы первой ступени предусматривает кор-рекционно-логопедическую работу по преодолению ОНР (I уро­вень речевого развития по Р.Е. Левиной). Основное внимание на этой ступени направлено на создание условий для стимулирова­ния речевой активности детей с ОНР.

Задачи:

— преодолевать речевой и неречевой негативизм (работа над ослаблением чувств неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отно­шение к занятиям;


 

— развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;

— работать над расширением понимания речи;

— развивать потребность в общении и формировать элемен­
тарные коммуникативные умения, способность взаимодей­
ствовать с окружающими (со взрослыми и детьми);

— развивать интерес к окружающей действительности и сти­
мулировать познавательную активность;

— формировать речь во взаимосвязи с развитием воспитания,
внимания, памяти, мышления;

— работать над вербализацией игровых действий (учить отра­
жать в речи содержание выполненных действий);

— формировать общие речевые умения.

На подготовительном этапе этой ступени реализуются следую­щие направления:

— формирование произвольного слухового и зрительного вос­
питания, внимания, памяти;

— кинестетической и кинетической основы движений в про­
цессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики;

— мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обоб­
щения, классификации;

— слухозрительного и ел ухо моторного взаимодействия в про­
цессе восприятия и воспроизведения ритмических струк­
тур;

— развитие импрессивной речи;

— вызывание речевого подражания, потребности подражать сло­
ву взрослого.

В содержание основного этапа первой ступени обучения вклю­чены следующие направления:

— воспитание общих речевых навыков;

— развитие импрессивной стороны речи;

— формирование предметного, предикативного, адъективного
словаря экспрессивной речи;

— формирование грамматических стереотипов словоизменения
и словообразования в экспрессивной речи;

— формирование синтаксических стереотипов и усвоение син­
таксических связей в составе предложения;

— формирование связной речи;

— коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Для каждого из выделенных направлений работы на подгото­вительном и основном этапах первой и последующих ступеней предлагается перечень необходимого для занятий оборудования и материалов, игр и литературного материала (потешки, сказки, сти­хотворения).


 




Логопедические занятия на первой и последующих ступенях проводятся в индивидуальной и групповой формах. Авторы отмечают, что переход к групповой форме работы осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности. Сформированные на логопедических заняти­ях общие речевые умения закрепляются на занятиях, проводимых другими педагогами.

Содержание программы второй ступени раскрывает содержание ксоррекционно-логопедического воздействия применительно кде-гям со II уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной).

Задачи:

— формировать речевую практику как базу для усвоения элемен­
тарных языковых закономерностей на практическом уровне;

— работать над развитием произвольности и основных компо­
нентов мыслительной деятельности;

— совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу
движений в процессе развития общей, ручной и артикуля-
торной моторики;

— расширять возможности понимания речи параллельно с рас­
ширением представлений об окружающей действительнос­
ти и формированием познавательной деятельности;

— расширять объем предметного, предикативного и«дъектив-
ного словаря импрессивной экспрессивной речи в онома­
сиологическом (обращается внимание на названия объек­
тов) и семасиологическом (обращается внимание на семан­
тику слов) аспектах;

— формировать грамматические стереотипы словоизменения
и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

— формировать синтаксические стереотипы и работать над ус­
воением синтаксических связей в составе предложения;

— расширять возможности участия ребенка в диалоге, форми­
ровать монологическую речь;

— проводить коррекцию нарушений фонетической стороны
речи, развивать фонематические процессы;

— осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голо­
совой функции.

На подготовительном этапе этой ступени продолжается работа по формированию когнитивных предпосылок речевой деятельно­сти, кинестетической и кинетической основы движений, мысли­тельных операций, слухозрительного и слухомоторного взаимо­действия. Для детей, страдающих дизартрией, дополнительно про­водится работа по формированию сенсорно-прецептивного уровня восприятия звуков родного языка.


На основном этапе второй ступени осуществляется: форми­рование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи; грамматических стереотипов словоизме­нения и словообразования в экспрессивной речи; синтаксичес­кой структуры предложения и связной речи. Не менее важны­ми направлениями деятельности логопеда на этом этапе явля­ются коррекция нарушений фонетической стороны речи, движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

Программа третьей ступени обучения рассчитана на детей, име­ющих III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной) и IV уро­вень речевого развития (по Т.Б. Филичевой). Основная цель лого­педической работы — развитие различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательно­го, морфологического, семантического).

Задачи:

— работать над совершенствованием процессов слухового и зри­
тельного восприятия, внимания, памяти, мыслительных опе­
раций;

— развивать обшую, ручную и артикуляторную моторику;

— осуществлять дальнейшее расширение объема и уточнение
предметного, предикативного и адъективного словаря имп­
рессивной и экспрессивной речи, проводить работу по фор­
мированию семантической структуры слова, организации
семантических полей;

— совершенствовать воспитание, дифференциацию и навыки
употребления грамматических форм слов и словообразова­
тельных моделей, различных типов синтаксических конст­
рукций;

— совершенствовать навыки связной речи;

— проводить коррекцию нарушений фонетической стороны
речи, развивать фонематические процессы;

— осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голо­
совой функции;

— формировать мотивацию к школьному обучению.

Специфика логопедической работы на этой ступени опреде­ляется, с одной стороны, возросшими речевыми возможностя­ми детей, а с другой — его направленностью на подготовку де­тей к продуктивному усвоению школьной программы. В этом контексте обучение грамоте детей с ОНР рассматривается ав­торами программы не только как средство приобретения пер­воначальных школьных навыков, но и как один из способов формирования речи.



На подготовительном этапе этой ступени направления лого­педической работы те же, что и на предыдущих ступенях. В содер­жание основного этапа помимо задач формирования разных ком­понентов экспрессивной стороны речи входят и задачи обучения детей грамоте.

Литература

Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., БаряеваЛ.Б. Программа логопеди­ческой работы в дошкольном образовательном учреждении //Ло­гопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей-Сб. метод, рек. СПб.; М, 2006.

Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада

Автор Н.В. Нищева

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возра­ста (3—4 лет) с I—II уровнями речевого развития при общем не­доразвитии речи.

Цель: выстраивать систему коррекционно-развивающей рабо­ты в младшей логопедической группе, предусматривающую пол­ное взаимодействие и преемственность действий всех специалис­тов детского учреждения и родителей дошкольников.

Предложенная комплексность педагогического воздействия на­правлена на выравнивание речевого и психофизического разви­тия детей с ОНР.

Задачи;

— осуществлять языковое и познавательное развитие;

— формировать художественно-творческие и музыкальные на­
выки;

— укреплять физическое здоровье.

Программа опирается на отечественные исследования в облас­ти логопедии (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волко­ва, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, ГА. Волкова и др.), посвященные проблеме развития, воспитания и обучения в дошкольном детстве детей с общим недоразвитием речи I—IV уровня.

В основе Программы лежит идея создания таких условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармо­ничного развития детей младшего дошкольного возраста, которые помогли бы им использовать все компенсаторные возможности и реализовать заложенные природой потенции. Это достигается за


счет модификации общеразвивающих программ и всего комплек­са коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей, а также реализации задач дошкольного воспитания с включением син­хронного выравнивания речевого и психического развития детей.

Базовыми принципами построения программы являются прин­ципы системности, комплексности, развития, учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, отногенетический и эти-о патогенетический принципы, а также принципы наглядности, до­ступности, сознательности, индивидуального подхода.

Структура: пояснительная записка, характеристика основных направлений коррекционно-развивающей работы с рекомендаци­ями по организации развивающей среды, по проведению занятий с детьми специалистами ДОУ и родителями, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический мате­риал, план-программа коррекционно-развивающей работы по пе­риодам.

В приложение включены методические рекомендации по про­ведению обследования ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР, схема обследования, еженедельные задания воспитателю, пе­речень методических пособий и дидактических материалов к про­грамме.

Содержание. В программе выделены шесть направлений (раз­делов) коррекционно-развивающей работы, при этом каждый раз­дел имеет свои специфические задачи, определяющие содержание совместной деятельности педагогов и детей.

Так в рамках центрального раздела — «Речевое развитие» — происходит развитие как импрессивной, так и экспрессивной речи воспитанников.

Раздел «Познавательное развитие» решает задачи сенсорного воспитания, развития психических функций детей, ознакомления их с окружающей действительностью и художественной литерату­рой, формирования пространственных, временных и элементар­ных математических представлений.

В разделе «Креативное развитие» предусматривается вовлече­ние детей в художественно-творческую, игровую и театрализо­ванную деятельность, музыкальное развитие, формирование мел­кой моторики и конструктивного праксиса.

Всестороннее полноценное развитие двигательных способнос­тей и обогащение двигательного опыта детей, укрепление здоро­вья и закаливание организма, развитие его необходимых физичес­ких качеств и двигательных умений, а также профилактика плос­костопия и нарушений осанки выступают как обязательные


составляющие работы педагогов по разделу «Физическое здоровье и развитие».

На формирование навыков адекватного поведения в различ­ных ситуациях, воспитание доброжелательного отношения к ок­ружающим и вежливости ориентированы задачи и содержание раздела «Нравственное воспитание».

Раздел «Трудовое воспитание» ориентирован на воспитание у детей желания принимать участие в трудовой деятельности и фор­мирование навыков самообслуживания.

Программное содержание внутри каждого раздела организова­но в соответствии с тремя периодами. Системообразующим и цементирующим всю деятельность взрослых выступает темати­ческий принцип планирования коррекционной работы, который обеспечивает концентрированное изучение материала и его мно­гократное ежедневное повторение в специально организованных коммуникативных ситуациях.

Особое внимание автор уделяет правильной организации пред­метно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении, поскольку именно она создает возможности для расширения опыта эмоционально-прак­тического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверст­никами в наиболее важных для него сферах жизни, позволяет вклю­чить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы.

Четкое распределение коррекционно-развивающих и воспитатель­ных функций между специалистами ДОУ — еще одна особенность построения и реализации данной программы. Особенно значимым автор называет ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя в ходе режимных моментов, при планировании работы, выборе оп­тимальных средств коррекционно-развивающего воздействия.

Существенным моментом программы является необходимость активной поддержки деятельности педагогического коллектива дет­ского сада родителями, которая предполагает систематическую кон­сультативно-методическую помощь им со стороны логопеда и вос­питателей группы.

В методический комплект к программе входит пособие для спе­циалистов ДОУ, рабочие тетради для детей, комплекты дидакти­ческих игр, тетрадь с методическими рекомендациями для родите­лей и др.

* * *

Программа рекомендована региональным экспертным советом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга.


Литература

Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Младшая логопедическая группа. СПб., 2005.

Нищева Н.В. Организация коррекционно-развинающей работы в младшей логопедической группе. СПб., 2004.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развиваюшей работы в младшей логопедической группе детского сада. СПб., 2007.

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (3—4 года). СПб.,

2004.

Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы дет­ского сада. СПб., 2003.

Программа коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада для детей

с общим недоразвитием речи (4—7 лет)

Автор Н.В. Нищева

Программа рассчитана на пребывание ребенка с общим недо­развитием речи в логопедической группе ДОУ с 4-летнего возра­ста.

Цель: построить систему коррекционно-развивающей рабо­ты в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи — [—III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной), IVуровень (по Т.Б. Филичевой) в возрасте 4—7 лет, предусмат­ривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образования и родителей до­школьников.

Задачи: коррекиионные, развивающие и воспитательные.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение до­школьников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любо­знательность, инициативность, ответственность, самостоятель­ность. Вместе с тем, автор особо подчеркивает приоритет коррек-Ционных задач и подчинение им задач общеобразовательной ра­боты с детьми.

Теоретической основой программы является рассмотрение об­щего недоразвития речи как системного нарушения речевой де­ятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, ка­сающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе


и сохранном интеллекте (Р.Н. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чир-кина).

Принципы построения программы. Основа программы — созда­ние оптимальных условий для коррекционно-развивающей рабо­ты и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. По мне­нию автора, это достигается за счет модификации общеразвиваю-щих программ* и всего комплекса коррекдионно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофи­зического развития детей.

В связи с этим первым в перечне принципов построения про­граммы Н.В. Нищева называет принцип природосообразности, раскрывая его как стремление к реализации общеобразователь­ных задач параллельно с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей. Онтогенетический принцип пред­полагает учет общности развития нормально развивающихся де­тей и детей с ОНР. Реализация принципа комплексности спо­собствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспи­тания, инструктора ЛФК, воспитателей. Кроме того, в основу по­строения программы положены общедидактические принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конк­ретности и доступности, постепенности, концентрического нара­щивания информации в каждой из последующих возрастных групп.

Структура: пояснительная записка, общие рекомендации по реализации программы (включая примерные режим дня, расписа­ние занятий на неделю, расписание работы логопеда и перечень лексических тем в каждой из них, рекомендации по созданию пред­метно-пространственной развивающей среды и осуществлению работы с родителями), а также подробное описание системы кор­рекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготови­тельной группах для детей с ОНР. В приложении содержатся ре­комендации по проведению обследования и схема обследования ребенка с ОНР, перечень пособий методического комплекта, спи­сок специальной, методической и детской художественной лите­ратуры.

Содержание. Центральным разделом программы является раз­дел «Речевое развитие», что обусловлено особенностями имеющихся

* Программа воспитания и обучения в детском салу / Под ред. М.А. Василье­вой, В.В- Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005; Детство: Программа развития и вое-питания в детском саду. СПб., 1995.


у детей и требующих коррекции дефектов речи. Основными на­правлениями в рамках этого раздела выступают:

— развитие словаря;

— формирование и совершенствование грамматического строя
речи;

— развитие фонетико-фонематической системы языка и на­
выков языкового анализа;

— обучение элементам грамоты;

— развитие связной речи и речевого общения.

Эти направления реализуются преимущественно в содержа­нии деятельности логопеда, однако программой предусматрива­ется активное включение в эту работу воспитателей ДОУ и ро­дителей.

Тематический подход к планированию содержания коррекци-онной работы обеспечивает концентрированное изучение мате­риала и его ежедневное многократное повторение. Отбор лекси­ческого материала проводится с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

Другие разделы программы связаны с данным разделом и в совокупности позволяют решать задачи всестороннего и гармо­ничного развития личности каждого ребенка. Однако каждый раз­дел программы имеет свои специфические задачи и направления работы.

Так, в разделе «Познавательное развитие» в качестве основных направлений деятельности специалистов ДОУ выделены:

— сенсорное воспитание детей;

— развитие психических функций;

— ознакомление с окружающей действительностью;

— ознакомление с художественной литературой;

— развитие пространственных, временных и элементарных ма­
тематических представлений.

При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций; воспитате­ли организуют работу по ознакомлению дошкольников с окружа­ющим, художественной литературой, по развитию временных, про­странственных и математических представлений.

В разделе «Креативноеразвитие» выделены следующие направ­ления:

— развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;

— художественно-творческая деятельность;

— музыкальное развитие;

— игровая и театрализованная деятельность.


 




 


Руководство работой внутри раздела осуществляют воспитате­ли, в ней также участвует музыкальный руководитель и педагог-логопед.

Воспитателям принадлежит и ведущая роль в реализации за­дач, выделенных в разделах «Нравственное воспитание», «Трудо­вое воспитание». Работу по разделу «Физическое здоровье и разви­тие» проводит главным образом руководитель физического вос­питания с учетом состояния здоровья и уровня физического развития детей.

Важной особенностью организации предметно-пространствен­ной среды в соответствии с данной программой является созда­ние в логопедическом кабинете, группе и ДОУ в целом специфи­ческих Центров детской деятельности, которые оснащаются необ­ходимым учебно-игровым оборудованием.

Учебно-методическое обеспечение Программы составляют: методические рекомендации по планированию занятий воспи­тателя, примерные конспекты занятий, речевые карты, комплек­ты рабочих тетрадей, настольно-печатные игры и пособия для детей.

Программа рекомендована к использованию в образователь­ных учреждениях экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Литература

Ншцева Н.В. Конспекты подгрулповых логопедических заня­тий в средней группе для детей с ОНР. СПб., 2006.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недораз­витием речи (с 4 до 7 лет). СПб., 2006.

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. СПб., 2006.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2005.

Нищева Н.В. Тетради для средней логопедической группы дет­ского сада № I, № 2, № 3. СПб., 2006.

Нищева Н.В. Тетради для старшей логопедической группы дет­ского сада № I, № 2. СПб., 2006.

Нищева Н.В. Тетради для подготовительной к школе логопеди­ческой группы № 1, № 2. СПб., 2006.


Речецветик

(парциальная программа комплексного

развития коммуникативно-познавательных

речевых способностей дошкольников)*

Автор Г.А. Ванюхина

Программа предназначена для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня развития (одаренных, со средшими способностя­ми, с речевыми и психологическими нарушениями) и может ис­пользоваться:

— в ДОУ общеразвивающего вида;

— в группах для детей с недостатками речи (ФФН, ОНР II—
III уровня), с задержкой психического развития.

Программа направлена на комплексное развитие у дошколь­ников разносторонних познавательных способностей, на совер­шенствование умений получать и передавать информацию посред­ством действия, мышления и речи. При этом речь выступает как ведущее коммуникативное средство и основной системообразую­щий фактор процесса познания. В качестве парциальной программы «Речецветик» согласуется с комплексными программами различ­ной специфики, так как обогащает их системой способов, приемов и форм развития коммуникативно-познавательной речевой дея­тельности.

Цель: формировать и гармонизировать энерпоинформационное пространство личности средствами природосоо)бразного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей детей.

Задачи:

— организовать биоадекватный воспитатель™ о-образовательный
процесс по совершенствованию познавательных механиз­
мов всех уровней (интуиция, сенсомоторшка, психика, сим­
волика, логика, вербалика, семантика) для освоения детьми
базовых навыков устной и письменной речи как ведущего
средства общения и познания;

— обучать полисенсорным способам получения, переработки
и передачи информации в условиях разноуровневых биосо­
циальных коммуникаций и педагогики сотрудничества;

— проводить интеграцию направлений профилактической, ком­
пенсаторной и развивающей коррекции речи в комплекс­
ный эволютивный курс;


 


* Обзор подготовлен при участии Г.А. Ванюхиной. Степанова



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...